КЫР
Главные новости » Политика » Бишкекский горсуд отказал в рассмотрении законности постановления кабмина по НКО
Политика

Бишкекский горсуд отказал в рассмотрении законности постановления кабмина по НКО

267
Сегодня, 20 марта, в Бишкекском городском суде состоялось заседание по апелляции ОО "Бир Дуйно - Кыргызстан" на решение Административного суда Бишкека, касающееся постановления кабинета министров о иностранных представителях. Об этом сообщил адвокат Тимур Арыков редакции Kaktus.media.

Жалобу рассматривала коллегия судей во главе с Болотбеком Сатыбалдиевым, а также Рахат Каримовой и Нурией Бекбоевой.

"Суд, посовещавшись, решил оставить в силе решение предыдущей инстанции, несмотря на наши доводы. Мы считаем, что суд не захотел брать на себя ответственность по данному вопросу", - отметил Арыков.

Он также добавил, что планирует подать апелляцию в Верховный суд Кыргызстана.

Адвокат уточнил, что 14 января 2025 года суд первой инстанции отклонил требования о признании незаконным постановления правительства от 27 августа 2024 года №518, которое утвердило порядок ведения реестра НКО, выполняющих функции иностранных представителей, и проведения проверок их деятельности в соответствии с Законом "Об НКО".

Данный порядок вводит процедуру включения НКО в реестр НКО-иностранных представителей (НКО-ИП), а также устанавливает требования к обязательным финансовым аудитам и порядок проведения проверок НКО-ИП.

Эксперты "Бир Дуйно", проанализировав постановление, пришли к выводу, что правительство нарушило:

  • Конституцию Кыргызстана;
  • основополагающие принципы свободы объединений БДИПЧ/ОБСЕ;
  • Закон "О нормативных правовых актах Кыргызстана";
  • Закон "О некоммерческих организациях".
"Бир Дуйно" выявило несколько нарушений.

  • Новые правовые нормы, установленные в положении, выходят за рамки Закона об НКО.
  • Проект положения не был опубликован для общественного обсуждения на портале koomtalkuu.gov.kg, и никаких консультаций с НКО и гражданским обществом не проводилось, что нарушает нормы процесса нормотворчества. Положение также расширило перечень уполномоченных государственных органов, имеющих право проводить проверки НКО.
  • Закон об НКО (статья 17-1) наделяет единственным полномочным органом - Министерство юстиции правом проводить проверки деятельности НКО.
  • Положение (пункт 36) позволяет проверять НКО на основании устных заявлений государственных органов, органов местного самоуправления или СМИ, без четких механизмов защиты НКО от необоснованных заявлений.
  • Отсутствуют конкретные процедуры, касающиеся проверок НКО, включая сроки и частоту проверок, а также критерии оценки вовлеченности НКО в политическую деятельность.
  • Согласно пункту 22 руководящих принципов по свободе объединений БДИПЧ/ОБСЕ, правовые нормы должны быть четкими и понятными, а процесс их принятия должен быть открытым и доступным для всех заинтересованных сторон.
В ходе заседания по жалобе ОО "Бир Дуйно-Кыргызстан" были выявлены следующие проблемы:

  • Ответчик признал, что запрашиваемая информация уже передается в госорганы, что создает дублирование;
  • Министерство юстиции не дало объяснений о том, как обеспечивается защита личных данных;
  • Проверки НКО могут начинаться по устным обращениям;
  • Число проверок, включая одновременные, не ограничено;
  • Неясно, должны ли НКО переводить документы на кыргызский и русский языки.
Напомним, в апреле 2024 года в Кыргызстане был принят закон об НКО, который вызвал серьезные дискуссии в обществе. Экспертный анализ показал, что данный законопроект копирует российский закон об иностранных агентах, который подвергся критике как репрессивный.
0 комментариев
Обсудим?
Смотрите также:
Продолжая просматривать сайт report.kg вы принимаете политику конфидициальности.
ОК