КЫР
Главные новости » Общество » Музеи, библиотеки, детсады — где разместят первоклассников и найдут ли учителей
Общество

Музеи, библиотеки, детсады — где разместят первоклассников и найдут ли учителей

463
Музеи, библиотеки, детсады — где разместят первоклассников и найдут ли учителей
В Кыргызстане активно идет подготовка к переходу на 12-летнюю систему школьного образования. У чиновников осталось всего полгода на выполнение важнейших задач: создать более 3000 новых классов, найти необходимое количество учителей и обеспечить их учебниками.

Директор Республиканского института повышения квалификации и переподготовки педагогических работников (РИПКиППР) Алмазбек Токтомаметов поделился подробностями с 24.kg.
Фото Sputnik Кыргызстан. Алмазбек Токтомаметов
— Какие учителя первыми проходят обучение и как это происходит без новых учебников и программ?

— Обучение осуществляется преподавателями РИПКиППР и двух областных институтов образования в Оше и Караколе, а также четырех методических центров в Джалал-Абаде, Баткене, Нарыне и Таласе. В рамках нашей программы мы проводим курсы повышения квалификации для всех учителей, и они бесплатны.

В августе 2024 года специалисты из Сингапура подготовили 88 мастер-тренеров в Кыргызстане, которые в последующем обучали местных учителей по направлению STEM. Математики обучались в одной группе, а физики, химики, биологи и географы — в другой.
Читайте по теме Переход на 12-летку. Что нужно знать родителям будущих школьников
На данный момент более 16 тысяч учителей по всей стране прошли курсы повышения квалификации. Мы уточняем информацию о тех, кто пропустил обучение, и собираем две дополнительные группы для онлайн-занятий.

Педагоги, которые первыми внедряют новую модель, это учителя 1-2-5-8 классов, и они проходят курсы в особом режиме. Они будут обучаться до сентября, а после начнут работать, однако в течение следующего учебного года мы будем их сопровождать и обучать во время каникул.

— А как же отдых во время каникул?

— Ситуация нестандартная. В последние годы учителя сами согласны на обучение даже по выходным и вечерам, если это необходимо для освоения новых знаний и навыков. Мы проводим занятия только по желанию, никто не заставляет.

В настоящее время разрабатываются модули для обучения учителей, и мы ждем утверждения предметных стандартов.

Разработан государственный стандарт общего образования, который сейчас находится на общественном обсуждении, а предметные стандарты и учебные программы находятся в процессе разработки.
— На каких ресурсах происходит обучение учителей?

— У нас уже есть действующие предметные стандарты. Новые разрабатывались с учетом существующих, в них вносятся необходимые коррективы. Наши специалисты, которые занимаются разработкой новых стандартов и программ, также создают обучающие модули, так как хорошо понимают особенности новых учебников и сингапурской методики.

К примеру, в первом классе акцент будет сделан на социализацию ребенка: может ли он находить общий язык с другими детьми, как выстраивает взаимоотношения с учителем, способен ли он вести себя в группе и выражать свои мысли. Уроки будут укороченными — по 35 минут, и весь учебный процесс будет строиться в игровой, более свободной форме. Это мы должны донести до учителей первых классов.

— Будет ли задаваться домашняя работа?

— В первом классе домашние задания не предусмотрены, также не будут выставляться оценки до конца третьего класса. Согласно госстандарту, безотметочное оценивание будет действовать до середины второго класса.

— Сколько дополнительных классов потребуется?

— По предварительным расчетам, в школы ожидается приход около 80 тысяч детей, соответственно, необходимо более 3 тысяч новых классов и столько же учителей.

— Как найти кадры?

— Прежде всего, мы планируем принимать на работу воспитателей, которые работали по 480-часовой программе предшкольной подготовки «Наристе». Эти специалисты перейдут из детских садов в школы. Это довольно много людей.

Кроме того, есть выпускники колледжей и университетов, которые проходят переподготовку. Наш республиканский институт также запустил программу дополнительного профессионального образования. Специалисты получат дипломы в течение месяца.
Читайте по теме Переход на 12-летку. По республике не хватает более 163 тысяч ученических мест

Мы также проанализировали, что многие учителя не могут устроиться в школы из-за нехватки вакансий, особенно в Нарынской области. Мы будем их обучать и привлекать к работе в этом регионе.

Предметников можно будет переквалифицировать, так как в первом классе нет сложного материала. Здесь важны психологические моменты. Если мы не сможем решить проблему с учителями начальных классов, у нас есть запасной вариант.

Наиболее остро стоит вопрос с кадрами в Бишкеке и Оше.

В столице сейчас проводится анализ возможности обучения детей в библиотеках, детских садах и музеях — все доступные социальные объекты планируется адаптировать для этой цели.
— Как вы думаете, родители будут это поддерживать?

— Лично я считаю, что это будет непросто. Однако Кыргызстан уже неоднократно пытался перейти на 12-летнюю систему. Даже был нормативный документ правительства, но тогда процесс был отложен.

В этот раз, когда мы обсуждали вопрос с международными экспертами, они сказали: «Или переходите сейчас, или откладывайте надолго». Долгие обсуждения только создают преграды для решения о переходе на новую модель: возникает множество замечаний и опасений. Поэтому нужно было принимать решение. Более 150 стран уже перешли на 12-летнее образование, некоторые даже на 13-летнее, и показывают неплохие результаты.

— На какой стадии находится подготовка учебников?

— Переведены 46 наименований учебников, закупленных в Сингапуре, по STEAM-дисциплинам — математике, физике, химии, биологии, английскому языку и информатике. В настоящее время они адаптируются с учетом наших реалий, изменяются имена и названия городов.

— Будет ли проводиться экспертиза учебников?

— Основное содержание меняться не будет — это готовые учебники, которые применяются более чем в 100 странах. Учителя проведут теоретический анализ, а пилотирование в течение учебного года не планируется.
Читайте по теме Переход на 12-летнее обучение будет проходить поэтапно — решение Садыра Жапарова

Что касается учебников, разработанных местными авторами (по кыргызскому, русскому, истории и географии), то, по моему мнению, до сентября мы не успеем их подготовить.

Восьмой класс в новой модели в целом совпадает с нынешним седьмым на 60%. Мы можем использовать, например, учебник кыргызского языка для седьмого класса, но с некоторыми изменениями. Нужно разработать приложения в электронном виде, и можно будет решить вопрос.

Я надеюсь, что наши учебники будут готовы к следующему учебному году. Необходимо также обучить отечественных авторов, чтобы они разрабатывали пособия с учетом особенностей сингапурской системы.

Аренда учебников останется.
Я считаю, что это лучший вариант — качественные учебники стоят не менее 400-500 сомов, а аренда всего 25 сомов. Это хорошая поддержка для родителей.

— В последнее время много обсуждают объединение физики, химии и биологии. Как будет преподаваться новый предмет — наука?

— В начальных классах (1-6) этот вопрос не стоит. Интегрированный предмет появится в среднем звене — 7-9 классах.

Кембриджская школа в Бишкеке уже 12 лет работает по этой системе, а школы «Сапат» — около четырех лет. Мы обсудили с ними их опыт. Учебник разработан очень подробно, и учителю легко работать. Если учитель может вести урок самостоятельно, он получает разрешение. Если один учитель не справляется, подключается второй педагог, и один урок ведут два человека.

Этот вариант обсуждается в министерстве. Мне кажется, мы будем использовать этот опыт. С 10 класса снова будет разделенное преподавание, так как начинается профильное обучение, и остаются те ученики, которые поступают в вузы, участвуют в олимпиадах и т. д.

— Бакалавриат будет сокращен?

— Да, по плану на год. Студенты первого курса в основном повторяли школьную программу. Если дети будут учиться 12 лет, нужно пересмотреть учебную программу первого курса.

По Болонской системе бакалавриат длится по-разному, в основном четыре года.
Но здесь все зависит от того, какие программы прошли студенты, сколько кредитных часов они набрали.

— Когда вузы начнут менять свои программы?

— Это сейчас обсуждается. Программа «Алтын казык» предполагает комплексный подход, начиная с детского сада до высших учебных заведений. Переход на 12-летнюю систему школьного образования — лишь часть программы.

— В некоторых кругах звучали мнения о необходимости пилотного проекта. Например, в Казахстане реформа началась в 2003 году и длилась почти 20 лет. Почему у нас такой быстрый переход?

— В последние годы многие страны переходят на 12-летнее образование, и мы изучили их опыт.

У нас был вариант перехода в течение 12 лет: в сентябре поступает первый класс по новой модели, и каждый год добавляется новый класс. Но мир меняется быстро, и никто не знает, какая система образования будет через 12 лет. По прогнозам, к 2030 году, или даже через пять лет, многие старые специальности исчезнут и появится более 200 новых.
Таким образом, переход в течение 12 лет не оправдывает себя.
Кроме того, у нас сложная ситуация с учебниками для старших классов. Возникает вопрос: будем ли издавать старые учебники или менять их, и кто будет заниматься этой работой, учитывая решение о переходе на 12-летнюю модель? Это было бы нецелесообразно.
Читайте по теме Экс-министр образования перечислил преимущества 12-летнего обучения в школах

Поэтому было решено перейти на 12-летку в течение трех лет. Рассматривался вариант с 2026/27 учебного года, но руководство решило начать с 2025/26 учебного года.

Также стоит отметить, что мы закупили учебники из Сингапура по кембриджской системе, которые обновляются каждые три года. Если затянуть процесс, через три года учебники могут устареть.

Поэтому многие поддержали ускоренный переход. Да, будут сложности, но я уверен, что все проблемы решаемы.
0 комментариев
Обсудим?
Смотрите также:
Продолжая просматривать сайт report.kg вы принимаете политику конфидициальности.
ОК