КЫР
Главные новости » Общество » Народные легенды: Жители верили, что на Кашан-Бээ есть пещера с золотом
Общество

Народные легенды: Жители верили, что на Кашан-Бээ есть пещера с золотом

113
В Кош-Добоском айыльном аймаке Кочкорского районе Нарынской области есть жайлоо, получившее среди местных жителей название Кашан-Бээ.

Корреспондент Turmush решил узнать, почему пастбище получило такое название. Кашан-Бээ расположено в восточной части села Кара-Кунгой, в 7-8 км от населенного пункта. Оно граничит с пастбищем, которое находится в пользовании у животноводов села Ак-Олон Тонского района, граничит с пастбищем Семиз-Бел. На юге протекает река Кара-Кунгой.

Зимовка Кашан-Бээ пользуется популярностью у жителей села Кара-Кунгой. Добраться сюда можно по единственной автодороге Кош-Добо — Кашан-Бээ.

До 1878 года в местностях Туура-Суу, Кара-Кунгой и Кара-Саз проживали представители племени «азык». Когда один из баев этого племени перекочевал, одна кобыла из стада не смогла преодолеть путь и осталась позади всех. Им пришлось оставить лошадь. Осенью бай вместе с другими представителями племени возвращались обратно и увидели, что кобыла разжирела. Но поймать ее им так и не удалось.

Впоследствии эта местность стала называть «кашаң жер» [ленивая лошадь]. Животноводы со стажем рассказывают, что их предки всегда удивлялись тому, насколько питательная трава на этих пастбищах. Животные быстро набирали в весе.

На жайлоо Кашан-Бээ есть источник. Аксакалы рассказывают, что в свое время здесь протекала бурная река, которая уносила даже лошадей. Сейчас возле этого источника есть канал, похожий на русло большой реки. Озвучиваются предположения, что в прибрежной зоне этой реки располагались мельницы племени «азык». Об этом свидетельствует и следы, оставшиеся по сей день.

Согласно легендам, во время кочевья представители племени «азык» хоронили в этих краях усопших, что могло привести к исчезновению рек Тепши и Кашан-Бээ.

В составе пастбище Кашан-Бээ есть зимовка Жайчыбек. Он был одним из богатых людей племени «азык». В 1878 году по поручению Шабдана Жантай уулу представители племени «азык» были переселены в местности Узун-Булак, Ак-Чий и Ак-Учук.

Легенды гласят, что во время переселения представители племени плакали, что вынуждены бросить такие благодатные земли как Кашан-Бээ и Семиз-Бел.

Вскоре на высвободившиеся земли переселились представители племени «арык» из местности Ак-Суу Иссык-Кульской области. Старейшины рассказывали, что возле источника видели человека верхом на гнедой чалой лошади. В советские годы источник стал местом паломничества и оставался таким до начала Великой Отечественной войны.

Была ясновидящая, которая жила в советское время. И якобы, когда она начинала произносить строки «Кызыл буурул ат минген, кырк мал карач бээси бар.…», то появлялся тот самый всадник на чалой лошади.

По другим легендам, человек шел по Кашан-Бээ и вдруг увидел открывшуюся в скале дверь. Он вошел в эту дверь и перед ним появилась сокровищница. Внутри было столько золота и серебра, что все блестело так, как будто был ясный солнечный день. Человек вышел обратно, отправился домой, а когда вернулся, то никаких дверей в этой скале уже не было. Тогда поговаривали, что если бы он совершил обряд жертвоприношения и помолился, то мог бы стать обладателем большого богатства.

Была и другая легенда, которая гласит, что человек вошел в эту пещеру и набрал золото. А когда вышел из нее, то все золото превратилось в помет. А другой и вовсе пропал в горе.
Есть поверье, что ворота этой пещеры открываются один раз в 100 лет. И увидеть это дано не каждому. Были случаи, когда жители приходили сюда, даже выбивали камни, чтобы попасть внутрь. Об этом могут свидетельствовать небольшие остатки глыб, которые как бусинки выложены возле пещеры.

По мнению некоторых животноводов, у Кашан-Бээ есть свой хранитель. По ночам он верхом скачет по холмам. Иногда непонятные звуки животноводы слышали даже и днем.

Житель села Кара-Кунгой Сыдыгалы Иманалиев рассказывает, что однажды он отправился в Арсы [село в составе сельского округа Семиз-Бел]. По пути встретил аксакала, который начал интересоваться, откуда он [С.Иманалиев]. Ответил ему, что из Кара-Кунгой, Иманалиев услышал в ответ: «Алдап ай! Кашаң-Бээ жерим ай, эми көрөөр күн барбы?!».

Пастбище Кашаң-Бээ делится на такие зимовки как «Конойдун конушу», «Шабдаалы булуң», «Жалга», «Кереге-Таш», «Жайчыбек», «Тай сарай», «Чаргынбай», «Өзбек өлдү», «Байгандын чуңкуру», «Бел Тепши», «Кара-Там» и Шоңконун түзү». У каждого из них есть своя история.
0 комментариев
Обсудим?
Смотрите также:
Продолжая просматривать сайт report.kg вы принимаете политику конфидициальности.
ОК