КЫР
Главные новости » Политика » "Маршрут "Кашгар–Кыргызстан–Узбекистан–Туркменистан" имеет серьезные риски"
Политика

"Маршрут "Кашгар–Кыргызстан–Узбекистан–Туркменистан" имеет серьезные риски"

376


Маршрут, соединяющий Кашгар, Кыргызстан, Узбекистан и Туркменистан (с ключевыми точками в Балыкчи, ст. Акяйла и порту Туркменбаши), представляет собой важнейшую артерию Нового Шёлкового пути. Тем не менее, его значение для мировой логистики подвергается серьезным рискам из-за военно-политической нестабильности, охватывающей регионы от Ближнего Востока до Юго-Восточной Азии. Гражданские войны, терроризм и угроза крупных конфликтов требуют пересмотра подходов к безопасности грузоперевозок, и в этом вопросе поможет анализ эксперта по международной логистике Андрея Белова.

Каковы сегодня главные риски в грузоперевозках по Шёлковому пути?

Существует множество угроз, начиная с Ближнего Востока, где сталкиваются интересы сразу четырех конфликтов: в Сирии, Йемене, операции Израиля в Газе и напряженности вокруг иранской ядерной программы.

Огромные потери, понесенные в результате боевых действий в Латакии и Тартусе, создали благоприятные условия для международного терроризма. Иностранные боевики, перемещающиеся в Центральную Азию, представляют собой повышенную угрозу для логистических коридоров.

Хуситы в Йемене продолжают атаковать объекты в Красном море и Израиле. Израильские военные действия в Газе и нарастающее напряжение с Ираном могут привести к дестабилизации границ Туркменистана, который граничит с Ираном. Удар по иранской инфраструктуре или блокировка Ормузского пролива могут перераспределить грузопотоки через Туркменбаши, что сделает его уязвимым для атак.

Афганистан и Пакистан также представляют опасность из-за сочетания терроризма и наркоторговли. Постоянные теракты в Афганистане и на его границах с Пакистаном угрожают безопасности автомобильных грузоперевозок. Боевики различных радикальных группировок финансируют свои действия за счет доходов от наркотиков, а горные участки маршрутов становятся зонами повышенного риска. Внутренние конфликты в Пакистане также сказываются на стабильности транзитных коридоров в Центральной Азии.

Еще одной зоной риска является Юго-Восточная Азия, от Кореи до Южно-Китайского моря. Напряженность на Корейском полуострове и активизация военных действий в Южно-Китайском море отвлекают внимание мировых держав, но при этом подчеркивают важность сухопутных маршрутов. В случае блокировки морских путей Китай будет вынужден увеличить объемы на Шёлковом пути, что потребует дополнительных мер по защите грузов.

Как можно защитить грузоперевозки в таких условиях?

Я выделил четыре ключевых элемента, которые могут значительно снизить большинство угроз:

1. Использование электронных навигационных пломб — это важный инструмент контроля. Они позволяют отслеживать грузы в реальном времени, особенно в тех местах, где есть высокий риск кражи или подмены. Например, внедрение таких систем в Африке (маршрут Момбаса–Кампала) привело к снижению потерь на 40%.

2. Военизированное сопровождение и мобильные группы реагирования вдоль маршрута. Образование конвоев из десятков автомобилей, охраняемых военизированной охраной, позволяет повысить безопасность. Частные военные компании и мобильные отряды, действующие на маршруте Кашгар-Балыкчи-Узбекистан-Акяйла/Туркменбаши, способны быстро реагировать на инциденты. Подобные подходы использовались в Афганистане для защиты конвоев. Важно налаживание координации между странами: создание совместных мониторинговых центров под эгидой ШОС усилит сотрудничество.

3. Страхование грузов — это финансовая защита. Специальные страховые продукты, которые покрывают риски терактов, военных действий и политических кризисов, становятся обязательными. Компании, такие как "Lloyd’s of London", уже разрабатывают полисы для маршрутов ОПОП (Один пояс, один путь), где ставка страхования зависит от уровня угроз в конкретных регионах (например, плюс 15% для участков рядом с афганской границей).

4. Комплексный подход к безопасности: инфраструктура и аналитика. Необходима модернизация инфраструктуры, такая как освещение тоннелей в Кыргызстане и установка камер с ИИ-аналитикой на перевалах. Прогнозирование угроз с помощью Big Data (анализ социальных сетей, отслеживание перемещения больших групп людей) может помочь предотвратить атаки. В Узбекистане такие системы тестируются с 2022 года.

Не кажется ли вам, что применение такого набора мер может быть излишним?

Эффективность предпринимаемых шагов зависит от диалога между Китаем, Центральной Азией и внешними игроками. Примером этого является соглашение 2023 года о совместных патрулях на границе Туркменистана и Афганистана. Инвестиции Китая в безопасность ОПОП ($500 миллионов в 2023 году) включают обучение местных сил безопасности и поставку оборудования. Однако важно избегать "чрезмерной милитаризации", которая может спровоцировать локальные конфликты.

Таким образом, маршрут Кашгар–Балыкчи-Узбекистан-Акяйла/Туркменбаши не является лишь логистическим коридором, а служит индикатором глобальной стабильности. В условиях, когда конфликт в Сирии, война в Йемене, угроза удара по Ирану и афганский кризис создают "эффект домино", только сочетание технологий, силовой защиты и дипломатии может обеспечить безопасность грузоперевозок. Шёлковый путь сможет выдержать испытания, если риски будут управляемы, а сотрудничество станет приоритетом перед конкуренцией.
0 комментариев
Обсудим?
Смотрите также:
Продолжая просматривать сайт report.kg вы принимаете политику конфидициальности.
ОК