Главные новости » Эксклюзив » Администрация президента Кыргызстана вынесла на общественное обсуждение законопроект о возврате смертной казни
Эксклюзив

Администрация президента Кыргызстана вынесла на общественное обсуждение законопроект о возврате смертной казни

484

Администрация президента Кыргызстана инициировала общественное обсуждение законопроекта, касающегося возвращения смертной казни в стране. Внесение поправок в Конституцию будет вынесено на референдум.

Содержание законопроекта:


ЗАКОН

КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

О внесении изменения в Конституцию

Кыргызской Республики

Статья 1

В Конституцию Кыргызской Республики, утвержденной на референдуме 11 апреля 2021 года, вносятся следующие поправки:

– первая часть статьи 25 редактируется следующим образом:

«1. Каждый имеет неотъемлемое право на жизнь. Посягательство на жизнь и здоровье человека недопустимо. Никто не может быть произвольно лишен жизни.

Смертная казнь может быть установлена законом только за изнасилование детей и убийство, сопряженное с изнасилованием.».

Статья 2

Настоящий Закон вступает в силу с момента официального опубликования.

Президент

Кыргызской Республики


СПРАВКА-ОБОСНОВАНИЕ


к проекту Закона Кыргызской Республики


«О внесении изменения в Конституцию Кыргызской Республики»


 

Цель и задачи

Основная цель законопроекта заключается в обеспечении защиты жизни и здоровья детей и женщин от преступных посягательств.

Описание

Согласно статье 20 Конституции Кыргызской Республики, дети являются важнейшей ценностью. Статья 23 гарантирует, что права и свободы человека, включая право на жизнь и половую неприкосновенность детей и женщин, имеют высшую ценность. Эти права действуют непосредственно и формируют деятельность государственных органов.

Статья 16 Кодекса о детях закрепляет за каждым ребенком право на защиту чести и достоинства, а государство обязуется обеспечивать его личную неприкосновенность и защищать от насилия.

Лица, причастные к таким преступлениям, подлежат ответственности в соответствии с законодательством страны.

Обязанность государства защищать жизни и здоровье детей и женщин также прописана в международных соглашениях, к которым присоединился Кыргызстан.

Конвенция ООН «О правах ребенка», к которой страна присоединилась 12 января 1994 года, обязывает государства-участники защищать детей от всех форм насилия.

Декларация ООН о предупреждении насилия в отношении женщин рекомендует разработать меры для борьбы с насилием, включая уголовные, гражданские и административные санкции.

Конституция Кыргызской Республики и международные документы подтверждают, что право на жизнь — это неотъемлемое право каждого, охраняемое законом. Никто не может быть лишен жизни произвольно.

В настоящее время в стране наблюдается рост тяжких преступлений против детей и женщин, что вызывает серьезную озабоченность общества.

Согласно данным Генеральной прокуратуры:

Убийства (статья 122 УК):

2021 год: дети до 14 лет - 2; 14-18 лет - 1; женщины - 36; всего - 39.

2022 год: дети до 14 лет - 1; 14-18 лет - 1; женщины - 41; всего - 43.

2023 год: дети до 14 лет - 2; 14-18 лет - 2; женщины - 21; всего - 25.

2024 год: дети до 14 лет - 5; 14-18 лет - 4; женщины - 34; всего - 43.

2025 год (8 месяцев): дети до 14 лет - 3; 14-18 лет - 4; женщины - 21; всего - 28.

Изнасилования (статья 154 УК):

2021 год: дети до 14 лет - 21; 14-18 лет - 47; женщины - 12; всего - 80.

2022 год: дети до 14 лет - 34; 14-18 лет - 29; женщины - 7; всего - 70.

2023 год: дети до 14 лет - 44; 14-18 лет - 116; женщины - 15; всего - 175.

2024 год: дети до 14 лет - 53; 14-18 лет - 35; женщины - 19; всего - 107.

2025 год (8 месяцев): дети до 14 лет - 20; 14-18 лет - 42; женщины - 19; всего - 81.

Приведенные цифры подчеркивают, что защита детей и женщин от тяжких преступлений остается важной проблемой. Однако официальная статистика не отражает полной картины, так как много случаев насилия остается незафиксированными. Скрытность со стороны пострадавших из-за страха общественного осуждения лишь усугубляет ситуацию, позволяя преступникам продолжать свою деятельность.

Проблема учета преступлений сексуального характера также заключается в том, что правоохранительные органы часто объединяют различные категории преступлений, что мешает получению точной статистики.

Все чаще факты насилия, включая убийства и изнасилования, становятся обыденностью в новостях, что вызывает тревогу в обществе. Важно установить четкие границы, за которые преступники, совершающие насилие против детей и женщин, должны выходить за пределы общества и подвергаться строгому наказанию.

Увеличение числа тяжких преступлений заставляет общество серьезно задуматься о возвращении смертной казни как крайней меры наказания. Защита жизни и здоровья уязвимых групп возможна только под угрозой применения жесткого наказания.

Следует отметить, что закон «О присоединении Кыргызской Республики ко Второму Факультативному протоколу к Международному пакту о гражданских и политических правах» отменил смертную казнь в 2010 году. В соответствии с Конституцией, смертная казнь запрещена.

Важно понимать, что Международный пакт о гражданских и политических правах, к которому Кыргызстан присоединился, утверждает право на жизнь как неотъемлемое, охраняемое законом.

В странах, где смертная казнь не отменена, она применяется только к самым тяжким преступлениям в соответствии с законом, действующим на момент совершения преступления.

Таким образом, международные нормы позволяют странам использовать смертную казнь за самые тяжкие преступления в соответствии с законами.

Учитывая растущую тенденцию тяжких преступлений против детей и женщин, законопроект предлагает вернуть смертную казнь как исключительную меру наказания.

Законопроект предлагает изменить часть 1 статьи 25 следующим образом:

«1. Каждый имеет неотъемлемое право на жизнь. Посягательство на жизнь и здоровье человека недопустимо. Никто не может быть произвольно лишен жизни.

Смертная казнь может быть установлена законом только за изнасилование детей и убийство, сопряженное с изнасилованием.».

Также в законопроекте содержится положение о признании утратившим силу закона о присоединении ко Второму Факультативному протоколу, запрещающему смертную казнь.

Министерству иностранных дел поручается уведомить депозитарий об утрате силы вышеупомянутого закона.

Принятие законопроекта предполагает внесение изменений в уголовное законодательство, если он будет одобрен на референдуме.

Принятие законопроекта не потребует создания дополнительных подзаконных актов.

Возможные социальные, экономические и правозащитные последствия

Принятие законопроекта не повлечет за собой никаких негативных последствий.

Результаты общественного обсуждения

Проект закона прошел процедуру общественного обсуждения с «__» _________ 2025 года по «__» ____________ 2025 года, информация была размещена на официальном сайте.

Соответствие законодательству

Законопроект не противоречит действующему законодательству и международным соглашениям, участницей которых является Кыргызстан.

Необходимость финансирования

Принятие законопроекта не потребует дополнительных затрат из бюджета.

Анализ регулятивного воздействия

Законопроект не требует анализа регулятивного воздействия, так как не направлен на регулирование бизнеса.
0 комментариев
Обсудим?
Смотрите также:
Продолжая просматривать сайт report.kg вы принимаете политику конфидициальности.
ОК