Минтруда предлагает утвердить Госпрограмму активного долголетия на 2025-2030 годы
Цель программы заключается в улучшении качества жизни пожилых граждан, обеспечении их большей самостоятельности и независимости, увеличении продолжительности здоровой жизни, а также в создании более благоприятных условий для их участия в жизни общества. Министерство подчеркивает, что данная программа также направлена на улучшение социально-экономической ситуации в стране.
Проект Государственной программы активного долголетия на 2025-2030 годы
1. Основные аспекты
Программа активного долголетия на указанный период (далее — Программа) представляет собой документ, который определяет ключевые направления государственной политики в сфере старения населения.
Создание Программы обусловлено активизацией процессов демографического старения, появлением новых потребностей у пожилых граждан, а также необходимостью формирования условий, способствующих реализации их потенциала.
Программа станет основой для формирования и реализации государственной политики в Кыргызской Республике, направленной на создание оптимальных условий и механизмов для эффективного решения поставленных задач.
Термин «активное долголетие» был впервые введен Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) в 2002 году в рамках Рамочной стратегии активного долголетия.
По определению ВОЗ, активное долголетие подразумевает оптимизацию возможностей для обеспечения здоровья, участия в социальной жизни и защиты прав человека, что, в свою очередь, улучшает качество жизни в процессе старения.
На начало 2024 года численность постоянного населения Кыргызстана составила 7 миллионов 162 тысячи человек, из которых 407,8 тысячи, или 5,7%, — это граждане старше 65 лет.
Согласно классификации ООН, если доля людей старше 65 лет составляет менее 4%, страна считается молодой; от 4 до 7% — на пороге старости; более 7% — стареющей.
Ожидается, что к 2030 году в Кыргызстане доля пожилых людей достигнет 7%. Прогнозируется, что к 2050 году количество пожилых граждан увеличится с 8% до 19%, в то время как доля детей сократится с 33% до 22%.
Среди главных проблем, связанных со старением населения, следует отметить сокращение трудоспособного контингента, увеличение демографической нагрузки, снижение устойчивости пенсионной системы, рост расходов на здравоохранение и социальные услуги, а также проблемы с обеспечением рынка труда квалифицированными специалистами.
Социальная сфера остается приоритетной, и доля государственных расходов на социальные нужды остается достаточно высокой.
Тем не менее, пожилые граждане часто обладают высоким уровнем квалификации, опытом и знаниями, которые могут быть использованы для содействия социально-экономическому развитию страны и решения общественных задач, укрепления моральных и духовных основ нации.
В соответствии с Законом Кыргызской Республики «О пожилых гражданах», осуществляется План мероприятий по улучшению качества жизни пожилых граждан на 2019-2025 годы, который был утвержден постановлением Правительства Кыргызской Республики от 30 августа 2019 года №442. План включает меры, направленные на создание условий для активного участия пожилых граждан в жизни общества и улучшение их экономического положения.
Кыргызстан присоединился к Мадридскому международному плану действий по проблемам старения в 2002 году, приняв обязательства по обеспечению пожилых граждан достойными условиями жизни и активным участием в социуме.
Социально-экономические и другие последствия демографического процесса требуют комплексного учета вопросов старения при принятии решений на всех уровнях управления и формирования нового понимания роли пожилых граждан в обществе.
Целями устойчивого развития, которые невозможно реализовать без учета интересов пожилых граждан, становятся основополагающими для формирования политики в сфере старения. Программа основывается на принципе «Никого не оставить в стороне», предусмотренном повесткой дня по устойчивому развитию до 2030 года, и направлена на достижение большинства целей в этой области.
Согласно Закону Кыргызской Республики «О пожилых гражданах», к пожилым людям относятся женщины старше 58 лет и мужчины старше 63 лет.
В Программе используются следующие определения:
- активное долголетие — процесс оптимизации возможностей для обеспечения здоровья и участия в жизни общества;
- геронтология — наука, изучающая старение и возможности продления здорового образа жизни;
- пожилые граждане — лица в возрасте 65 лет и старше;
- граждане пенсионного возраста — лица, достигшие установленного пенсионного возраста.
2. Цели, принципы и ключевые задачи программы
Основная цель Программы заключается в создании условий для полной и эффективной реализации потенциала пожилых граждан и устойчивом повышении качества их жизни через адаптацию государственных и общественных институтов к вызовам старения.
Ключевые принципы Программы включают:
- гармонизацию усилий государства, общества и семьи для вовлечения пожилых граждан во все сферы жизни;
- соблюдение прав пожилых граждан и гендерное равенство;
- вовлеченность пожилых граждан в принятие решений на всех уровнях;
- обеспечение равных возможностей для пожилых граждан как в городах, так и в селах;
- межпоколенческую солидарность для максимальной реализации потенциала пожилых граждан;
- развитие общества с учетом нужд и интересов пожилых граждан;
- содействие устойчивому экономическому развитию;
- межведомственное сотрудничество для достижения целей Программы.
Ключевые приоритеты Программы включают:
- активное участие в жизни общества;
- здоровье и социальная защита граждан старшего возраста;
- достойная жизнь в пожилом возрасте.
Основные задачи Программы заключаются в:
- защите прав и достоинства пожилых граждан;
- создании условий для их социальной интеграции;
- обеспечении безопасной и здоровой жизни;
- развитии социального обслуживания для повышения качества жизни;
- поддержке более продолжительной трудовой жизни пожилых граждан;
- расширении доступа к образованию и повышению квалификации;
- создании инфраструктуры, адаптированной к потребностям пожилых граждан.
3. Защита прав и достоинства пожилых граждан
Конституция Кыргызской Республики гарантирует равенство всех граждан перед законом и защиту их прав.
Для активного участия в жизни общества пожилые граждане объединяются в общественные организации, число которых постоянно растет. Эти объединения играют важную роль в укреплении межпоколенческих связей и социальной интеграции, организуя встречи с молодежью и предоставляя помощь в различных сферах.
Для повышения участия пожилых граждан в процессах принятия решений необходима активизация разработки механизмов их вовлечения, включая создание советов пожилых граждан при органах местного самоуправления.
В контексте старения населения актуально внимание к тому, чтобы пожилые граждане не оказывались в социальной изоляции.
Несмотря на плавный процесс старения в развитых странах, они сталкиваются с взаимосвязанными проблемами старения, безработицы и нестабильности пенсионных систем, в то время как развивающимся странам необходимо одновременно решать вопросы демографического старения и развития.
На начало 2024 года в Кыргызстане наблюдается преобладание женщин старше трудоспособного возраста (на 237 тысяч больше, чем мужчин), при средней продолжительности жизни 70 лет: 74,2 года у женщин и 66 лет у мужчин. Дисбаланс полов становится заметным примерно к 40 годам, а после 80 лет число женщин почти в два раза превышает число мужчин.
Продолжительность жизни постепенно увеличивается: к 2030 году мужчины будут жить в среднем 69,8 лет, а женщины — 77,2 года. К 2050 году эти показатели возрастут до 73 и 80,2 лет соответственно.
Таким образом, настоятельно требуется помочь пожилым гражданам, оставшимся без супруга, как в городах, так и в селах, и принимать меры по увеличению продолжительности жизни мужчин.
Равноправие женщин и мужчин, а также признание того, что старение влияет на этих двух групп по-разному, требует учета гендерных аспектов в разработке всех стратегий и законов.
Укрепление межпоколенческих и внутрисемейных связей, а также поддержка пожилых граждан со стороны трудоспособных детей имеют важное значение для формирования традиционных семейных ценностей.
Уважение к пожилым должно начинаться с семьи, где они играют ключевую роль в воспитании и социализации новых поколений, сохранении культурных и нравственных традиций.
Для предотвращения кризисов в семьях и насилия над пожилыми необходимо разработать эффективные меры по противодействию домашнему насилию.
Создание кружков и клубов по интересам, организация досуга и активного участия в культурной жизни помогут улучшить общение и интеграцию пожилых граждан.
Волонтерская деятельность является одним из способов вовлечения пожилых граждан в жизнь общества, обеспечивая им моральное удовлетворение и расширяя социальные контакты.
Доступ к информации и информационным услугам, а также обучение основам информационных технологий становится все более важным для пожилых граждан в условиях информационного общества.
Средства массовой информации играют значительную роль в формировании образа жизни и роли пожилых граждан, однако темы активного старения недостаточно представлены в медиа. Это подчеркивает необходимость изменения акцентов в информационном пространстве для создания позитивного образа пожилых людей.
Приоритетные направления:
- координация вопросов старения населения на уровне государства;
- проведение научных исследований, усовершенствование образовательных программ и гражданских инициатив по противодействию насилию над пожилыми;
- разработка механизмов вовлечения пожилых граждан в процессы принятия решений;
- содействие созданию условий для участия пожилых граждан в общественных объединениях и волонтерской деятельности;
- формирование позитивного образа старения и активного долголетия в медиа;
- регулярные социологические исследования об участии пожилых граждан в жизни общества.
4. Создание условий для здоровой и безопасной жизни
Качество жизни пожилых граждан и их способность участвовать в социально-экономическом развитии страны во многом зависят от состояния здоровья.
В системе здравоохранения Кыргызстана приоритет отдается обеспечению всеобщего доступа к медицинской помощи, безопасным и качественным лекарствам и вакцинам.
Медицинская помощь пожилым гражданам предоставляется бесплатно, а определенные категории граждан с инвалидностью имеют право на льготный доступ к лекарствам и средствам социальной реабилитации.
С возрастом организм теряет способность противостоять болезням. Хроническими заболеваниями страдает около 80% пожилых граждан.
Увеличение численности пожилых людей ведет к росту числа нуждающихся в медико-социальной и паллиативной помощи, что требует совершенствования всех форм медицинской помощи и ее интеграции с социальными услугами.
Закон Кыргызской Республики «О пожилых гражданах» направлен на улучшение медико-социальной помощи и развитие геронтологической деятельности, включая подготовку медицинских работников по вопросам старения.
Данное направление требует дальнейшего развития, включая внедрение стандартов обслуживания пожилых граждан.
Необходимо создать геронтологические центры и центры активного долголетия в регионах для лучшего обслуживания пожилых граждан.
На данный момент в Бишкеке функционирует единственный геронтологический центр «Ардагер», где ежегодно получают услуги 900 человек, однако этого недостаточно для всех нуждающихся, и услуги должны быть предоставлены ближе к месту проживания.
Современные вызовы требуют повышения квалификации врачей в области геронтологии и гериатрии в учебных заведениях.
Принятие мер по пропаганде здорового образа жизни и созданию условий для занятий спортом направлено на устранение гендерных различий в продолжительности жизни.
Спорт и физкультура имеют важное значение для здоровья пожилых граждан, что в свою очередь экономически выгодно, поскольку продлевает их трудоспособность.
Приоритетные направления:
- улучшение качества и доступности медицинских услуг для пожилых граждан;
- популяризация здорового образа жизни на всех этапах жизни;
- мобильное здравоохранение для нужд пожилых;
- борьба с хроническими и острыми заболеваниями;
- развитие системы долговременной медицинской помощи;
- подготовка кадров в области гериатрии;
- развитие медико-социальной помощи;
- сохранение психического здоровья пожилых граждан;
- создание условий для физической активности с учетом их потребностей;
- поддержка центров активного долголетия и другие инициативы.
5. Развитие социального обслуживания для обеспечения достойной жизни пожилых граждан
По традициям кыргызского народа пожилые люди должны жить в семье. Это соответствует одному из условий достойного старения, предусмотренного в Мадридском международном плане действий.
Система социального обслуживания играет ключевую роль в обеспечении достойного качества жизни пожилых граждан. Социальные услуги предоставляются государственными органами через стационарные учреждения и отделения круглосуточного пребывания.
Социальное обслуживание на дому одиноких пожилых граждан также остается востребованным, и в стране работает более 800 социальных работников.
Министерство труда, социального обеспечения и миграции управляет 17 социальными стационарными учреждениями, из которых 5 для пожилых и взрослых с инвалидностью, 6 психоневрологических домов-интернатов для взрослых и 5 для детей.
Существующая система социального обслуживания не всегда удовлетворяет потребности всех нуждающихся в полном объеме. Преобладают крупные дома-интернаты, где общий уход затрудняет социализацию пожилых.
На 1 января 2025 года в стационарных учреждениях проживают 2398 получателей услуг, из них 529 — пожилые граждане. Женщины составляют 37%, мужчины — 63% от общего числа.
Женщины в пожилом возрасте чаще вовлечены в заботу о внуках и семейные обязанности.
Кроме государственных учреждений, социальные услуги предоставляют и некоммерческие организации. Механизм государственного социального заказа развивается, что позволяет финансировать НКО, оказывающие социальные услуги.
Изоляция и создание «специальных мест проживания» ограничивает права и свободы граждан, исключая возможности для их развития.
С увеличением численности пожилых граждан становится важным развитие доступных форм социального обслуживания.
Необходимо развивать социальные услуги, предоставляемые на дому, с учетом индивидуальных нужд и возможностей семей.
В республике нужны новые учреждения социального обслуживания, такие как малые дома-интернаты, центры дневного пребывания и активного долголетия.
Новые формы социального обслуживания, такие как платные услуги временного пребывания, помогут членам семей, ухаживающим за пожилыми людьми.
Для обеспечения выбора форм жизнеустройства и социальных услуг необходимо развивать систему социального обслуживания по следующим направлениям:
- доступность социальных услуг;
- развитие стационарозамещающих форм обслуживания;
- поддержка неформального ухода;
- индивидуальный подход к нуждаемости в социальных услугах;
- реализация государственного социального заказа;
- подготовка специалистов в области социальных услуг для пожилых граждан.
6. Стимулирование продолжительной трудовой жизни пожилых граждан
Конституция Кыргызской Республики гарантирует социальное обеспечение гражданам в старости и в случае утраты трудоспособности.
Пенсии и социальная помощь зависят от экономических возможностей государства и должны обеспечивать уровень жизни не ниже прожиточного минимума.
В условиях старения населения наличие работающих граждан пенсионного возраста увеличивает трудовой потенциал.
Образование и опыт пожилых граждан представляют собой ценный ресурс для экономики. Использование труда пожилых граждан способствует созданию равноправного общества. Повышение эффективности использования их трудового потенциала является важным направлением государственной политики.
Необходимо создавать условия для обучения новым навыкам и содействовать трудоустройству пожилых граждан.
Поддержка предпринимательской деятельности и обучение предпринимательским навыкам могут стать важными направлениями государственной политики.
Государство должно балансировать между поддержкой активной жизненной позиции пожилых граждан и предоставлением социальной помощи тем, кто не может работать.
Некоторые пожилые люди сталкиваются с безработицей по различным причинам, таким как нехватка навыков или дискриминация по возрасту.
Согласно данным Национального статистического комитета, в 2022 году наивысший уровень занятости среди лиц старше трудоспособного возраста был среди женщин с высшим образованием (64%) и мужчин с незаконченным высшим образованием (85%). Безработица среди пожилых составляет около 3%, что эквивалентно чуть более 15 тысяч человек.
Закон «О государственном пенсионном социальном страховании» является основополагающим для пожилых граждан, поскольку пенсия часто является единственным источником их дохода.
На 1 января 2024 года в Кыргызстане насчитывается 769,6 тысяч пенсионеров, из которых 604,1 тысячи — по возрасту. За последние пять лет число пенсионеров увеличилось на 9%.
По данным Социального фонда, на конец 2024 года 17,8% пенсионеров по возрасту продолжали работать. Средний размер пенсии составляет 9 275 сомов, что на 24% превышает прожиточный минимум пенсионера.
Негосударственное пенсионное обеспечение, в том числе через Накопительный пенсионный фонд, также играет важную роль.
Страна должна быть готова к увеличению числа пожилых граждан и организовать системы здравоохранения и социализации таким образом, чтобы снизить нагрузку на государственные органы.
Для этого целесообразно включить в систему статистического наблюдения показатели, характеризующие жизнь пожилых людей, и разработать Индекс Активного Долголетия.
Каждый гражданин должен активно участвовать в вопросах своего материального благосостояния в старости, разрабатывая стратегию накоплений.
Важность повышения финансовой грамотности становится особенно актуальной.
Адаптация жизненной среды к потребностям пожилых, обеспечение доступности объектов и услуг являются важными условиями их благополучия.
В Кыргызстане реализуется Государственная программа «Доступная страна», направленная на создание доступной инфраструктуры для маломобильных групп населения, включая пожилых граждан.
Доступность инфраструктуры актуальна как для городских, так и для сельских пожилых граждан, учитывая миграцию молодежи в города.
Для обеспечения комфортных повседневных покупок пожилым гражданам необходимо развивать торговую инфраструктуру в сельской местности.
Пожилые граждане становятся важной группой потребителей, что открывает новые возможности для бизнеса, направленного на удовлетворение их нужд в сфере здравоохранения, образования, культуры и бытовых услуг.
Приоритетные направления:
- создание условий для продолжения трудовой деятельности пожилых граждан с учетом их возможностей;
- противодействие возрастной дискриминации;
- поддержка предпринимательства и самозанятости пожилых граждан;
- содействие трудоустройству граждан пенсионного возраста;
- развитие наставничества для укрепления межпоколенческих связей;
- стимулирование продолжения работы с отложением пенсии;
- развитие системы добровольного пенсионного страхования;
- адаптация инфраструктуры с учетом потребностей пожилых граждан.
7. Расширение доступа к образованию и повышению квалификации
Поддержка индивидуального развития граждан должна осуществляться через непрерывное образование.
Система образования должна быть адаптирована для граждан предпенсионного и пенсионного возраста, чтобы они могли сохранять трудоспособность и активную жизнь.
Пожилые граждане, заинтересованные в повышении квалификации и получении новых знаний, нуждаются в программах дополнительного образования.
Необходимость переподготовки для продления трудовой активности возрастает.
Важно расширять возможности для дополнительного образования, повышения квалификации и обучения.
Инвестиции в дополнительное образование способствуют трудоустройству и повышению качества жизни.
Образование должно быть адаптировано к потребностям всех возрастов и требованиям рынка труда.
Пожилые граждане могут получать образование через неформальное обучение, что способствует их социальной интеграции.
Развитие образовательной активности пожилых граждан должно основываться на их потребностях и возможностях.
Приоритетные направления:
- развитие программ дополнительного образования для граждан предпенсионного возраста;
- использование потенциала учреждений образования для реализации программ неформального обучения;
- повышение финансовой и компьютерной грамотности пожилых граждан.
8. Ожидаемые результаты политики активного долголетия
Реализация политики активного долголетия приведет к созданию условий для независимой и полноценной жизни пожилых граждан, повышения уровня и качества их жизни, укрепления межпоколенческих связей.
В соответствии с задачами Программы должны быть достигнуты следующие результаты:
- совершенствование государственной политики и законодательства в отношении пожилых граждан;
- укрепление социальной сплоченности и межпоколенческих связей;
- изменение восприятия роли пожилых граждан в обществе;
- повышение материального благосостояния и социальной защищенности пожилых граждан;
- расширение возможностей для обучения и занятости;
- укрепление здоровья и снижение заболеваемости;
- повышение качества и доступности социальных услуг;
- создание инфраструктуры, отвечающей потребностям пожилых граждан;
- укрепление прав пожилых людей на достойную жизнь.
Достижение целей и реализация задач Программы будут осуществляться через План мероприятий по реализации Государственной программы активного долголетия на 2025-2030 годы, представленный в приложении 1.
План мероприятий по реализации Государственной программы активного долголетия на 2025-2030 годы
№ | Задача | Меры/Действия | Срок реализации | Ожидаемые результаты | Ответственные исполнители | Финансирование | |
Активность и участие в жизни общества | |||||||
1 | Защита прав и достоинства пожилых граждан, создание условий для их социальной включенности и участия в жизни общества | 1.1 Создание раздела «Активное долголетие» на сайтах государственных органов, постоянное наполнение и обновление его актуальной информацией | На постоянной основе | Функционирующий актуальный раздел «Активное долголетие» на сайтах государственных органов | МТСОМ, МЗ, МКИМП, ГАФКС, ГАДГСМС | В рамках утвержденных бюджетов министерств и ведомств | |
1.2 Рассмотрение вопроса о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики по вопросам улучшения положения пожилых людей | 2026 – 2027 годы | Разработан проект НПА | МТСОМ, МЗ, МОН, ГАДГСМС | В рамках утвержденных бюджетов министерств и ведомств | |||
1.3 Разработка мер (информационных компаний), направленных на предупреждение различных форм жесткого обращения, насилия и мошенничества в отношении пожилых граждан | 2026 год | Разработаны и внедрены меры по предупреждению насилия в отношении пожилых граждан | МВД, МТСОМ, МЗ, МКИМП | В рамках утвержденных бюджетов министерств и ведомств, привлеченные средства | |||
1.4 Оказание бесплатной юридической помощи пожилым гражданам | На постоянной основе | Количество пожилых граждан, получивших юридические услуги | МЮ | В рамках утвержденных бюджетов министерств и ведомств | |||
1.5 Организация советов пожилых граждан при ОМСУ и местных государственных администрациях | 2025 - 2026 годы | Функционирование советов пожилых граждан | ГАДГСМС, ПППКР в областях, МГА, ОМСУ, МТСОМ | В рамках утвержденных бюджетов министерств и ведомств | |||
1.6 Развитие волонтерской деятельности среди пожилых граждан | 2025 - 2026 годы | Количество пожилых граждан, охваченных волонтерской деятельностью | ГАДГСМС, ПППКР в областях, МГА, ОМСУ | В рамках утвержденных бюджетов министерств и ведомств, привлеченные средства | |||
1.7 Создание реестра учета одиноко проживающих пожилых граждан | 2026 год | Реестр учета одиноко проживающих пожилых граждан создан в каждом районе | МТСОМ, МВД, ГАДГСМС, ПППКР в областях, МГА, ОМСУ | В рамках утвержденных бюджетов министерств и ведомств | |||
1.8 Организация предоставления социальных услуг пожилым гражданам в рамках государственного социального заказа (ГСЗ) | ежегодно | Количество общественно полезных проектов, направленных на предоставление услуги, количество пожилых граждан, охваченных услугами | МТСОМ, МЗ, МКИМП, МГА, ОМСУ | В рамках утвержденных бюджетов министерств и ведомств | |||
1.9 Проведение исследований по вопросам защиты прав пожилых граждан в республике | 2026 год | Аналитическая информация | МТСОМ, НСК, СФ, МВД, Акыйкатчы, НКО (по согласованию) | В рамках утвержденных бюджетов министерств и ведомств, привлеченные средства | |||
1.10 Формирование в обществе позитивного образа пожилых людей, позволяющий воспринимать их как носителей культурных традиций, профессионального и жизненного опыта, принимающих активное участие в развитии страны и воспитании молодого поколения | На постоянной основе | Размещение в СМИ публикаций и статей, выступлений на телерадиоканалах, интернет-сайтах | МКИМП, ГАДГСМС, МГА, ОМСУ, государственные органы | В рамках утвержденных бюджетов министерств и ведомств, привлеченные средства | |||
1.11 Проведение информационных кампаний в СМИ по расширению знаний о старении и улучшению понимания его специфики и влияния на жизнь общества среди лиц, формирующих политику, работодателей, медицинских и социальных работников и самих граждан старшего поколения | 2025-2030 годы | Акции, размещение материалов в СМИ и т.д. | МТСОМ, МКИМП, ГАДГСМС, МГА, ОМСУ | В рамках утвержденных бюджетов министерств и ведомств, привлеченные средства | |||
1.12 Организация обучения основам правового регулирования основных общественных отношений по вопросам гражданского, жилищного, земельного, налогового права, пенсионного права, социальной защиты, в том числе по получению электронных услуг на портале Госуслуги | ежегодно | Количество пожилых граждан, принявших участие в обучении | МЮ, МТСОМ, МВД, СФ, ГНС, ГАДГСМС, ПППКР в областях, МГА, ОМСУ | В рамках утвержденных бюджетов министерств и ведомств, привлеченные средства | |||
1.13 Проведение информационных кампаний о противодействии и недопущении жестокого обращения и насилия в отношении пожилых граждан | ежегодно | Информация в СМИ, интернет-сайтах | МВД, МКИМП, ГАДГСМС, ПППКР в областях, МГА, ОМСУ | В рамках утвержденных бюджетов министерств и ведомств, привлеченные средства | |||
1.14 Совершенствование системы демографической и социальной статистики, характеризующей процесс старения населения и его влияние на социально-экономическое развитие страны | 2026 -2027 годы | Ежегодные публикации | НСК | В рамках утвержденных бюджетов министерств и ведомств, привлеченные средства | |||
1.15 Организация и развитие системы досуговых мероприятий и услуг для пожилых граждан | На постоянной основе | Увеличение количества предоставляемых досуговых мероприятий и услуг на местах | Мэрии городов, ГАДГСМС, МГА, ОМСУ | В рамках утвержденных бюджетов министерств и ведомств, привлеченные средства | |||
1.16 Проведение акции «От сердца к сердцу» с участием пожилых граждан | Ежегодно | Освещение акции | Мэрии городов, ГАДГСМС, МГА, МТСОМ | В рамках утвержденных бюджетов министерств и ведомств, привлеченные средства | |||
2. Здоровье граждан старшего поколения и социальное обеспечение | |||||||
2 | Создание условий для здоровой и безопасной жизни | 2.1 Разработка практических рекомендаций по клиническим аспектам ведения больных пожилого возраста | 2025 – 2026 годы | Разработаны рекомендации | МЗ, КГМИПиПК | В рамках утвержденных бюджетов министерств и ведомств | |
2.2 Разработка рекомендаций для медицинских и социальных работников по индивидуальным подходам к лечению, профилактике и реабилитации граждан старшего поколения, включая вопросы питания и уровни активности пожилых граждан | 2026 год | Разработаны рекомендации | МЗ, ФОМС, МТСОМ, КГМИПиПК | В рамках утвержденных бюджетов министерств и ведомств, привлеченные средства | |||
2.3 Совершенствование системы мер по раннему выявлению, укреплению здоровья, лечению и непрерывному медицинскому контролю лиц с высоким риском или вероятностью возникновения неинфекционных заболеваний | 2025-2030 годы | Улучшена система мер по неинфекционным заболеваниям для профилактики осложнений | МЗ, КГМИПиПК | В рамках утвержденных бюджетов министерств и ведомств, привлеченные средства | |||
Развитие мобильного здравоохранения для пожилых граждан | 2026-2027 годы | Внедрены технические средства для пожилых граждан (например, устройства типа «тревожной кнопки») и для мониторинга состояния здоровья | МЗ | В рамках утвержденных бюджетов МЗ, привлеченные средства | |||
2.4 Внедрение телемедицины по ведению здорового образа жизни | 2026-2027 годы | Количество трансляции телемедицины | МЗ | В рамках утвержденных бюджетов МЗ, привлеченные средства | |||
2.5 Разработать и внедрить программу «Школа ухода» для родственников и социальных работников, сиделок | 2026 год | Разработана программа и внедрена в практику | МЗ, МТСОМ, НКО | В рамках утвержденных бюджетов министерств и ведомств, привлеченные средства | |||
2.6 Разработка клинического руководства по мониторингу здоровья пожилых граждан | 2026 - 2027 год | Разработано клиническое руководство | МЗ, ФОМС, КГМИПиПК | В рамках утвержденных бюджетов министерств и ведомств, привлеченные средства | |||
2.7 Развитие дистанционных технологий диагностики и течения заболеваний пожилых граждан | 2025-2030 годы | Внедрены дистанционные технологии диагностики и мониторинга здоровья | МЗ | В рамках утвержденных бюджетов МЗ, привлеченные средства | |||
2.8 Расширение амбулаторных реабилитационных услуг в поликлиниках по месту жительства | 2026 год | Реестр поликлиник с амбулаторными реабилитационными услугами | МЗ | В рамках утвержденных бюджетов МЗ, привлеченные средства | |||
2.9 Разработка образовательных программ для пациентов с когнитивными расстройствами и их родственников | 2025 - 2030 годы | Наличие образовательных программ и их внедрение | МЗ, ФОМС, КГМИПиПК | В рамках утвержденных бюджетов МЗ, привлеченные средства | |||
2.10 Создание реестра больных с деменцией и контроль показателей смертности от болезни Альцгеймера и других видов деменции | 2026 - 2027 годы | Реестр больных с деменцией и показателей смертности от болезни Альцгеймера | МЗ | В рамках утвержденных бюджетов МЗ | |||
2.11 Организация паллиативной медицинской помощи на амбулаторном и стационарном уровнях | 2026-2027 годы | Паллиативная медицинская помощь оказывается на амбулаторном и стационарном уровнях | МЗ | В рамках утвержденных бюджетов МЗ, привлеченные средства | |||
2.12 Модернизация профессиональной подготовки врачей первичного звена здравоохранения в рамках квалификации по программам дополнительного профессионального образования по медицинской помощи пожилым, а медицинских сестер – по направлению «сестринское дело в гериатрии» | 2026 - 2028 годы | Разработаны образовательные стандарты по геронтологии и гериатрии и интегрированы в образовательные программы | МЗ, КГМА | В рамках утвержденных бюджетов МЗ, КГМА и привлеченные средства | |||
2.13 Внедрение в образовательные программы подготовки медицинских и социальных работников, научных разработок геронтологической и гериатрической практики | 2026 - 2028 годы | Разработаны программы по геронтологии и гериатрии по додипломному образованию для медицинских ВУЗов, а также для факультетов по подготовке социальных работников | МЗ, МОН, КГМИПиПК, МТСОМ | В рамках утвержденных бюджетов министерств и ведомств, привлеченные средства | |||
2.14 Создание научного центра геронтологии и гериатрии, обеспечивающего координацию организационно-методической, образовательной, просветительской, научной работы, а также лечебно-диагностическую деятельность | 2028 – 2030 годы | Функционирующий научный центр геронтологии и гериатрии | МЗ, КГМИПиПК | В рамках утвержденных бюджетов МЗ, привлеченные средства | |||
2.15 Организация профилактического осмотра пожилых граждан, старше 65 лет | ежегодно | Утвержден график медицинских учреждений по профилактическому осмотру пожилых граждан | МЗ, ФОМС | Не требуется | |||
2.16 Развитие и поддержка геронтологических центров, гериатрических отделений, палат при учреждениях здравоохранения | 2025-2030 годы | Количество созданных геронтологических центров, гериатрических отделений, палат | МЗ | В рамках утвержденных бюджетов МЗ, привлеченные средства | |||
2.17 Подготовка и освещение образовательных и просветительских программ по вопросам здорового образа жизни и профилактики заболеваний для граждан всех возрастов | 2026 - 2030 годы | Количество освещенных программ по годам | МЗ, МКИМП | В рамках утвержденных бюджетов министерств и ведомств, привлеченные средства | |||
2.18 Создание центров паллиативной помощи, центров активного долголетия | 2026-2030 годы | Количество функционирующих центров | МЗ, МТСОМ, ГАДГСМС, МГА, ОМСУ | В рамках утвержденных бюджетов министерств и ведомств, привлеченные средства | |||
2.19 Осуществление мероприятий по пропаганде физической культуры и спорта среди пожилых граждан | На постоянной основе | Доля граждан пожилого возраста, занимающихся физической культурой и спортом | ГАФКС, ГАДГСМС, МГА | В рамках утвержденных бюджетов министерств и ведомств, привлеченные средства | |||
2.20 Создание условий для физкультурно-оздоровительных занятий пожилых граждан в учреждениях (организациях) социального обслуживания независимо от форм собственности | На постоянной основе | Количество учреждений (организаций) с условиями для физкультурно-оздоровительных занятий | МТСОМ, ГАДГСМС, МГА | В рамках утвержденных бюджетов министерств и ведомств, привлеченные средства | |||
2.21 Создание на базе физкультурно-оздоровительных, спортивных центров (комплексов), физкультурно-спортивных клубов, групп по спортивным интересам для пожилых граждан | На постоянной основе | Количество созданных физкультурно-спортивных клубов, групп по спортивным интересам | ГАФКС, ГАДГСМС, МГА | В рамках утвержденных бюджетов министерств и ведомств, привлеченные средства | |||
2.22 Проведение спартакиад среди ветеранских организаций физической культуры и спорта | Ежегодно | Освещение в СМИ | ГАФКС, ГАДГСМС | В рамках утвержденных бюджетов министерств и ведомств | |||
2.23 Организация обучения по действиям в опасных и чрезвычайных ситуациях | На постоянной основе | Количество реализованных мер по действиям в опасных и чрезвычайных ситуациях | МЧС, ГАДГСМС, МГА | В рамках утвержденных бюджетов министерств и ведомств, привлеченные средства | |||
3 | Развитие социального обслуживания для обеспечения достойного качества жизни пожилых граждан | 3.1 Разработка проекта НПА, предусматривающее аккредитацию организаций, оказывающих услуги пожилым гражданам | 2026-2027 годы | Утвержденный НПА | МТСОМ | Не требуется | |
3.2 Разработка проекта НПА, предусматривающее внедрение платных услуг по социальному обслуживанию, в том числе развитие стационарозамещающих форм оказания социальных услуг и осуществления неформального ухода за пожилыми гражданами | 2027-2028 годы | Утвержденный НПА | МТСОМ | Не требуется | |||
3.3 Организация мониторинга нуждаемости пожилых граждан в различных формах социального обслуживания | 2027 год | Проведен мониторинг, подготовлена аналитическая информация | МТСОМ, НКО (по согласованию) | В рамках утвержденных бюджетов МТСОМ, привлеченные средства | |||
3.4 Развитие служб поддержки для пожилых на местах, включающих службы обеспечения доступа к услугам по месту жительства (например, развитие патронажной службы, создание семейных домов для пожилых и др.) | 2028-2030 годы | Внедрены услуги патронажных служб, а также семейных домов для пожилых граждан | МТСОМ, ГАДГСМС, МГА, НКО (по согласованию) | В рамках утвержденных бюджетов министерств и ведомств, привлеченные средства | |||
3.5 Реализация мероприятий, направленных на увеличение количества негосударственных организаций, предоставляющих услуги по социальному обслуживанию пожилым гражданам | 2028 год | Количество НКО, поддержанных в рамках реализации государственного социального заказа | МТСОМ, НКО (по согласованию) | В рамках утвержденных бюджетов МТСОМ | |||
3.6 Подготовка специалистов, работающих с гражданами пожилого возраста (психологов, социальных работников, специалистов по социальной работе) по направлению «социальная и психологическая помощь в гериатрии» | 2028 год | Разработаны и внедрены программы подготовки специалистов в ВУЗы и СУЗы | МОН, МЗ | Не требуется | |||
3.7 Разработка индивидуальных рекомендаций по туризму для пожилых граждан | 2025-2030 годы | Рекомендация по туризму для пожилых граждан | МКИМП, НКО (по согласованию) | В рамках утвержденных бюджетов МКИМП, привлеченные средства | |||
3.8 Организация предоставления услуг пожилым гражданам в сфере культуры | 2026-2028 годы | Количество охваченных пожилых граждан услугами в сфере культуры | МКИМП | В рамках утвержденных бюджетов МКИМП, привлеченные средства | |||
3.9 Создание на местах льготные магазины (муниципальные) для пожилых граждан старше 65 лет по спискам районов | 2026-2027 годы | Количество созданных льготных магазинов (муниципальные) для пожилых граждан | Мэрии городов, ПППКР в областях, МГА, ОМСУ | В рамках утвержденных бюджетов министерств и ведомств, привлеченные средства | |||
3. Обеспеченная и достойная жизнь в старшем возрасте | |||||||
4. | Стимулирование более продолжительной трудовой жизни пожилых граждан | 4.1 Обеспечение содействия в трудоустройстве граждан пенсионного возраста | На постоянной основе | Доля трудоустроенных граждан пенсионного возраста из числа состоящих на учете в центрах занятости | МТСОМ | Не требуется | |
4.2 Развитие наставничества посредством использования трудового потенциала граждан предпенсионного и пенсионного возраста | Ежегодно | Анализ состояния работающих пожилых граждан | МТСОМ | В рамках утвержденных бюджетов МТСОМ, привлеченные средства | |||
4.3 Реализация комплексных мер через программы занятости по повышению цифровой грамотности пожилых граждан | 2026-2027 годы | Количество пожилых граждан, обученных навыкам работы с компьютером и использованию сервисов сети Интернет | МТСОМ, НКО (по согласованию) | В рамках утвержденных бюджетов МТСОМ, привлеченные средства | |||
4.4 Обеспечение развития системы добровольного государственного пенсионного социального страхования | 2026-2028 годы | Увеличение количества граждан, включенных в систему добровольного государственного пенсионного социального страхования | СФ | В рамках утвержденных бюджетов СФ, привлеченные средства | |||
4.5 Создание благоприятных условий и расширение масштабов участия пожилых людей в деятельности общинных групп взаимной поддержки, создаваемых в целях укрепления связи между поколениями и для расширения возможностей в плане самореализации | 2027 год | Количество реализуемых проектов с участием пожилых граждан по вопросу укрепления связи между поколениями | МТСОМ, ГАДГСМС, МГА, ОМСУ | В рамках утвержденных бюджетов министерств и ведомств, привлеченные средства | |||
4.6 Организация ярмарок для реализации произведенных товаров пожилыми гражданами | На постоянной основе | Количество организованных ярмарок на местах | Мэрии городов, ГАДГСМС, МГА, ОМСУ | В рамках утвержденных бюджетов министерств и ведомств, привлеченные средства | |||
4.7 Обеспечение равного доступа граждан пенсионного возраста к услугам общественного транспорта по всей республике | 2026-2027 годы | Решение об использовании гражданами пенсионного возраста услугами муниципального общественного транспорта в городах республики бесплатно независимо от места регистрации и проживания | Мэрии городов, ГАДГСМС, МГА, ОМСУ | В рамках утвержденных бюджетов министерств и ведомств, привлеченные средства | |||
5. | Расширение доступа к получению образования и повышению квалификации | 5.1 Развитие системы дополнительного образования взрослых по востребованным на рынке труда профессиям и специальностям для граждан предпенсионного, пенсионного возраста | 2026-2028 годы | Количество граждан предпенсионного, пенсионного возраста охваченных программой дополнительного образования | МОН, МТСОМ | В рамках утвержденных бюджетов министерств и ведомств, привлеченные средства | |
5.2 Реализация программ неформального образования пожилых граждан по вопросам перехода от опекающих технологий к активизирующим и стимулирующим, в том числе в учреждениях сферы образования, культуры и социального обслуживания | 2027-2028 годы | Программы неформального образования пожилых граждан распространены и внедрены | МТСОМ, МОН, МЗ, МКИМП | В рамках утвержденных бюджетов министерств и ведомств, привлеченные средства | |||
5.3 Разработка программ по повышению финансовой грамотности граждан пожилого возраста, его распространение и проведение информационных кампаний | 2026-2028 годы | Количество информационных кампаний для распространения программ по повышению финансовой грамотности | МФ, МОН, МТСОМ, СФ, НКО (по согласованию) | В рамках утвержденных бюджетов министерств и ведомств, привлеченные средства | |||
5.4 Развитие финансовой грамотности, навыков финансового планирования среди молодежи, лиц среднего и старшего возраста: определение источников обеспечения достойной старости и выбор стратегии поведения для формирования сбережений в виде пенсионного и накопительного страхования жизни, индивидуальных инвестиционных счетов, банковских депозитов | 2028-2030 годы | Количество распространённой информации и охват населения по навыкам финансовой грамотности, обеспечения достойной старости и выбор стратегии поведения для формирования сбережений | СФ, МТСОМ | В рамках утвержденных бюджетов министерств и ведомств, привлеченные средства | |||
5.5 Поощрение использования социально культурных, просветительских знаний и потенциала пожилых людей | На постоянной основе | Реализация программ и конкурсов с участием пожилых граждан | МКИМП, ГАДГСМС | В рамках утвержденных бюджетов министерств и ведомств, привлеченные средства |
МТСОМ – Министерство труда, социального обеспечения и миграции Кыргызской Республики
МЗ – Министерство здравоохранения Кыргызской Республики
МОН – Министерство образования и науки Кыргызской Республики
МКИСП – Министерство культуры, информации, спорта и молодежной политики Кыргызской Республики
МФ – Министерство финансов Кыргызской Республики
МЮ – Министерство юстиции Кыргызской Республики
МВД – Министерство внутренних дел Кыргызской Республики
Акыйкатчы
(Омбудсмен) –
ГАДГСМС – Государственное агентство по делам государственной службы и местного самоуправления при Кабинете Министров Кыргызской Республики
ГАФКС – Государственное агентство физической культуры и спорта при Кабинете Министров Кыргызской Республики
ГНС – Государственная налоговая служба при Министерстве финансов Кыргызской Республики
СФ – Социальный фонд при Кабинета Министров Кыргызской Республики
НСК – Национальный статистический комитет Кыргызской Республики
ПП ПКР в областях – полномочные представители Президента Кыргызской Республики в областях
Мэрии городов -
ОМСУ – Органы местного самоуправления
ФОМС – Фонд обязательного медицинского страхования
МГА – Местные государственные администрации
КГМИПиПК – Кыргызский государственный медицинский институт переподготовки и повышения квалификации
КГМА – Кыргызская государственная медицинская академия им. И.К. Ахунбаева
НКО – Некоммерческие организации
Обсудим?
Смотрите также: