Кабмин утвердил Программу повышения цифровой грамотности и обучения цифровым навыкам на 2025-2026 годы
Согласно распоряжению Кабмина № 75-р от 14 февраля 2025 года, также была одобрена Дорожная карта, которая детализирует реализацию данной Программы и включает матрицу индикаторов для мониторинга и оценки её эффективности.
Национальная программа развития Кыргызской Республики, утвержденная президентским указом от 12 октября 2021 года № 435, задает курс на создание цифрового государства и развитие цифровой экономики. В рамках программы запланировано осуществить 10 проектов в области цифровизации, среди которых создание национальной цифровой экосистемы, включающей интегрированные смарт-платформы и использование искусственного интеллекта в качестве базы для больших данных. Важно отметить, что повышение цифровой грамотности и навыков граждан имеет особое значение в этой стратегии.
Программа включает в себя цели, задачи и ключевые направления работы по повышению цифровой грамотности и обучению цифровым навыкам населения Кыргызской Республики до 2026 года, а также направлена на достижение Целей устойчивого развития.
Программа повышения цифровой грамотности и обучения цифровым навыкам на 2025-2026 годы
Скачать документ
Дорожная карта по реализации Программы повышения цифровой грамотности и обучения цифровым навыкам на 2025-2026 годы
№ | Задачи | Меры | Срок реализации | Ожидаемые результаты (продукт) | Ответственные исполнители | Источники финансирования | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
Глава 1. Институциональная база цифровой грамотности и развития цифровых навыков населения | |||||||
1 | Совершенствование нормативной базы | 1) определить группы граждан, которым необходимо предоставить обучение по цифровым навыкам с учетом особенностей людей с ограниченными возможностями и жителей удаленных районов, обеспечивая равный доступ к образованию | II квартал 2025 года | Принят соответствующий нормативный правовой акт | Министерство цифрового развития, МТСОМ, МОН, АГУПКР (по согласованию) | Республиканский бюджет, средства доноров | |
2) определить перечень профессий и должностей, для которых базовые цифровые компетенции являются обязательными | II квартал 2025 года | МТСОМ, ГАГСМСУ, МОН | |||||
3) ввести в типовые квалификационные требования для государственных и муниципальных должностей всех уровней обязательные требования по цифровым компетенциям | III квартал 2025 года | ГАГСМСУ, АГУПКР (по согласованию) | |||||
2 | Установление национального стандарта уровней цифровых навыков и компетенций | 1) внедрить программы по обучению цифровым навыкам в дошкольном, школьном и профессиональном образовании | II квартал 2025 года | Принят нормативный/ненормативный правовой акт. Внедрены соответствующие программы | МОН | Республиканский бюджет, средства доноров | |
2) установить число уровней квалификации для каждой компетенции | |||||||
3) провести анализ учебных программ образовательных учреждений на предмет их соответствия современным и будущим требованиям цифровых компетенций | |||||||
4) разработать проекты нормативных/ненормативных правовых актов, направленных на регламентацию стандартов цифровых навыков и компетенций | |||||||
3 | Введение тестирования и сертификации цифровой компетентности (по аналогии с системой "Кыргызтест") | 1) разработать методологию оценки цифровой грамотности и навыков для государственных и муниципальных служащих | 2026 год | Принят нормативный/ненормативный правовой акт. Разработана цифровая платформа | ГАГСМСУ, МЦР | Республиканский бюджет, средства доноров | |
2) разработать программное обеспечение для онлайн-тестирования цифровой грамотности и навыков | МЦР | ||||||
3) решить вопросы признания результатов сертификации (сертификата) цифровой компетентности, в том числе онлайн (цифровых) сертификатов | МОН, МЦР | ||||||
4) внести в законодательство о государственной службе требования об обязательном повышении цифровой грамотности государственных и муниципальных служащих с установлением периодичности повышения квалификации | ГАГСМСУ, АГУПКР (по согласованию) | ||||||
4 | Повышение цифровых навыков государственных гражданских и муниципальных служащих | 1) пересмотреть существующие программы повышения квалификации с учетом цифровых технологий | 2026 год | Принят нормативный/ненормативный правовой акт | ГАГСМСУ, АГУПКР (по согласованию) | Республиканский бюджет, средства доноров | |
2) пересмотреть программы оценки работников с учетом требований о владении цифровыми навыками, достаточными для занимаемой должности | |||||||
5 | Создание системы мониторинга и оценки уровня цифровой грамотности и навыков государственных и муниципальных служащих | 1) разработать перечень индикаторов для мониторинга и оценки уровня цифровой грамотности и навыков | 2026 год | Принят нормативный/ненормативный правовой акт | МЦР, АГУПКР (по согласованию) | Республиканский бюджет, средства доноров | |
2) разработать методику сбора и обработки данных | |||||||
3) разработать регламент взаимодействия между государственными органами по проведению мониторинга | |||||||
4) определить механизм проведения мониторинга | |||||||
Глава 2. Доступ населения к повышению цифровых навыков на базе цифровых платформ | |||||||
6 | Создание национальной платформы для дистанционного обучения, обеспечивающей доступ к образовательным ресурсам для всех граждан | 1) провести анализ существующих образовательных ресурсов для определения функциональных требований к платформе | 2025-2026 годы | Создана единая национальная образовательная платформа. Принят нормативный/ненормативный правовой акт | МЦР, МОН | Республиканский бюджет, средства доноров | |
2) разработать платформу с учетом требований безопасности и удобства для пользователей | |||||||
3) интегрировать платформу с существующими государственными системами для обеспечения единого входа и аутентификации пользователей | |||||||
7 | Обеспечение платформы качественным и актуальным образовательным контентом | 1) создать и разместить контент для платформы (текст, видео, изображения, электронные курсы) | 2025-2026 годы | Обеспечен доступ к качественным образовательным ресурсам для всех граждан | МОН, МЦР | Республиканский бюджет, средства доноров | |
2) обеспечить регулярное обновление контента в соответствии с технологическими изменениями и научными данными | |||||||
8 | Поддержка проведения курсов и тренингов для повышения цифровой грамотности населения | Содействие в организации обучающих курсов на базе школ, профессиональных учебных заведений и других учреждений | 2025-2026 годы | Повышение цифровой грамотности населения Кыргызской Республики | МОН, ЦИК, МЦР, МТСОМ, вузы и другие образовательные учреждения (по согласованию) | Республиканский бюджет, средства доноров | |
Глава 3. Повышение осведомленности о цифровой грамотности и мотивация к использованию цифровых технологий | |||||||
9 | Информационная кампания о важности цифровой грамотности и навыков | 1) подготовить материалы о значении повышения цифровой грамотности | 2025-2026 годы | Проведена информационная кампания | Министерства и ведомства | Республиканский бюджет, средства доноров | |
2) организовать тренинги и курсы в регионах для населения | |||||||
3) провести мотивационные встречи с цифровыми лидерами | |||||||
4) популяризировать использование государственных цифровых и электронных сервисов | |||||||
5) проводить информационные кампании в различных форматах (СМИ, семинары и пр.) для пропаганды цифровых технологий |
Список сокращений:
МТСОМ | - | Министерство труда, социального обеспечения и миграции Кыргызской Республики |
АГУПКР | - | Академия государственного управления при Президенте Кыргызской Республики |
МЦР | - | Министерство цифрового развития Кыргызской Республики |
МОН | - | Министерство образования и науки Кыргызской Республики |
ГАГСМСУ | - | Государственное агентство по делам государственной службы и местного самоуправления при Кабинете Министров Кыргызской Республики |
ЛOB3 | - | Лица с ограниченными возможностями здоровья |
ЦИК | - | Центральная комиссия по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики |
СМИ | - | Средства массовой информации |
Матрица индикаторов мониторинга и оценки реализации Дорожной карты по реализации Программы повышения цифровой грамотности и обучения цифровым навыкам на 2025-2026 годы
№ | Показатель | Единица измерения | Базовый год | Промежуточные индикаторы | Целевые индикаторы | Ответственные исполнители | Источник данных | |
1 год | 2 год | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Глава 1. Институциональная база цифровой грамотности и развития цифровых навыков населения | ||||||||
1 | Совершенствование нормативной базы | Нормативный правовой акт | 2025 г. | 2025 г. | - | 2025 г. Принят соответствующий нормативный правовой акт | МЦР, МТСОМ, МОН, ГАГСМСУ, АГУПКР (по согласованию) | МЦР, МТСОМ, МОН, ГАГСМСУ, АГУПКР (по согласованию) |
2 | Установление национального стандарта уровней цифровых навыков и компетенций | Нормативный/ненормативный правовой акт | 2025 г. | 2025 г. | - | 2025 г. Принят соответствующий нормативный/ненормативный правовой акт. Внедрены соответствующие программы | МОН | МОН |
3 | Введение тестирования и сертификации цифровой компетентности (по аналогии с системой "Кыргызтест") | Нормативный/ненормативный правовой акт | 2025 г. | 2025 г. | 2026 г. | 2026 г. Принят соответствующий нормативный/ненормативный правовой акт. Разработана цифровая платформа | ГАГСМСУ, МЦР, МОН, АГУПКР (по согласованию) | ГАГСМСУ, МЦР, МОН, АГУПКР (по согласованию) |
4 | Повышение цифровых навыков государственных гражданских и муниципальных служащих | Нормативный/ненормативный правовой акт | 2025 г. | 2025 г. | 2026 г. | 2026 г. Принят соответствующий нормативный/ненормативный правовой акт | ГАГСМСУ, АГУПКР (по согласованию) | ГАГСМСУ, АГУПКР (по согласованию) |
5 | Создание системы мониторинга и оценки уровня и масштабов цифровой грамотности и цифровых навыков государственных и муниципальных служащих | Нормативный/ненормативный правовой акт | 2025 г. | 2025 г. | 2026 г. | 2026 г. Принят соответствующий нормативный правовой акт | МЦР, АГУПКР (по согласованию) | АГУПКР (по согласованию) |
Глава 2. Доступ населения к повышению цифровых навыков на базе цифровых платформ | ||||||||
6 | Создание единой национальной платформы для дистанционного обучения | Нормативный правовой акт | 2025 г. | 2025 г. | 2026 г. | 2026 г. Создана единая национальная образовательная платформа. Принят нормативный/ненормативный правовой акт | МЦР, МОН | МОН |
7 | Обеспечение платформы качественным и актуальным образовательным контентом | Создание и размещение контента для образовательной платформы (формат подачи: текст, видео, изображения, электронные курсы) | 2025 г. | 2025 г. | 2026 г. | 2026 г. Обеспечен доступ к качественному образовательному ресурсу для всех категорий граждан | МОН, МЦР | МОН, МЦР |
8 | Поддержка проведения обучающих курсов и тренингов по развитию цифровой грамотности населения | Проведенные обучающие курсы и тренинги | 2025 г. | 2025 г. | 2026 г. | 2026 г. Повышена цифровая грамотность населения Кыргызской Республики | МОН, ЦИК, МЦР, МТСОМ, вузы и другие образовательные учреждения (по согласованию) | МОН, ЦИК, МЦР, МТСОМ, вузы и другие образовательные учреждения (по согласованию) |
Глава 3. Повышение осведомленности населения о цифровой грамотности и мотивация к использованию технологий | ||||||||
9 | Проведение информационной кампании о важности цифровой грамотности и навыков | Количество мероприятий | 2025 г. | 2025 г. | 2026 г. | 2026 г. Проведена соответствующая информационная кампания | Министерства и ведомства | Министерства и ведомства |
Список сокращений:
МТСОМ | - | Министерство труда, социального обеспечения и миграции Кыргызской Республики |
АГУПКР | - | Академия государственного управления при Президенте Кыргызской Республики |
МЦР | - | Министерство цифрового развития Кыргызской Республики |
МОН | - | Министерство образования и науки Кыргызской Республики |
ГАГСМСУ | - | Государственное агентство по делам государственной службы и местного самоуправления при Кабинете Министров Кыргызской Республики |
ЦИК | - | Центральная комиссия по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики |
Обсудим?
Смотрите также: