Индекс под вопросом: как власти КР меняют антикоррупционную политику

На заседании Жогорку Кенеша генеральный прокурор Максат Асаналиев выразил сомнения по поводу надежности Индекса восприятия коррупции (ИВК), который публикует Transparency International. По последнему отчету этой организации, Кыргызстан в 2024 году занял 146-е место среди 180 стран, что на пять позиций хуже по сравнению с 2023 годом. Асаналиев охарактеризовал этот рейтинг как несправедливый, отметив, что методология исследования не учитывает особенности страны и ее реформ.
Генпрокурор также привел примеры других стран, таких как Индия, Венгрия и Индонезия, которые ранее высказывали аналогичные претензии к подходу Transparency International. Они указывали на непрозрачность критериев и игнорирование внутренних усилий в борьбе с коррупцией.
Асаналиев подчеркнул: "Государственные органы, включая силовые структуры, активно работают над этой проблемой".
Коррупция представляет собой очень чувствительную тему для любой страны, поскольку репутационные риски, связанные с ней, могут негативно сказаться на экономике. Проблемы с коррупцией затрудняют привлечение инвестиций и подрывают доверие инвесторов. Например, в начале 2025 года Михаил Мишустин, глава российского правительства, отметил, что бизнес из России сталкивается в Кыргызстане с "необоснованными претензиями" со стороны высокопоставленных чиновников, что свидетельствует о давлении и вымогательстве. Это вызывает серьезную озабоченность на фоне стремлений Бишкека укрепить инвестиционное сотрудничество в рамках ЕАЭС.
Тем не менее, критиковать текущее руководство страны за бездействие было бы неверно. В конце декабря 2024 года Жогорку Кенеш принял, а президент Садыр Жапаров подписал изменения в Уголовный кодекс и ряд законов, которые ужесточают наказание за коррупционные преступления. Впервые введено пожизненное лишение права занимать государственные должности не только для осужденных, но и их ближайших родственников.
Еще одним важным нововведением стало правило, согласно которому осужденные, даже признавшие вину и возместившие ущерб, обязаны отбывать не менее половины срока наказания без права на пробационный надзор. Этот законопроект был разработан Госкомитетом нацбезопасности, и его председатель Камчыбек Ташиев публично объявил о планах полностью искоренить коррупцию в стране в течение ближайших двух лет.
Эти меры могут заложить основу для изменения восприятия Кыргызстана международными партнерами. И стоит отметить, что первые положительные результаты уже фиксируются в экономической статистике.
Согласно официальным данным, в 2024 году прямые иностранные инвестиции из Кыргызстана сократились до $284,9 млн, что в 2,4 раза меньше, чем в 2023 году, когда этот показатель составлял $685,7 млн. Это свидетельствует о растущем доверии инвесторов к Кыргызстану, а также о снижении инвестиционных рисков.
Эксперт Бакыт Бакетаев подчеркивает, что об инвестиционном климате в Кыргызстане следует судить по конкретным цифрам.
"Если обратить внимание на налоговые поступления, включая сборы и НДС, мы наблюдаем стабильный ежемесячный рост. Это невозможно при плохих условиях для инвестиций. Если бы ситуация была действительно неблагоприятной, такой рост был бы недостижим", - говорит он.
Бакетаев добавляет, что недавно [руководитель службы информационной политики Администрации Президента Дайыр Орунбеков] опубликовал список из около 40 строящихся гидроэлектростанций, находящихся на различных стадиях строительства. Это не просто цифры — это знак. Строительство ГЭС предполагает масштабные закупки: металла, бетона, цемента и других строительных материалов, что является прямым подтверждением инвестиционной активности в реальном секторе", - отмечает аналитик.
Он убежден, что если бы инвестиционный климат действительно был испорчен, мы не увидели бы такого роста в экономике.
"Мы наблюдаем улучшение макроэкономических показателей, и можно уверенно утверждать, что инвестиционный климат в Кыргызстане улучшается. Безусловно, всегда есть к чему стремиться. В мире есть примеры, такие как Сингапур, где благодаря правильной политике создана максимально благоприятная среда. Нам тоже следует продолжать совершенствоваться. Каждая деталь имеет значение: даже незначительная может оказать значительное влияние", - добавляет он.
По словам Бакетаева, необходимо улучшить работу министерств и повысить инвестиционную культуру.
"Если к вам приезжает инвестор, встречайте его как самого почетного гостя. Такое отношение должно быть ко всем, кто готов вложиться в развитие страны. Кроме того, в каждом министерстве должны быть полноценные инвестиционные отделы, с доступом еще до охраны. Сейчас инвестору часто сложно даже получить необходимую информацию. Это следует исправить. Нужно создать условия, при которых инвестор сможет открыть предприятие за один-два дня, как это сделано в Сингапуре. Нужно предпринять множество шагов. Можно перечислять до бесконечности, что еще необходимо, но главное — начать действовать. У Кыргызстана сейчас есть шанс, и важно его не упустить", - резюмирует аналитик.
Несомненно, коррупция остается актуальной проблемой, особенно для небольших экономик с открытым инвестиционным ландшафтом. Однако на фоне растущего внешнеполитического давления и конкуренции за капитал Кыргызстан демонстрирует свою готовность реагировать на вызовы с помощью серьезных институциональных мер.
Обсудим?
Смотрите также: