Дом стал поводом для многолетней войны между родственниками. Суды идут несколько лет
Суть конфликта
Трое истцов — Анатолий Ш., Галина Ш. и Николай Ш. — подали иск против Александра И. с просьбой признать недействительным договор дарения 1/3 доли дома, расположенного по адресу: Бишкек, ул. Фере.Анатолий и Галина утверждают, что каждая из них владеет по 1/3 доли в этом доме на основании свидетельства о наследстве, выданного их отцом в 1982 году. Оставшаяся доля принадлежала их брату Владимиру, который скончался в 2021 году. После его смерти Анатолий, Галина и сын Владимира Николай начали оформлять наследство, но узнали, что доля Владимира якобы была подарена Александру И.
Истцы утверждают, что Александр И. не является родственником их брата, а является внуком его супруги. Они считают, что сделка была оформлена в условиях, когда Владимир находился в беспомощном состоянии из-за злоупотребления алкоголем и преклонного возраста. По их мнению, в таких обстоятельствах он не мог адекватно осознавать суть своих действий.
К тому же, за две недели до подписания договора дарения Владимир выдал Александру доверенность, в которой не было права на дарение. Тем не менее, 27 марта 2017 года у частного нотариуса был оформлен договор дарения. Истцы утверждают, что после этой сделки Владимир продолжал жить в доме и не передавал его Александру, а акт приема-передачи не был подписан. Более того, сам Александр никогда не жил в этом доме.
В исковом заявлении сказано: "Более того, сам Александр указанный дар не принял, никогда в данном доме не проживал".
Истцы просят суд признать сделку недействительной, восстановить их право собственности на 1/3 долю, а также взыскать судебные издержки.
Позиция ответчиков
Александр и его мать Оксана представляют свою сторону дела. Оксана утверждает, что она вместе с матерью жила в этом доме, так как ее мама вышла замуж за Владимира. Она была зарегистрирована по адресу на ул. Фере еще в советское время и проживает там с 1974 года. Также выяснили, что за этим домом значатся коммунальные долги, включая газовый долг в размере 165 тысяч сомов.Оксана провела там все свое детство и взрослую жизнь, а после смерти родителей начались судебные разбирательства с родственниками.
Она утверждает: "Они на протяжении 50 лет не участвовали в содержании своих долей по завещанию. Не дождавшись окончания судебных разбирательств, они продали весь дом, сделав новые документы, несмотря на то, что оригинал документов на дом находится у меня". 11 мая неизвестный человек, купивший дом, сломал замки и выбросил часть их вещей на улицу, а остальное уничтожил.
Оксана утверждает, что у нового владельца документы поддельные.
Она также обратилась к президенту и в милицию с просьбой разобраться в ситуации.
Ход судебного разбирательства
Свердловский районный суд вынес решение в пользу ответчиков.Истцы не согласились с этим решением и подали апелляцию. В мае 2024 года Бишкекский городской суд признал договор дарения недействительным, и доля в доме была возвращена Николаю, сыну Владимира.
Постановлением Верховного суда от 30 сентября 2024 года решение Бишкекского городского суда было оставлено в силе.
25 октября того же года на основании свидетельства о праве наследства треть дома была оформлена на Николая и зарегистрирована в кадастре.
В феврале 2025 года дом был законно продан гражданину С. Х., который стал его единственным владельцем.
Истцы утверждают, что Оксана и Александр продолжали незаконно регистрировать посторонних лиц и препятствовать доступу законных владельцев.
На данный момент на территории дома ведутся строительные работы, а сам дом был снесен.
Следователи открыли уголовные дела по ст. 370 УК КР "Неисполнение судебного акта" и ст. 379 УК КР "Подделка документов".
Тем не менее, оба дела были прекращены за отсутствием состава преступления, несмотря на наличие явных фактов, по мнению истцов.
УВД Свердловского района Бишкека сообщило, что к ним обратилась О. И. с просьбой принять меры в отношении А., И. и Г., которые, несмотря на судебные разбирательства, продали дом, в котором ранее проживал ее сын на основании договора дарения.
Этот факт был зарегистрирован, но следственная служба отказала в возбуждении уголовного дела.
Милиция напомнила, что Верховный суд признал договор дарения недействительным.
"Снос дома был осуществлён нынешним собственником, который приобрел его на законных основаниях", - подчеркнули в милиции.
Оксана также подала иск по приобретательной давности, который был выигран ответчиками.
Кроме того, она подала новый иск по вновь открывшимся обстоятельствам, который еще предстоит рассмотреть. Судебное заседание в Верховном суде КР пройдет без присутствия сторон.
Обсудим?
Смотрите также: