Главные новости » Эксклюзив » Трудности перевоза — Какие задачи надо решить Кыргызстану, чтобы стать региональным хабом
Эксклюзив

Трудности перевоза — Какие задачи надо решить Кыргызстану, чтобы стать региональным хабом

217
В последние два месяца премьер-министры стран ЕАЭС дважды обсуждали этот вопрос: в августе — на встрече в Чолпон-Ате, а в конце сентября — в Минске.

Председатель Кабинета министров Кыргызстана Адылбек Касымалиев отметил, что перед ЕАЭС стоит важная задача создания устойчивой и взаимосвязанной транспортной системы, которая соединит восток с западом и север с югом, способствуя внутреннему единству государств и их активному участию в мировой торговле.

Глава российского правительства Михаил Мишустин также подчеркнул необходимость ускорения внедрения современных решений, направленных на повышение пропускной способности действующих маршрутов и увеличение грузоперевозок.

По сути, Бишкек и Москва согласны с тем, что необходимо срочно развивать евразийский транспортный каркас, осознавая, что логистика является основой экономики.

В рамках национальной программы развития Кыргызстана на ближайшие пять лет транспортная система выделена как отдельный приоритет. В документе указаны конкретные задачи, которые необходимо решить для того, чтобы максимально использовать географическое положение страны, окружённой крупными игроками.

Среди ключевых целей — развитие железнодорожного сообщения (планируется увеличить грузооборот до 15 миллионов тонн в год и обновить подвижной состав), создание новых складских и логистических комплексов (не менее 1 миллиона квадратных метров) и модернизация автодорог республиканского значения (обновление должно затронуть как минимум половину из них).

Для устранения «узких мест» планируется сотрудничество с Россией, которая является основным торговым партнёром Кыргызстана — цель состоит в том, чтобы увеличить товарооборот до 5 миллиардов долларов.

Россия также выступает в роли активного инвестора: по данным рейтингового агентства «Эксперт РА», к 2024 году прямые инвестиции из России вырастут на 75% и составят 279,3 миллиона долларов.

Заместитель председателя правительства России Алексей Оверчук и представители бизнес-сектора упоминали о большом потенциале для расширения сотрудничества в области транспортной логистики на недавнем Кыргызско-российском экономическом форуме. В результате форума было подписано соглашение о локализации производства локомобилей-роботов на базе «Кыргыз Темир Жолу».

Российские производители могут оказать помощь в обновлении подвижного состава. Эксперты указывают, что для партнёрства имеются все основания: опыт эксплуатации техники в Центральной Азии, инновационные разработки, единые стандарты в рамках ЕАЭС и значительное присутствие на пространстве 1520.

Так, Трансмашхолдинг, который разрабатывает и производит подвижной состав для железнодорожного и городского рельсового транспорта, стал ключевым игроком на рынке стран ЕАЭС.

Также планируется использовать возможности Российско-кыргызского фонда развития, который за время своей работы профинансировал 3,5 тысячи проектов в Кыргызстане.

Фонд уже выделил средства на создание ремонтного производства для КТЖ, что позволит сократить сроки ремонта тепловозов вдвое, а также на строительство транспортно-логистического центра «Кокчо-Коз», который улучшит таможенное администрирование грузов, особенно по направлению Кыргызстан – Россия.

Кроме того, прорабатывается новый мультимодальный маршрут через Узбекистан и Туркменистан в порты Астрахани и Махачкалы, который может быть объединён с будущей железной дорогой Китай—Кыргызстан—Узбекистан.

В целом, складывается впечатление, что власти стремятся использовать все доступные пути и механизмы для устранения существующих транспортных барьеров и повышения позиций Кыргызстана в глобальном индексе эффективности логистики (в настоящее время страна занимает место во второй сотне по версии Всемирного банка).

Это позволит стране компенсировать «штраф» на экономический рост, возникающий из-за отсутствия прямого выхода к морю. По оценкам Евразийского банка развития, такой «штраф» может достигать 40% в зависимости от международного опыта.

Однако остаётся открытым вопрос о том, где взять средства для реализации поставленных целей. Как считает руководитель Центра интеграционных исследований ЕАБР Александр Забоев, одним из решений может стать развитие государственно-частных партнёрств (ГЧП). По его словам, в Кыргызстане прилагаются все усилия для продвижения подобных форматов.
0 комментариев
Обсудим?
Смотрите также:
Продолжая просматривать сайт report.kg вы принимаете политику конфидициальности.
ОК