Стратегическая география меняется: почему визит Садыра Жапарова в Пакистан важен

Исторический визит Садыра Жапарова в Пакистан стал первым государственным визитом кыргызстанского лидера в Исламабад с момента обретения независимости Кыргызстаном. Его встреча с президентом Асифом Али Зардари и премьер-министром Шахбазом Шарифом состоялась на авиабазе «Нур Хан».
Эксперт Канатбек Азиз, возглавляющий НИИ «Геополитики и стратегии», поделился с 24.kg своими мыслями о значении этого события на фоне недостаточно развитых отношений двух стран. Он отметил, что проект «Китай — Кыргызстан — Узбекистан» может открыть новые возможности для южного направления, а Пакистан может стать ключом для Кыргызстана в доступе к международным портам.

— Как вы оцениваете текущее состояние отношений между Кыргызстаном и Пакистаном?
— До этого момента связи между Бишкеком и Исламабадом были довольно разрозненными и не имели четкой политической структуры. За все годы независимости лишь один кыргызстанский лидер (Аскар Акаев в январе 2005 года) совершил краткий рабочий визит в Пакистан.
В этом контексте визит Жапарова становится важным шагом к изменению динамики двусторонних отношений, направленным на систематизацию взаимодействия и определение ключевых направлений сотрудничества, которые долгое время оставались в тени.
Фото пресс-службы президента КР. Государственный визит президента Кыргызстана Садыра Жапарова в Пакистан
Экономические связи между странами тоже оставались на низком уровне: объем торговли едва достигал 20 миллионов долларов, что не соответствует потенциалу обеих стран. Это указывает на наличие значительного резерва для расширения торгово-экономического взаимодействия, который может значительно вырасти при правильной организации сотрудничества.
— Как вы думаете, какие реакции вызовет этот визит у других стран?
— В условиях геополитической нестабильности вести внешнюю политику, не затрагивая интересов других государств, практически невозможно. Однако именно в такие периоды открываются новые возможности для самостоятельных решений и пересмотра внешнеполитических связей.
Кыргызстан, ориентируясь на собственные национальные интересы, стремится использовать такие возможности максимально эффективно. При этом диалог с Пакистаном не противоречит интересам других стран, включая Индию и Афганистан.
Канатбек Азиз
На сегодняшний день очевидно, что крупные державы пересматривают свои отношения и создают новые стратегические конфигурации. В этой ситуации крайне важно, чтобы Кыргызстан не оказался на обочине внешнеполитической арены. Президент Садыр Жапаров демонстрирует ясное понимание этой логики, стремясь обеспечить активное и самостоятельное участие страны в формирующихся региональных отношениях.
— Как вы можете объяснить интерес больших стран к Кыргызстану, если у них есть партнеры с гораздо большим населением?
— Я не буду углубляться в детали экономических вопросов, сосредоточившись на геополитических аспектах. Интересы Кыргызстана и Пакистана совпадают: обе страны нуждаются в стабильных и предсказуемых логистических маршрутах. Пакистан стремится развивать северные связи, в то время как Кыргызстан хочет подключиться к транспортным коридорам, которые обеспечат доступ к новым рынкам.
В этом контексте проект «Китай — Кыргызстан — Узбекистан» может в будущем соединиться с южными направлениями через Афганистан и далее в сторону пакистанских портов. Это создает основу для сотрудничества между Бишкеком и Исламабадом в рамках региональной архитектуры. Это, во-первых.

Во-вторых, следует упомянуть проект CPEC (China-Pakistan Economic Corridor), который является частью инициативы «Один пояс — один путь». Это один из ключевых инфраструктурных коридоров Евразии, соединяющий Кашгар и порт Гвадар, что радикально меняет логистическую карту региона.
Хотя Кыргызстан в нем не участвует, реализация этого проекта создает новую реальность, которую нельзя игнорировать. Синьцзян-Уйгурский автономный район Китая граничит с Кыргызстаном, и в долгосрочной перспективе это подталкивает к обсуждению возможных транспортных связок, обеспечивающих выход страны к морю через пакистанские порты. Это не вопрос ближайшего времени, но такая конфигурация уже рассматривается как часть будущей архитектуры коридоров «Север — Юг».
Обсудим?
Смотрите также:
