Главные новости » Экономика » "Почему я, законопослушный водитель, должен платить за ошибки других?"
Экономика

"Почему я, законопослушный водитель, должен платить за ошибки других?"

47
"Почему я, законопослушный водитель, должен платить за ошибки других?"


Вопрос о том, почему законопослушные водители должны нести финансовую ответственность за ошибки других, поднял политолог Бакыт Бакетаев в беседе с журналистом VB.KG. “Я управляю автомобилем уже 60 лет и за все это время не стал виновником ни одной аварии. Такие, как я, составляют большинство водителей в Кыргызстане. По оценкам экспертов, 80–90 процентов водителей не попадают в ДТП. Тем не менее, я, как законопослушный водитель, обязан ежегодно платить за обязательное страхование гражданской ответственности,” — отметил он.

В Кыргызстане действует Закон "Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев автотранспортных средств", принятый 5 мая 2008 года № 83 и актуализированный в 2023 году.

Согласно статье 4 этого закона, все владельцы транспортных средств обязаны заключать договор обязательного страхования, независимо от:

- стажа вождения;

- истории ДТП;

- поведения на дороге.

Таким образом, закон не делает различий между добросовестными водителями и теми, кто систематически нарушает правила дорожного движения.

В Гражданском кодексе Кыргызской Республики закреплен принцип добросовестности и разумности в реализации гражданских прав (статья 6). Это подразумевает, что законодательство не должно поощрять безответственное поведение и не должно наказывать тех, кто соблюдает правила.

Однако в действующей системе автострахования:

- одинаковая страховая премия взимается как с водителей, у которых нет аварий за 30 лет, так и с теми, кто попадал в 2–3 аварии в течение последнего года;

- отсутствует прогрессивная шкала ответственности;

- механизмы поощрения безопасного вождения практически не работают. Бонусы и скидки от страховых компаний часто незначительны и непрозрачны.

Это создает эффект коллективной безответственности и нарушает баланс интересов сторон.

В странах с развитой страховой системой, таких как Германия, Япония, Канада и Южная Корея, применяется индивидуальный подход к расчету тарифов ОСАГО, включая системы бонус-малус, которые обеспечивают скидки до 70 процентов для водителей с хорошей историей.

Некоторые штаты США и канадские провинции предлагают частичное или полное освобождение от обязательного страхования для тех, кто имеет 20 и более лет безаварийного стажа, при условии внесения депозита или финансовой гарантии.

Кроме того, внедряются телематические тарифы с использованием GPS и датчиков, которые фиксируют стиль вождения. На основе этих данных формируется индивидуальная страховая ставка.

Почему бы не применить подобные методы в Кыргызстане? Почему законопослушные водители не могут рассчитывать на преимущества за свою аккуратность на протяжении многих лет?

С учетом вышеизложенного, Бакыт Бакетаев предлагает пересмотреть существующий порядок обязательного страхования и внести справедливые изменения.

Его предложения включают:

- введение категорий риска для водителей на основе данных МВД и страховых компаний;

- освобождение от ежегодной оплаты ОСГОПВТС для водителей с 20 и более годами безаварийной езды;

- установление повышенных ставок для тех, кто имеет историю аварий и нарушения ПДД;

- создание цифровой базы страхового рейтинга водителей, доступной для всех страховых компаний.

Такой подход может снизить количество ДТП, так как водители будут стремиться сохранить свою “безаварийную репутацию”. Это также повысит дисциплину на дороге и уменьшит финансовое бремя для пенсионеров и людей с низким доходом, которые строго соблюдают ПДД.

Принцип “платит каждый” может быть оправдан в налоговой системе, но в страховании, где уровень риска различен, он является несправедливым.

Государство должно поощрять тех, кто своим поведением способствует снижению числа аварий, а не заставлять их расплачиваться за ошибки других, — заключил политолог.
0 комментариев
Обсудим?
Смотрите также:
Продолжая просматривать сайт report.kg вы принимаете политику конфидициальности.
ОК