Южная Корея укрепляет позиции в судостроении на фоне спада в Китае
На китайских верфях наблюдается резкое снижение объёма новых заказов — на 68%
Согласно свежим данным из отрасли, Китай, который долгое время занимал лидирующую позицию в глобальном судостроении, начинает терять свои позиции. Это может быть связано с успешными усилиями США по ограничению влияния китайских верфей, сообщает South China Morning Post.
Как показывает исследование консалтинговой компании Clarksons Research, в первой половине 2025 года объём новых заказов на китайских верфях сократился до 26,3 миллионов дедвейт-тонн, что составляет 68% по сравнению с предыдущим годом.
В отличие от Китая, Южная Корея, которая занимает второе место в мире по судостроению, показала значительно меньший спад — всего 7%, достигнув 14,2 миллионов дедвейт-тонн. Это укрепило её позиции на фоне ослабления китайского сектора.
По данным издания, доля Китая в новых мировых заказах упала с 75% до 56% за год, тогда как Южная Корея увеличила свою долю с 14% до 30%.
Аналитики связывают это падение с воздействием американских санкций на китайскую судостроительную отрасль и общим снижением глобального спроса. «Причины спада связаны с опасениями судовладельцев по всему миру относительно мер США, направленных против китайского судостроения, а также их попытками адаптироваться к новым условиям», — отметил Хань Нин, генеральный директор сингапурского отделения платформы SHIPBID.
С начала 2025 года администрация президента США Дональда Трампа внедрила ряд мер, направленных на поддержку американских верфей и ограничение влияния Китая в отрасли.
Так, в апреле США ввели высокие пошлины на все суда, построенные, эксплуатируемые или принадлежащие Китаю, при заходе в американские порты, а также тарифы на китайское оборудование, такое как краны для перегрузки с судна на берег.
Хотя эти меры вызвали значительную критику в отрасли, они уже начинают оказывать влияние на рынок. Также наблюдается снижение доли Китая на рынке ремонта и техобслуживания судов. Например, в сегменте ремонта супертанкеров (VLCC) его доля снизилась с 70% в 2021–2024 годах до примерно 50% в первой половине 2025 года.
Тем не менее, как подчеркивает Ральф Лещиньски, руководитель исследовательского отдела Banchero Costa, важным фактором также является циклический спад глобального спроса.
Во времена высокого спроса (2021–2024 гг.) заказы, которые не могли принять перегруженные японские и корейские верфи, «перетекали» в более гибкий китайский сектор. Однако в 2025 году объём новых заказов резко сократился, и этот эффект больше не актуален.
Лещиньски отметил, что для крупных и хорошо зарекомендовавших себя китайских верфей поводов для беспокойства нет, в то время как мелкие частные предприятия должны быть настороже.
Согласно данным Clarksons, 23% судов в мировом флоте были построены в Китае.
Инициативы США по возрождению собственного судостроения воспринимаются как возможность для Южной Кореи. Поскольку США почти не имеют собственных мощностей, крупнейшие корейские судостроители активно выходят на американский рынок.
Например, Hyundai Heavy Industries (HHI) и Hanwha Ocean с прошлого года принимают участие в тендерах на контракты по ремонту и техобслуживанию кораблей ВМС США. В апреле HHI подписала меморандум о взаимопонимании с крупнейшим американским военным судостроителем Huntington Ingalls Industries для ускорения совместных проектов и обмена технологиями.
Несмотря на продолжающуюся торговую напряжённость, президент Южной Кореи Ли Чжэ Мен, который вступил в должность в прошлом месяце, заявил, что сотрудничество с США в судостроении усиливается. Он пообещал сделать Южную Корею «мировой морской державой, а не только лидером в судостроении».
Фото www
Обсудим?
Смотрите также: