Монголия рассчитывает на третьих соседей в вопросах энергетической реформы
В рамках стремления к диверсификации источников энергии, улучшению энергетической инфраструктуры и снижению уровня загрязнения воздуха, Монголия запускает масштабную реформу в энергетическом секторе. Эта инициатива требует не только поддержки со стороны близлежащих стран, таких как Россия и Китай, но и активного участия так называемых «третьих соседей» — таких как Великобритания, Франция, Индия и Австралия. В рамках реформы предусмотрено 14 мегапроектов, увеличение иностранных инвестиций, расширение сотрудничества с третьими соседями, развитие возможностей для хранения аккумуляторов, а также внедрение ветряной и солнечной энергетики.
Монгольские власти нацелены на реформирование энергетической системы, акцентируя внимание на диверсификации источников энергии, улучшении инфраструктуры и снижении уровня загрязнения воздуха. В рамках предложенной правительством программы «14 мегапроектов» требуется поддержка как от России и Китая, так и от других стран для реализации финансовых и технических решений. Эти аспекты являются критически важными для успешного перехода Монголии на новую энергетическую модель.
Энергетическая реформа становится предметом обсуждения не только среди местных политиков, но и среди международных экспертов. Теперь вопрос стоит не только в необходимости диверсификации, но и в быстроте перехода, а также в механизмах, которые смогут привлечь нужные инвестиции и финансовую помощь.
В последние годы население Монголии стало осознавать, что частые отключения электроэнергии и проблемы со здоровьем, вызванные загрязнением воздуха, становятся обычным делом. Общественное мнение все больше склоняется к необходимости пересмотра энергетической системы страны.
Правительство Монголии, возглавляемое премьер-министром Оюун-Эрдэнэ Лувсаннамсраем, осознает важность решения энергетических проблем. В реализации государственной энергетической политики на 2015–2030 годы будет использоваться долгосрочная стратегия «Vision 2050». Увеличение участия третьих соседей в энергетическом переходе является ключевым для достижения большей диверсификации источников энергии. Направление иностранных инвестиций, расширение бизнес-возможностей в области хранения аккумуляторов и установка ветряных и солнечных батарей играют решающую роль.
Так называемые «третьи соседи», страны, не входящие в состав Китая и России, являются ключевыми игроками в переходе Монголии на новую энергетическую модель. Например, Великобритания уже одобрила 11 проектов с общим финансированием в 460 миллионов долларов, направленных на энергетический переход и другие сектора. В рамках проекта «Монголия — контракты на энергоэффективность для модернизации жилых зданий в Улан-Баторе» Фонд действий по миграции будет работать над улучшением изоляции и энергоэффективности старых зданий.
Европейский союз активно поддерживает монгольский энергетический сектор через сотрудничество с Европейским банком реконструкции и развития. Это партнерство нацелено на повышение надежности сети и поддержку возобновляемых источников энергии в стране. Монголия также взаимодействует с Финляндией, являющейся лидером в области возобновляемых технологий.
Несмотря на стремление Монголии к диверсификации источников энергии и переходу на возобновляемые ресурсы, экономика страны продолжает оставаться зависимой от экспорта природных ресурсов. Прямые иностранные инвестиции в 2024 году достигли 177 миллионов долларов, что превышает уровень предыдущих лет. В условиях роста инвестиций в зеленую энергетику Монголия по-прежнему полагается на свои минеральные запасы.
Для правительства Монголии критически важно привлечь дополнительные инвестиции, особенно в инфраструктуру возобновляемых источников энергии. С учетом растущей значимости экспорта ключевых минералов, такие инвестиции могут быть перенаправлены на новые инициативы. Тем не менее, экспорт горнодобывающей продукции все еще остается жизненно важным для экономики страны. Это подчеркивает необходимость экономической диверсификации — даже в горнодобывающем секторе.
В 2023 году чистая энергия внесла рекордные 11,4 трлн юаней (1,6 трлн долларов США) в экономику Китая, что стало важным фактором для экономики страны. Эти изменения могут оказать влияние на отношения Монголии и Китая в горнодобывающем секторе.
Хотя 90% угля Монголия экспортирует в Китай, важно, чтобы политики направили определенные китайские инвестиции в необходимые секторы. Всеобъемлющее стратегическое партнерство с Пекином открывает возможности для обучения на рынке ключевых полезных ископаемых и чистой энергии.
В энергетической реформе Монголии Россия будет играть особую роль, рассматривая страну как крупного покупателя энергетических ресурсов, даже несмотря на переход к возобновляемым источникам энергии.
Россия и Китай, как стратегические партнеры Монголии, должны поддерживать усилия Улан-Батора по улучшению энергетической инфраструктуры и диверсификации источников энергии, содействуя развитию зеленой энергетики. В то же время Монголия активно ищет новые партнерства в Индо-Тихоокеанском регионе и на Ближнем Востоке.
В будущем диверсификация источников энергии, переход на возобновляемые ресурсы и увеличение инвестиций в энергетику останутся приоритетными задачами для Монголии. Третьи соседи, включая Индию, Францию и Австралию, уже вовлечены в мегапроекты, такие как нефтепереработка и добыча урана, включая один из крупнейших в мире медных рудников компании Rio Tinto. Новые партнерства с Саудовской Аравией, ОАЭ и Бахрейном открывают дополнительные возможности для расширения двусторонних отношений.
Для успешной реализации энергетической реформы Монголии потребуется время. До тех пор, пока не будет создана необходимая инфраструктура, страна будет продолжать зависеть от угольной энергетики. Успех перехода также будет зависеть от стабильности в регионе и направленности финансовых потоков.
автор: Болор Лхаажав — исследователь, специализирующийся на Монголии, Китае, России, Японии, Восточной Азии и Америке.
перевод: Татар С.Майдар
источник: East Asia Forum
Обсудим?
Смотрите также: