Главные новости » Политика » "У наших народов - героическая история, чувство корней, и это нужно беречь"
Политика

"У наших народов - героическая история, чувство корней, и это нужно беречь"

266
"У наших народов - героическая история, чувство корней, и это нужно беречь"


В последние годы инициатива, исходящая от России по сохранению традиционных ценностей, нашла отклик и в Кыргызстане. Специалисты утверждают, что в эпоху цифровых технологий именно образование должно стать основой, на которой формируются семейные ценности, патриотизм и единство народов.

Эти вопросы и другие актуальные темы обсуждал VB.KG с доктором социологических наук, первым проректором Кубанского государственного университета Темыром Хагуровым.

- Почему в современном обществе наблюдается изменение отношения к знаниям?

- Этот процесс довольно очевиден и в первую очередь связан с информационной перегрузкой. Пользователи смартфонов вовлечены в множество информационных потоков: рабочие, образовательные, семейные, дружеские группы, каналы в Telegram и социальные сети. Молодежь сегодня обрабатывает объем информации, который в прошлом был под силу только редакторам крупных медиахолдингов, что приводит к стрессу и перегрузке, заставляя сознание переходить в режим выживания.

Кроме того, изменились и сами подходы к образованию. Мы утратили необходимость запоминать информацию, так как "Окей, Гугл" стал единственным источником знаний. Мы сталкиваемся с поколениями, которые не способны ни запоминать, ни глубоко размышлять, что негативно сказывается как на памяти, так и на аналитических способностях.

Также в мире, включая наш регион, происходит трансформация образовательной системы. Сначала этот процесс начался на Западе, а теперь охватывает и нас. Идея заключается в том, чтобы исключить "избыточную теорию" и сосредоточиться на практических навыках. Это так называемый компетентностный подход, который размывает общую картину мира и культурное основание.

В результате современным людям становится все труднее формировать адекватное восприятие реальности. К этому добавляются когнитивные войны между мировыми центрами силы, где идет борьба за доминирование в интерпретации реальности.

- Как влияет цифровая массовая культура на традиционные ценности, такие как коллективизм и уважение?

- Если не предпринимать активных действий, влияние будет отрицательным. Глобальная цифровая культура подчиняется законам рынка и стремится продавать то, что легче всего продать. Психология потребителя, согласно исследованиям, направлена на избегание напряжения и стремление к удовольствию.

Традиционная культура, будь то религиозная или национальная, основана на воспитании личности через преодоление трудностей: чтобы научиться чему-то, помочь другим или проявить уважение, необходимо усилие. Это культура формирования характера.

В отличие от этого, цифровая культура предлагает комфорт и потребление, продвигая тренды на эгоизм: "Люби себя", "Никто никому ничего не должен", "Избавься от токсичных людей". Но что делать, если "токсичными" оказываются родители, которые настаивают на учебе или спорте? Это усиливает конфликты между поколениями и размывает общие ценности.

Тем не менее у цифровой культуры есть и положительные аспекты: доступ к дистанционному образованию, возможность учиться в лучших университетах, распространение фольклора, классического кино и образовательных программ. Однако для реализации этого потенциала необходимы целенаправленные усилия.

- Некоторые государства, включая страны постсоветского пространства, вводят запреты, например, на TikTok. Насколько это эффективно для защиты молодежи?

- Запреты в воспитании детей необходимы, особенно для младших. Мы не позволяем детям гулять одних, осознавая, что улица может быть опасной. Так и смартфон в первую очередь является источником развлекательной информации. Исследования показывают, что до 16–18 лет дети в 90% случаев используют его для развлечений, включая короткие видео и игры, а иногда и контент, негативно влияющий на психику.

Специалисты из Силиконовой долины отмечают, что дети до 15–16 лет часто используют только кнопочные телефоны. Это не случайно — они понимают, какой вред может причинить раннее погружение в цифровую среду.

Однако одного запрета недостаточно. Подростки находят обходные пути. Проблема более глубокая: мы имеем дело с родителями, воспитанными в духе потребительской идеологии, которые отстаивают право ребенка на свободу выбора, даже когда это вредит его развитию. Это серьезный вызов для педагогики и молодежной политики государства.

- Как стремление к деньгам, статусу и внешним атрибутам влияет на мотивацию и профессионализм?

- В мотивации всегда присутствуют два аспекта. Первый — эгоистический: деньги, статус, признание. Это естественно. Второй — идеальный: любовь к своему делу, служение, ощущение пользы для общества.

Когда преобладает первая составляющая, профессия становится средством самореализации "внутри" — для себя. При наличии обоих аспектов человек реализует себя "внешне", вкладываясь в общество и людей.

К сожалению, в постсоветский период, особенно до середины 2010-х, идеальный аспект был практически полностью уничтожен. На передний план вышла "востребованность на рынке труда" и "успех", что привело к разочарованию среди молодежи, ищущей смысл.

Только в последние годы мы снова начали обсуждать патриотизм, служение и традиционные ценности. Но многие взрослые сами разучились в них верить, и дети это ощущают. Формальное повторение лозунгов не работает. Действительно вдохновляют молодежь горящие глаза учителя, искренне любящего свое дело.

- В Кыргызстане, как и в России, наблюдается возвращение к традиционным ценностям. Какова роль семьи и школы в этом процессе?

- В идеале семья и школа должны работать в тандеме. Например, в России в законе об образовании воспитание теперь стоит на первом месте, а не обучение. В нем прямо указано, что воспитание включает передачу традиционных ценностей, гражданственности, патриотизма и семейных ценностей.

Однако как семья, так и школа сталкиваются с мощным давлением глобальной потребительской культуры, которая является не только культурным явлением, но и инструментом политического влияния. Как отмечал Збигнев Бжезинский, американская массовая культура — это "культурное оружие", направленное на молодежь.

Поэтому речь идет не просто о педагогике, а о создании "островков" в образовательной среде, свободных от цифрового шума, где сохраняются книга, язык и национальное самосознание.

- Какие шаги должно предпринять общество, чтобы избежать культурной и когнитивной деградации?

- Прежде всего, необходимо признать, что в постсоветский период мы попали под власть "рынка". Мы приняли экономоцентризм и поверили в западный миф о единой модели образования. Однако на Западе элитное образование существенно отличается от массового: оно не подчиняется рыночным условиям. Там, как и в дореволюционных гимназиях или советских школах, чтение книг, предметное обучение, искусство и спорт формируют характер будущей элиты.

Нам важно создавать подобные пространства в наших школах и университетах — места, где царит книга, где чтят Чингиза Айтматова, Пушкина и где укрепляется национальная идентичность.

Глобальная культура стремится растворить национальные особенности, превращая их в элемент "глобальной экзотики". Однако у наших народов есть длинная, героическая история и чувство корней, и это нужно беречь.

- Какие законы необходимы на уровне государства для защиты традиционных ценностей?

- Во многих странах, включая Россию, уже существуют такие законы. Например, указ Президента №809 о государственной политике в отношении традиционных духовно-нравственных ценностей четко определяет приоритеты: созидательный труд, семья как союз мужчины и женщины, приоритет духовного над материальным.

Однако главное — это не только принятие законов, но и механизмы их реализации. Существует разрыв между декларациями и реальными действиями. Примеры вечерних телепередач или количество фильмов, посвященных укреплению ценностей, показывают явный дисбаланс.

Государство должно обеспечить согласованную политику в области образования, культуры, медиа и молодежной политики — в противном случае декларации останутся лишь на бумаге. Это настоящая война — за души и сердца наших детей. И проигрывать ее мы не вправе.
0 комментариев
Обсудим?
Смотрите также:
Продолжая просматривать сайт report.kg вы принимаете политику конфидициальности.
ОК