КЫР
Главные новости » Общество » «Манасчынын тарыхы»: История манасчы Назара Болот уулу
Общество

«Манасчынын тарыхы»: История манасчы Назара Болот уулу

77
18 февраля в Национальном театре «Манас» состоялась презентация книги «Манасчылар», охватывающей биографии и истории жизни 150 манасчы за последние пять столетий. Автором этого значимого издания стал манасчы и директор театра Нурбек Талантбеков.

Книга организована в хронологическом порядке, а манасчы Рысбай Исаков обогатил каждую историю стихами. Рысбай стал известным в Книге рекордов Гиннесса благодаря своему 124-часовому пересказу эпоса «Манас».

Нурбек Талантбеков отметил, что манасчы и искусство сказительства не следует рассматривать лишь как развлечение, исполняемое под музыку. Это имеет гораздо более глубокое значение.

«Искусство манасчы и мифология «Манаса» обладают уникальными аспектами, которые до сих пор не поддаются полному научному анализу. Это проявляется в мифах, сохранившихся в истории, и в событиях, которые мы наблюдаем. Эпос «Манас» вдохновлял героев на великие дела, на защиту своего народа и земли, и никто не мог сравниться с влиянием слов манасчы. Именно поэтому такие фигуры, как Байтик и люди с внутренней силой, как Кыдыр Аке, считали за честь поддерживать и развивать искусство сказительства», - добавил он.

Вопрос о количестве манасчы, дошедших до нашего времени, остается открытым, и даже сегодня трудно определить, сколько таких мастеров существует.

По словам автора, его задача — донести до народа имена всех манасчы, и этот список будет расширен в будущих изданиях.

В рамках нашей новой рубрики АКИpress «Манасчынын тарыхы» мы будем делиться историями жизни и творчества каждого из 150 манасчы.

Назар Болот уулу (1828-1893)

Назар Болот уулу, один из выдающихся сказочников своего времени, родился в селе Сары-Камыш в Исык-Кульской долине. Он принадлежал к племени арык рода Бугу. В 1961 году великий сказитель XX века Саякбай Карала уулу в интервью для исследователя «Манаса» Зайыра Мамытбекова поделился информацией о том, как Чокан Валиханов записал «Көкөтөйдүн ашы» у Назара из Иссык-Куля.

Чокан Валиханов, просветитель казахского народа, отмечал: «Мой интерес к истории и устной литературе кыргызов, а также к Борунбаю и другим, вызывал подозрения, что я работаю на русское правительство. Однако они оказали мне всяческую помощь».

Также академик Алкей Маргулан писал: «Манас» широко распространил среди народа акын Келдибек, за которым следовали манасчы Назар и Балык. Чокан, записавший «Манас» на бумагу, вполне мог сделать это, записывая у одного из них, но, к сожалению, не оставил воспоминаний о том, у кого именно был взят этот фрагмент.

Свидетели, видевшие Назара, вспоминали, что он был выдающимся сказочником с высоким голосом, который завораживал слушателей. Во время исполнения «Манаса» его шапка сползала с головы, и он знал трилогию «Манас» наизусть. Көлдүк карыя Кожо делился воспоминаниями: «Когда Назар выступал в Чоң Жергезе, жители Кереге-Таша слышали его голос и говорили: «Это Назар сказывает».

Существует легенда о высоком голосе Назара: однажды, когда он переходил перевал Кызыл-Кыя, его голос был слышен даже на пастбище Кутурган-Булак, и человек по имени Түргөн узнал его голос, зарезал барана и готовился к приезду сказочника.

Как и известные сказочники Солтобай, Акылбек и Сагынбай, Назар почитал «Семетея» как своего покровителя. Талантливый акын Арстанбек Буйлаш уулу вспоминал о Назара в айтыше с таласским поэтом Чоңду:

Элдин ыйлап укканын,

«Семетейчи Назардын

Хан жесири Каныкей – 

Букарды көздөй качканын;

Төлгө кылып долунун,

Тайторуну чапканын;

Кара нөшөр жамгырдай,

Төгүп ырдап турганда;

Каныкейдин арманын,

Калк дилине жеткирип,

Чөгүп ыйлап турганда: 

Ат дүбүртү угулчу,

Айыл калбай чогулчу.

Жетим-жесир зарына,

Калк көңүлү бурулчу.

Салаалап жашы куюлчу». 

Манасчы Мамбеталы Ашымбай уулу вспоминал: «Назар великолепно исполнял «Каныкейдин Тайторуну чапканы», а семетейчи Алмабек Тойчубек уулу говорил: «Он сказывал «Манас», следуя за Кадыр аке и Чыныбаем. Назар был сказочником Кыдыра», - делился он.

Сын Назара, Жүгөрү, рассказывал: «Когда отец сказывал «Манас», его голос был настолько мощным, что казалось, каждая жилка на руках готова лопнуть от напряжения. Когда он сказывал, звук разрывал покрывало юрты — люди уважали и почитали его», - вспоминал он.

Литератор и санжырачы Сапарбек Закиров описывал, как в Кара-Сазе, в районе Каракола и Бишкеке, проходило собрание двух уездов, на которое пришел Назар манасчы, исполняя «Семетея». Когда он вышел на улицу, вокруг его дома образовался плотный круг зрителей, никто не решался разойтись. Люди говорили: «Останьтесь», и он кланялся всем, проходя под покровом. Это свидетельствовало о великой силе его слова.

В свое время известный иссык-кульский манап Чыныбай поручил Назару и Тыныбеку рассказать о событиях от смерти Манаса до строительства мавзолея. Назар выполнил свою часть задания за полтора дня, после чего поручил мастеру Надыру построить мавзолей Манасу. Тыныбек также потратил полтора дня на свою часть и поручил строительство Арстан эшену, который приехал из Анжияна и Намангана. В итоге судьи признали победу Тыныбека, вручив ему сто сомов и лошадь в качестве награды.

Назар однажды сказал: «У меня нет имущества, кроме лошади, и нет души, кроме «Манаса». В 1893 году, в возрасте 65 лет, этот знаменитый сказочник скончался в Иссык-Кульской долине. В его память манасчы Рысбай Исаков посвятил следующие строки:

Ойлорду тизип жазармын,

Оодарып кенин казармын.

Көркөмдүү кепти тапканда,

Көңүлүм тунуп тазардым.

Куюлуп турса ырларым,

Кут конуп турган мазармын.

Эмесе уккун ошондон,

Эгерде келсе тазаргың.

Төтөлөп айтам ошондой,

Төрөсүн мыкты казалдын.

Тыныбек менен теңдешип,

Тыңдаган шаңын азандын.

Көлкүсө жамгыр болчу дейт,

Көнөктөп жааган жаз алдын.

Болуму мыкты болуптур,

Болоттун уулу Назардын.

 
0 комментариев
Обсудим?
Смотрите также:
Продолжая просматривать сайт report.kg вы принимаете политику конфидициальности.
ОК