Антикоррупционные реформы в Кыргызстане: опыт Европы и политическая воля президента
Замир Айылчыев, эксперт Антикоррупционного делового совета при президенте Кыргызстана и международный антикоррупционный исследователь, поделился мнением о важнейших аспектах реформ, связанных с борьбой с коррупцией в стране. Он акцентировал внимание на значении цифровых технологий, развитии институтов и образовании как основополагающих элементах для успешной антикоррупционной политики.
Коррупция негативно сказывается на развитии общества, инвестиционном климате и подрывает доверие граждан к государственным структурам. Она снижает легитимность властей, способствует теневой экономике и разрушает демократические процессы. Тем не менее, международный опыт позволяет утверждать, что с коррупцией можно и нужно бороться методично. Для этого необходимы политическая воля, современные технологии, независимые институты и активное участие общества. Эстония, Латвия, Литва и Чехия наглядно демонстрируют, как можно добиться значительного снижения уровня коррупции за последние два десятилетия, что открывает возможности для Кыргызстана адаптировать этот опыт к своим условиям.
С 2021 года антикоррупционная борьба в Кыргызстане стала одной из ключевых стратегий, что стало возможным благодаря решимости президента Садыра Жапарова. По его инициативе был сформирован Антикоррупционный деловой совет, который призван улучшить взаимодействие между гражданским обществом и государственными органами, а также обеспечить прозрачность и мониторинг антикоррупционных процессов. В рамках этой работы под руководством Нурипы Мукановой, генерального секретаря совета, значительно укрепилось сотрудничество между министерствами и НПО, что способствовало повышению доверия к власти. Кроме того, Камчыбек Ташиев, глава ГКНБ, внедрил «трёхуровневый антикоррупционный подход», который включает в себя систематизацию антикоррупционных мероприятий, усиление ответственности и информирование общества. По данным Министерства финансов, в 2024 году теневой сектор экономики сократился на 31%, а из незаконных схем в бюджет было возвращено миллиарды сомов.
Эстония признана одной из ведущих стран в сфере цифрового управления, где 99% государственных услуг доступны онлайн. Граждане предоставляют свои данные один раз через платформу X-Road, что позволяет всем государственным учреждениям иметь к ним доступ. Такой подход минимизирует бюрократию и снижает риск коррупции. Эстония также стала первой страной, внедрившей онлайн-голосование в 2005 году, и в 2023 году 51% избирателей воспользовались этой услугой, что укрепляет доверие к выборам. В Кыргызстане уже запущена платформа «Түндүк», однако для её эффективного функционирования и цифровизации госуслуг необходимо предпринять дополнительные шаги. Внедрение системы «одного окна», интеграция баз данных и организация электронного голосования (например, на уровне студенческих парламентов) могли бы значительно снизить коррупцию и повысить доверие общественности.
Чехия и Литва также сосредоточили свои усилия на укреплении правовой базы и создании независимых институтов. Литовская Специальная следственная служба (STT) занимается профилактикой и расследованием коррупционных дел, в то время как чешское Национальное управление по борьбе с организованной преступностью фокусируется на высокоуровневых коррупционных делах. Эти учреждения работают независимо от политического давления и подчиняются парламенту. Литва также приняла закон о лоббизме, обязывающий лоббистов и госслужащих раскрывать информацию о своих взаимодействиях. Для внедрения подобных инициатив в Кыргызстане предлагается ряд мер: публичное раскрытие деклараций о доходах госслужащих, введение двухлетнего «периода охлаждения» для высокопоставленных чиновников перед переходом в частный сектор, усиление законодательства о конфликтах интересов и ужесточение контроля за отмыванием денег.
Образование и повышение уровня общественного сознания играют ключевую роль для устойчивости антикоррупционной политики.
В странах Балтии образование рассматривается как основное средство в борьбе с коррупцией. В школьной программе внедрены предметы, такие как «Этика», «Интегритет» и «Гражданская добропорядочность». В университетах обязательны курсы по «Государственному управлению» и «Цифровой безопасности». В Кыргызстане подобные дисциплины изучаются лишь на отдельных факультетах. Таким образом, необходима разработка национальных стратегий, включая постоянные тренинги и онлайн-сертификацию для госслужащих, а также создание образовательных платформ для школ и вузов. Без осознания гражданами своей ответственности даже самые лучшие законы и технологии не дадут ожидаемых результатов.
В заключение стоит отметить, что Кыргызстан движется в верном направлении в борьбе с коррупцией. Политическая решимость, поддержка общества и активизация государственных органов уже приносят реальные результаты. Модели цифрового управления Эстонии и реформы Чехии и Литвы через независимые институты могут служить хорошими примерами. Однако важно адаптировать эти модели под местные условия, а не просто копировать их. При условии системного подхода к реформам, Кыргызстан может в ближайшие годы стать одной из стран с эффективным и прозрачным управлением не только в Центральной Азии, но и в мировом контексте.
Обсудим?
Смотрите также: