Бишкекский горсуд отказал в рассмотрении законности постановления кабмина по НКО
Жалобу рассматривала коллегия судей во главе с Болотбеком Сатыбалдиевым, а также Рахат Каримовой и Нурией Бекбоевой.
"Суд, посовещавшись, решил оставить в силе решение предыдущей инстанции, несмотря на наши доводы. Мы считаем, что суд не захотел брать на себя ответственность по данному вопросу", - отметил Арыков.
Он также добавил, что планирует подать апелляцию в Верховный суд Кыргызстана.
Адвокат уточнил, что 14 января 2025 года суд первой инстанции отклонил требования о признании незаконным постановления правительства от 27 августа 2024 года №518, которое утвердило порядок ведения реестра НКО, выполняющих функции иностранных представителей, и проведения проверок их деятельности в соответствии с Законом "Об НКО".
Данный порядок вводит процедуру включения НКО в реестр НКО-иностранных представителей (НКО-ИП), а также устанавливает требования к обязательным финансовым аудитам и порядок проведения проверок НКО-ИП.
Эксперты "Бир Дуйно", проанализировав постановление, пришли к выводу, что правительство нарушило:
- Конституцию Кыргызстана;
- основополагающие принципы свободы объединений БДИПЧ/ОБСЕ;
- Закон "О нормативных правовых актах Кыргызстана";
- Закон "О некоммерческих организациях".
- Новые правовые нормы, установленные в положении, выходят за рамки Закона об НКО.
- Проект положения не был опубликован для общественного обсуждения на портале koomtalkuu.gov.kg, и никаких консультаций с НКО и гражданским обществом не проводилось, что нарушает нормы процесса нормотворчества. Положение также расширило перечень уполномоченных государственных органов, имеющих право проводить проверки НКО.
- Закон об НКО (статья 17-1) наделяет единственным полномочным органом - Министерство юстиции правом проводить проверки деятельности НКО.
- Положение (пункт 36) позволяет проверять НКО на основании устных заявлений государственных органов, органов местного самоуправления или СМИ, без четких механизмов защиты НКО от необоснованных заявлений.
- Отсутствуют конкретные процедуры, касающиеся проверок НКО, включая сроки и частоту проверок, а также критерии оценки вовлеченности НКО в политическую деятельность.
- Согласно пункту 22 руководящих принципов по свободе объединений БДИПЧ/ОБСЕ, правовые нормы должны быть четкими и понятными, а процесс их принятия должен быть открытым и доступным для всех заинтересованных сторон.
- Ответчик признал, что запрашиваемая информация уже передается в госорганы, что создает дублирование;
- Министерство юстиции не дало объяснений о том, как обеспечивается защита личных данных;
- Проверки НКО могут начинаться по устным обращениям;
- Число проверок, включая одновременные, не ограничено;
- Неясно, должны ли НКО переводить документы на кыргызский и русский языки.
Обсудим?
Смотрите также: