КЫР
Главные новости » Общество » «Манасчынын тарыхы»: История манасчы Кумар уулу Бекмурата (Балыкооз)
Общество

«Манасчынын тарыхы»: История манасчы Кумар уулу Бекмурата (Балыкооз)

408
18 февраля в Национальном театре «Манас» состоялась презентация книги «Манасчылар», посвященной биографиям и творческому наследию 150 манасчы, охватывающему последние 500 лет истории. Ее автор — манасчы и директор театра Нурбек Талантбеков.

В книге представлены манасчы в хронологическом порядке, дополненные стихами от манасчы Рысбая Исакова, который известен тем, что пересказывал эпос «Манас» на протяжении 124 часов, занесенного в Книгу рекордов Гиннесса.

Нурбек Талантбеков подчеркивает, что манасчы — это не просто развлечение или форма искусства, а явление, обладающее уникальной ценностью, которая еще не полностью изучена наукой. Эпос «Манас» вдохновлял народ на свершения, и слова манасчы имели огромное влияние на людей, что подтверждают такие личности, как Байтик и Кыдыр Аке, которые ценили сказительство.

Сколько имён манасчы сохранилось для потомков, и сколько осталось в тени истории? Даже сегодня не существует точной информации о количестве манасчы. Автор говорит о необходимости донести имена манасчы до широкой аудитории, добавляя, что список будет обновляться в будущих изданиях.

В рамках новой рубрики АКИpress «Манасчынын тарыхы» мы будем рассказывать о жизни и творчестве каждого из 150 манасчы.

Кумар уулу Балыкооз (Бекмурат) (1803-1891)

Балыкооз (Бекмурат) Кумар уулу — выдающийся манасчы из племени Сарбагыш, оставивший значительный след в устной традиции кыргызского народа. Фольклорист Калим Рахматуллин отмечает, что точные даты его рождения и смерти остаются неясными, но известно, что он родился в Таласе и умер в возрасте 80 лет в Чуйской области.

В своих исследованиях он приходит к выводу, что Балыкооз родился в 1799 году и умер в 1887 году, дожив до 88 лет.

Собиратель фольклора Ыбрайым Абдыракманов записал свидетельство рассказчика Шапака Ырысменде уулу, который утверждал, что встречал Балыкооза в 75 лет, когда ему было 13-14. Если Шапак родился в 1863 году, то встреча состоялась примерно в 1876-1877 годах, что указывает на дату рождения Балыкооза около 1801-1802 годов.

Фольклорист Каюм Мифтахов, основываясь на материалах из Таласа, предполагает, что Балыкооз мог родиться в 1801-1802 годах или в 1811 году.

Разные источники указывают на его смерть в 1887 году в возрасте 89 лет или в 1891 году в возрасте 90 лет в Арчалуу Чуйской области, где он был похоронен в Бос-Бөлтөке, на родине Байтика.

По словам внучки сказителя, Сукан Найманбаевой, Балыкооз родился в 1799 году и умер в 1887 году, прожив 88 лет, что совпадает с версией журналиста Аралбая Аманова в его книге «Сарбагыш и история крупных родов чоңчарык».

Архивные документы Института рукописей Национальной академии наук Кыргызстана подтверждают, что Балыкооз прожил ещё около пяти лет после смерти Байтик баатыра. Историк Кыяс Молдокасымов установил, что Байтик родился в 1823 году и умер в 1886 году в возрасте 63 лет.

Согласно воспоминаниям потомков, после смерти Байтик баатыра Балыкооз переехал к родственникам в Кочкор, где прожил около трех лет, прежде чем вернуться в Чуй. Он скончался через полтора-два года после возвращения и был похоронен рядом с Байтиком в Бас-Бөлтөке.

На основании всех собранных данных можно сделать вывод, что Балыкооз Кумар уулу родился в 1803 году и умер в 1891 году.

Легенды гласят, что дед Балыкооза, Курманбек, поссорился с Эсенгул баатыром и, собрав семью, переселился в Талас. Там они разделились: часть осталась в Кетмен-Төбө, другие — у устья Беш-Таша, а третья группа — на берегу реки Кара-Арча, получив землю от потомков Акбай баатыра.

Курманбек вскоре умер, и его 14-летнего сына Кумара забрали в Талас. Там он рос в бедности, женился примерно в 25 лет и у него родился сын Бекмурат. Его детство прошло в горах — Кан-Жайлоо, Көл-Жайлоо, у ущелий Кара-Арчи. Он рано начал работать, пасти овец и наниматься в поденщики, но, несмотря на трудности, рано начал петь и импровизировать на праздниках, становясь известным в округе.

В те времена Кокандское ханство активно устанавливает свою власть, строя крепости и собирая налоги, которые отправлялись в Наманган. Таласом управлял Ажыбек-датка, передававший сборы в крепость Олуя-Ата.

Однажды Ажыбек поручил группе джигитов, среди которых был и Бекмурат, доставить дань в Наманган. Ночью, остановившись у мавзолея Манаса, они стали дежурить у скота. Когда настала очередь Бекмурата отдыхать, он зашёл в мавзолей и заснул. Во сне ему явился Манас с сорока воинами. Один из старцев сказал: «Твой вид похож на рыбий. Пусть тебя назовут Балыкооз, ты — Балык, чтобы слышал народ, твои слова — свет». Бекмурат ответил, что никогда их не видел, но будто бы знал всегда.

Старец продолжил: «Ты пришёл в наш дом. Много людей говорили о нас. Мы послали тебе коня. С рассветом выйдешь — в Кабаке найдёшь жеребца, привязанного к дереву. Оседлай его и расскажи всем о встрече с Манасом. С этого дня и до конца жизни ты будешь воспевать нас. Я — твой Бакай». И старцы исчезли.

Когда Бекмурат проснулся, рассвело, и он нашёл жеребца на Кабаке, как было предсказано. Он рассказал кушбеги о своем сне, о Манасе и о дарованном имени. Услышав это, кушбеги попросил его исполнить «Манас», а затем воспеть его самого. Балыкооз начал: «Пророки и сахабы ушли, а кушбеги Намангана сияет!» Он воспел правителя как защитника народа Средней Азии. Кушбеги был доволен и устроил пир для джигитов, вручив Балыкоозу письмо к Ажыбеку датке и Бүргө баатыру с просьбой о тёплом приёме сказителя.

С этого момента Балыкооз вернулся в Талас как признанный манасчы. Его сказания «Манаса» нашли отклик в сердцах народа. Ажыбек датка и Бүргө баатыр уважали его, и он стал уважаемым лидером. Вскоре он встретил Нооруз ырчы, который стал его другом и наставником.

По преданиям, Балыкооз отличался смелостью и справедливостью, не склонял головы ни перед беком, ни перед ханом. Он щедро делился своим вознаграждением с бедными и вдовами, за что снискал любовь и уважение народа — стар и млад преклонялись перед ним и звали его с почётом.

Балыкооз не только учился у певцов Таласа, но и объединял их сказания, обогащая и развивая их. Он однажды сказал: «Я рассказал три чашки слов, но даже три месяца не иссякли». Тоголок Молдо отзывался о нём как о великом певце, который первым выучил «Манас» и принёс его из Таласа.

Согласно записям, сделанным Акылбеком, сыном Алымбека, Балыкооз начинал свой эпос не с Манаса, а с его предка — Оторкана, сына Ороз бия. Затем переходил к Ногой хану и уже потом к богатырю Эр Манасу. Он вплетал родовые легенды кыргызов в свое повествование, начиная с времени, когда народ молился на синий камень в Самарканде, и заканчивая событиями своей эпохи. Однако позже ему пришлось изменить оригинальный сюжет, заменив Оторкана на Ногой-хана.

Как он сам вспоминал: «В период расцвета моего таланта появился один эшен по имени Азизкожо, заявивший, что он потомок Азирет Аалы. Хан Ажыбек сказал мне: «Воспой эшену от Оторкана до Манаса». Я начал рассказывать, включая эшенов в повествование. Сначала эшен слушал рассеянно, но когда я стал говорить о героях, сражавшихся за ислам, он начал внимать. Он сказал: «Не воспевай язычников, а говори о тех, кто был с пророком. За это тебя ожидает награда в Раю». И хан Ажыбек подтвердил: «Не губи свою душу, лучше воспевай мусульман — будет милость». С тех пор я перестал петь об Оторкане и стал говорить, что предок Манаса — Ногой». И продолжал рассказывать о ханах и о храбром кыпчаке Эр Табылды.

Как истинный сказитель, Балыкооз адаптировал эпос к духу своего времени, углубляя сюжет. Когда он однажды воскликнул, что Манас двинулся на Пекин с войском в 42 тысячи человек, Ажыбек датка удивился: «Как же Манас может идти с одним лишь сорока чоро? То, что ты говоришь, имеет больший смысл». С того дня Ажыбек держал певца рядом как ценного спутника, ведь он высоко ценил искусство.

Когда Балыкооз приблизился к сорока годам, его отец Кумар скончался. По приказу Ажыбека, лучшие мастера были вызваны для постройки великолепного мавзолея над могилой отца.

Сын Ажыбека Нурак был близким другом Байтика. По некоторым причинам Байтик приехал в Талас и жил у отца друга почти год. Там он познакомился с Балыкоозом и был поражён его талантом, предложив: «Что ты делаешь здесь, среди племени саруу? Лучше поехали со мной к своим в Чуй». Балыкооз, поколебавшись, ответил, что не может уйти без разрешения Ажыбека. Когда Байтик собрался в путь, он зашёл к Ажыбеку и сказал: «Отец мой, пора возвращаться. Благодарю за радушный приём. Но… я привязался к одной вещи здесь. Если позволишь, скажу. Если нет — умолкну». Ажыбек, подумав, что тот просит лошадь или девушку, разрешил: «Говори, сын мой, дам, что попросишь». Байтик ответил: «Если отдашь мне Балыкооза, я возьму его с собой». Ажыбек замер и, помолчав, сказал: «Слово дал — не откажусь. Отказаться было бы недостойно моего положения».

Когда весть о том, что Балыкооз уезжает в Чуй, разнеслась по Таласу, народ восстал, никто не хотел отпускать его. Только вмешательство Ажыбека смогло успокоить людей. Байтик уехал, пообещав: «Ты прощайся с народом. Я встречу тебя с почестями, как полагается. Пришлю людей с дарами и ритуалом».

Прощание Балыкооза с таласским народом затянулось — его уход оплакивали более трёх месяцев. Он прощался с земляками и племенами Саруу, Кытай, Алакчын, всё это время поя свои прощальные песни:

Чалкайып жаткан кең Талас,

Жердеген экен эр Манас,

Жериң менен аман бол.

Калба, Койлон, Күркүрөө –

Малга жакшы жер экен,

Малың менен аман бол.

Топурак-Бел, Шыбак-Бел,

Кызыл-Адыр, Эчкилүү –

Кыркаң менен аман бол.

Суу сурасам, бал берген,

Суусар энем аман бол.

Ат сурасам, төө берген,

Ажыбек атам аман бол...

Балыкооз переехал в Чүйскую долину. Байтик баатыр сдержал обещание: встретил его с большим почётом и выделил участок для жилья, взяв в свою свиту — как певца и советника. Со временем Балыкооз стал уважаемой личностью, и его влияние на Чуй возросло. Более того, он не раз открыто указывал Байтику на его ошибки, шутя, но метко, за что тот ценил его прямоту.

В 1885 году Балыкооз вернулся в Талас. Там он узнал, что Кыдыралы датка уже долгое время отказывается подчиниться русским властям. Он исполнил песню, связывая судьбы сынов Ормон хана Үмөталы, Осмона датки и Балбай баатыра, убеждая Кыдыралы покориться, указав на трагические исходы для тех, кто выступал против. Затем он чтит память отца, читая Коран, и обращается к народу с призывом принять новый порядок.

Долгое время Балыкооз оставался на родной земле, в Таласе, и лишь спустя время вернулся в Чуй. Там его встретила весть о смертельной болезни Байтика. После недолгого пребывания певца в Чуйской долине, баатыр умирает. Тогда Балыкооз, сказав: «При Байтике я был велик, сейчас нет никого, кто знал бы мою цену. Пусть не окажусь униженным в старости», отдает последний долг Байтику, участвует в похоронах и уезжает к родным в Кочкор.

Там он живёт около трёх лет, обучая молодых, увлеченных сказанием «Манас», среди которых выделяется Шапак, сын Ырысменде — будущий известный манасчы. Но однажды между ним и Шамен манапом, сыном Куттуксейита, происходит серьёзная ссора, и обиженный Балыкооз покидает Кочкор, возвращаясь в Чуй.

Когда его жизненный путь приближается к завершению, он решает: «Хочу попрощаться с родной землёй и прочитать Коран на могиле отца Кумара и у мавзолея Айкөла», и отправляется в Талас.

О его последнем визите свидетельствует манасчы Эркебай, который видел Балыкооза и слушал его «Манас». Сохранились отрывки из его песни, записанные со слов Эркебая:

«Калың эттен ажырап,

Арыганда кез болдук.

Кашка тиштен ажырап,

Карыганда кез болдук.

Жаткан иттей кара бөрк,

Суу болгондо кез болдук.

Мурункудан замана,

Куу болгондо кез болдук». 

Отрывки из песен Балыкооза были записаны фольклористом Каюмом Мифтаховым от Сулаймана, сына Рыскулбека, уроженца Таласской долины, который жил на жайлоо Кен-Кол и Улуу-Төр. Сулайман с почтением рассказывал, что эти песни он выучил от Найманбая, сына самого Балыкооза.

По воспоминаниям его ученика, Шапака, сына Ырысменде, даже в глубокой старости Балыкооз оставался удивительно бодрым: ни одна морщина не тронула его лица, его голос звучал звонко и сильно, как в молодые годы. По преданиям, он многократно участвовал в состязаниях акынов, вызывая соперников на айтыш, и каждый раз, открыв уста, слова лились как песня. Об этом и народ сложил пословицу: «Шербеттин сөзү – берметтин көзү, Балыктын сөзү – калктын сөзү».

Манасчы Рысбай Исаков описывает творчество Балыкооза следующими строками:

Баатырдан мингич ат алган,

Балыкооз болуп атанган.

Күмбөздөн кайып кабылып,

Күлүстөн өңү жашарган.

Оторкан жөнүн жобурап,

Олуя Шерден бата алган.

Божурап айтса санжыра,

Бошобой оозу макалдан.

Айтышып чаркы жетпестен,

Акындын көбү маталган.

Түгөнгүс болуп чууруган,

Түрмөктүү ырга такалган.

Эргиген кезде сайраган,

Эрендер жүргөн сапардан.

Бекмурат ысмы угулсун,

Берендер жүргөн катардан.

У Балыкооз ырчы было пятеро сыновей — Садырбек, Коңурбай, Мамырбай, Найманбай, Алчынбай — и одна дочь по имени Шааркан. Из всех детей именно Найманбай продолжил отцовское дело: унаследовал поэтический дар и мастерство сказителя.

В наши дни потомки великого манасчы основали общественный фонд, носящий его имя «Балыкооз-Бекмурат», и занимаются общественно-культурной деятельностью.

0 комментариев
Обсудим?
Смотрите также:
Продолжая просматривать сайт report.kg вы принимаете политику конфидициальности.
ОК