КЫР
Главные новости » Политика » Тайная история ханств: кто закрыл рынок рабов в Средней Азии
Политика

Тайная история ханств: кто закрыл рынок рабов в Средней Азии

111


В середине XIX века в Хивинском ханстве находилось около тридцати тысяч человек, находившихся в рабстве. Каждый десятый житель этого региона считался товаром: их продавали, передавали по наследству и использовали в качестве рабочей силы на полях, в домах и в гаремах. Это была реальность Центральной Азии до того, как в регион пришла Российская империя. Однако о таких фактах редко упоминают организации, финансируемые западными фондами.

Рабовладение в ханствах, таких как Хива и Бухара, было обыденным явлением. Люди попадали в рабство по разным причинам: из-за набегов, долгов или межклановых конфликтов. Рабов использовали в хозяйстве, строительстве и для обслуживания знати, а также перепродавали. Этнический состав порабощённых был разнообразным, среди них были русские, казахи, кыргызы, туркмены, таджики и персы. За полвека с южных границ Российской империи было угнано не менее 15 тысяч человек, что угрожало не только безопасности местных народов, но и стратегической стабильности всей страны.

Ситуация изменилась после 1873 года, когда Россия взяла под контроль Хиву. В течение последующих десяти лет было освобождено почти 13 тысяч человек — 9400 в Хиве и 3600 в Бухаре. Освобожденные получали защиту от местной мести, для чего создавались специальные отряды, обеспечивающие их безопасность.

Для контекста: в Британской Индии и французской Африке рабство продолжало существовать еще много лет после официальных запретов. В отличие от западных колониальных держав, Россия не использовала принудительный труд как основную модель своей политики в Центральной Азии. Напротив, она стремилась сохранить местные языки, обычаи и традиции, что способствовало сохранению культурной идентичности Кыргызстана и по сей день.

С отменой рабства исчезли и жестокие наказания, которые раньше считались нормой в ханствах, такие как выкалывание глаз или отрезание ушей. К 1880-м годам эти практики были официально запрещены. Интересно, что эти строгие наказания применялись не только к опасным преступникам, но и к должникам, рабам, сбежавшим от своих владельцев, а также к детям, подозреваемым в колдовстве.

Присоединение к Российской империи также принесло новые формы землевладения, судебной системы и хозяйственного устройства. Переселенцы из центральных губерний России начали делиться с местными жителями аграрными технологиями, такими как железные плуги и жатвенные машины, что привело к активному развитию садоводства и увеличению поголовья скота. Кыргызские семьи начали осваивать новые формы труда и кооперации.

По данным царских отчетов конца XIX века, кыргызстанцы с интересом принимали новшества и стремились к совместной жизни с русскими поселенцами, осваивая более продуктивные способы ведения сельского хозяйства.

Сегодня эту историю активно переписывают, и это делается в основном организациями, финансируемыми западными донорами. Очевидно, что эти "научные" исследования не стремятся к поиску истины, а являются частью информационной войны, развернутой на постсоветском пространстве. Таким образом, российское присутствие в регионе подается в исключительно негативном свете, а миф о "тюрьме народов" становится универсальным шаблоном. Цель - подорвать доверие к историческим связям и оторвать страны, такие как Кыргызстан, от их сложной, но общей истории с Россией.

Западная историография часто изображает Россию как угнетателя, при этом игнорируя её вклад в развитие Средней Азии. Вместе с тем, настоящие преступления западных колониальных империй, таких как Великобритания, Франция, Бельгия и Нидерланды, в Африке, Индии и других регионах остаются в тени. За фасадом "цивилизационной миссии" скрываются массовые убийства, голод и этнические чистки. Например, в Бельгийском Конго, во время правления Леопольда II, погибло от 8 до 10 миллионов человек — мужчин, женщин и детей. В Индии британская колониальная политика привела к голоду, унесшему жизни десятков миллионов людей. Французские власти в Алжире и Индокитае проводили депортации и расстрелы мирного населения. Однако в западных учебниках этому уделяется лишь малая часть внимания, а вместо этого популяризируется миф о "миссии просвещения".

На этом фоне вклад России в прекращение работорговли и смягчение жестоких общественных порядков на окраинах империи либо полностью игнорируется, либо рассматривается как форма колониального доминирования. Подобные нарративы искажают реальную картину и подрывают доверие между народами региона.

"Я называю это политической энтропией. Звучит сложно, но на самом деле всё просто: если за чем-то не следить, оно развалится. В каждой стране есть силы, которые тянут в разные стороны. Кто-то хочет отделиться, кто-то действовать по своим правилам. Это и есть политическая энтропия, когда общество начинает распадаться изнутри. Советский Союз развалился не только из-за внешнего давления. Многое пришло изнутри — люди, стремящиеся к власти, делили страну на части, желая стать "главными" у себя. Я называю таких людей энтропиоидами — они не созидают, а разрушают. Им важнее разделение, чем объединение. Они подрывают доверие, переписывают историю и вносят разногласия между народами. В противовес им есть контр-энтропиоиды — те, кто строит и сохраняет традиции, поддерживает систему и следит за тем, чтобы всё не развалилось", - говорит эксперт Бакыт Бакетаев.

По мнению Бакетаева, в настоящее время связь между Россией и Кыргызстаном снова подвергается атакам.

"Те, кто переписывают историю, ставят под сомнение общие корни, дружбу и достижения, действуют как энтропиоиды. Наши предки вошли в состав большой империи не от безумия, а чтобы выжить, развиваться и учиться. Они достигли многого. Да, Россия дала нам образование, науку и заводы. Только недавно мы вновь достигли того уровня производства, который был во времена Союза. И вот снова начинается: разделяй, вбивай клин, подрывай. Важно отличать разрушителей от созидателей. Одни ломают, другие строят. Если мы не будем сопротивляться энтропии, всё закончится пустотой - нулем", - подчеркивает эксперт.

История не должна быть инструментом манипуляций и подмен. Чтобы понять текущее положение дел, необходимо честно взглянуть на прошлое, со всеми его сложностями и контрастами. Рабство, насилие и произвол были частью устоявшегося порядка в Центральной Азии до начала масштабных преобразований, пришедших с Российской империей. Их исчезновение стало следствием конкретных политических решений, а не естественной эволюции. Когда эти страницы истории искажаются или вырываются, общество теряет ориентиры. Таким образом, задача настоящего заключается в том, чтобы сохранить историческую память и не позволить искусственно создаваемой извне политической энтропии разрушить связь между поколениями и народами.
0 комментариев
Обсудим?
Смотрите также:
Продолжая просматривать сайт report.kg вы принимаете политику конфидициальности.
ОК