Обнаружив в кармане эту вещь, могли забить даже скот — как мастерицы из Лейлека показывают свою симпатию
Люди, осознавая значение этого символа, в ответ приносят угощения или подарки.
Чаще всего «учук» помещался в карман того, кому мастерицу было приятно. Позже этот человек приходил с ответным визитом, принося ароматные парфюмы, сладости или косметику, например, пудру.
Буузия Сулайманова, жительница Лейлекского района, поделилась своими знаниями о значении ритуала «учук». Она узнала о нем в детстве, однако со временем многие забыли о его истинном смысле.
«Ранее термин «учук» связывали с веревкой, как говорили наши предки. Например, просили вдеть «учук» в иголку. Мастерицы, работающие с различными нитями, создавали красивые узоры — «пөпүлө», что также является именем ловчей птицы. Мастерица дарит это человеку, которого считает близким, и затем этот человек приносит угощения, и они общаются до полуночи. В нашем детстве мы тоже клали «учук» своим одноклассникам, и когда они приходили, это было настоящим праздником. Хозяин дома обычно засыпал, а мы, девочки, ткали ковры и играли в перерывах. Это были замечательные времена», — рассказала она.
Некоторые ковровые мастерицы утверждают, что существует иное понимание «учук»: тот, кто получил сплетенную веревку от мастериц, должен был принести им еду, приготовленную собственноручно.
Гулмира Турдубаева, еще одна жительница Лейлека, пояснила, что «учук» изготавливается из нитей, используемых в ковроткачестве. «Когда мастерица передает это кому-то, это означает, что он «должен» обед. В ответ приносили еду, а иногда в знак уважения даже забивали скот», — добавила она.
Буузайра Сулайманова также рассказала о существовании понятия «учуктоо», которое подразумевает лечение больного паром (брызгая воду на раскаленное железо, например, на щипцы или серп). Ранее эту процедуру проводили только врачи и знахари, и считалось, что только опытный специалист мог сделать это правильно. Иногда люди приходили за благословением к молдо перед проведением «учуктоо».
«У нас была бабушка, знахарка, которая лечила людей от болезней почек. Те, кто приходил к ней, проходили процедуру «учуктоо» и исцелились. Это продолжалось в течение 40 дней. Больной должен был прийти рано утром на голодный желудок. Накануне бабушка набирала ведро воды и оставляла его под открытым небом. Человека заворачивали в циновку, обычно в 3-4 слоя, и брызгали водой на область почек, произнося «Эми-дому ушул имиш, мен кайттым, сен да кайт». Затем выливали воду на голову и давали сделать глоток. Если почки были воспалены из-за переохлаждения, процедуру не проводили, чтобы не навредить нервной системе. Но сейчас молодежь не понимает истинного значения этого ритуала, делают что-то неправильно и говорят о «учуктоо». Это вызывает только смех», — подытожила Буузайра Сулайманова.
Обсудим?
Смотрите также: