Почему Казахстан за 30 лет не смог стать экспортером нефтепродуктов

Недавние сообщения СМИ, такие как информация о происшествии на Оренбургском газоперерабатывающем заводе, информируют о том, что завод приостановил прием сырья с Карачаганакского месторождения из-за атаки беспилотника. Кроме того, ранее было заявлено, что в 2026 году объем нефти, прокачиваемой через Каспийский трубопроводный консорциум (КТК), может сократиться в связи с ремонтными работами в Казахстане. Эти события поднимают важный вопрос: как так происходит, что Казахстан, ежегодно добывающий около 85-90 миллионов тонн нефти, иногда сталкивается с нехваткой топлива? Страна могла бы не только обеспечить свои потребности, но и экспортировать горючее. В этой связи правительство приняло «Концепцию развития нефтеперерабатывающей отрасли РК на 2024 – 2050 годы», в которой подчеркивается необходимость строительства нового НПЗ мощностью 10 миллионов тонн в год в период с 2032 по 2040 годы. Однако эксперты выражают опасения, что этот документ может остаться бездействующим. Анализ от Exclusive.kz ставит вопрос: возможно ли изменить текущую ситуацию? И что для этого необходимо сделать?
Согласно официальной информации, в Казахстане ведется разработка 295 месторождений 104 нефтегазодобывающими предприятиями. С 2017 года страна в среднем добывает от 85 до 90 миллионов тонн нефти в год. Из них перерабатывается примерно 17-18 миллионов тонн, и производится 13-15 миллионов тонн нефтепродуктов, включая бензин, дизельное топливо и авиакеросин. Остальные объемы нефти идут на экспорт.
Топлива, выпускаемого тремя основными нефтеперерабатывающими заводами – Атырауским, Павлодарским и Шымкентским, не хватает для удовлетворения внутреннего спроса. Республика периодически импортирует небольшие объемы дизтоплива и бензина, а также практически треть потребляемого авиатоплива. Все три завода функционируют на пределе своих возможностей, в то время как спрос на топливо продолжает расти.
Для обеспечения внутреннего рынка топливом необходимо расширить существующие мощности НПЗ. А чтобы быть в состоянии экспортировать нефтепродукты, потребуется строительство как минимум еще одного завода.
На данный момент правительство совместно с владельцами Шымкентского НПЗ – национальной компанией «КазМунайГаз» (КМГ) и китайской CNPC – работает над удвоением мощностей завода с 6 до 12 миллионов тонн в год. Проект, стоимость которого составляет $6 миллиардов, планируется завершить к 2030 году. Однако к этому времени внутренний спрос на топливо также возрастет из-за роста числа автомобилей и транзитного потока, что сделает затруднительным наличие излишков для экспорта.
Кроме того, существует проблема с обеспечением заводов сырьем. Нефть на НПЗ в основном поступает от КМГ и независимых добывающих организаций (НДО). Однако месторождения, разрабатываемые небольшими компаниями, истощаются, что приводит к снижению объемов производства.
«Обводнение нефти у них достигает уже 85%. То есть из 100 литров сырья, извлекаемого из месторождения, только 15 литров – чистая нефть, а 85 литров – это вода», – поясняет Аскар Исмаилов, эксперт в области нефтегаза.
При этом НДО сталкиваются с трудностями в привлечении инвестиций для поддержания и увеличения добычи, поскольку вынуждены продавать нефть на внутреннем рынке по ценам на 1,5-2 раза ниже рыночных. Это отсутствие доходов сказывается на их финансовом состоянии.
В феврале Министерство энергетики решило отменить регулирование цен на наиболее распространенную марку бензина АИ-92, чтобы улучшить ситуацию с НДО и снизить нелегальный вывоз топлива в соседние страны. Однако эффект от этого решения пока не проявился.
«Пока прибыль от увеличения цен на бензин идет в казну государства и сети АЗС, а нефтяники продолжают сталкиваться с той же реальностью, что и до подписания указа о либерализации цен», – добавляет Аскар Исмаилов.
По его словам, государство увеличило акцизы на топливо, что оставляет добывающие компании в убытках.
Потребность в тенгизской нефти
Контракт на разработку Тенгизского месторождения истекает в 2033 году. В настоящее время его эксплуатирует ТОО «Тенгизшевройл» (ТШО), в состав учредителей которого входят американские компании Chevron (50%), ExxonMobil (25%), российская Лукойл (5%) и КМГ (20%). Вся нефть с Тенгиза идет на экспорт. Однако после окончания текущего контракта возможно добиться, чтобы это месторождение тоже стало поставлять нефть на внутренний рынок.
«Сейчас стоит остро вопрос с обеспечением НПЗ сырьем. Одним из условий продления контракта по Тенгизу может стать обязательство оператора месторождения поставлять определенное количество нефти на внутренний рынок. ТШО, конечно, может понести некоторые убытки от этого, поскольку внутренние цены на нефть ниже экспортных. Но без тенгизской нефти будет сложно обеспечить казахстанские НПЗ», – утверждает Аскар Исмаилов.
По его прогнозам, к 2033 году добыча на Тенгизе может упасть на 20% по сравнению с нынешними объемами. Если сейчас она достигает 40 миллионов тонн в год, то к 2035 году может снизиться до 25-30 миллионов тонн. Из них ТШО смог бы поставлять на внутренний рынок 5-7 миллионов тонн ежегодно.
«В целом было бы разумно строить завод мощностью около 10-12 миллионов тонн. Если бы Атырауский завод был так же стар, как Павлодарский и Шымкентский, которые были запущены в 80-е годы, то риска остановки не было бы», – резюмирует Аскар Исмаилов.
Атырауский НПЗ прошел три этапа модернизации с 2003 по 2018 год, однако, как отмечает эксперт, это не сделало завод новым, так как модернизация не подразумевала замену всего оборудования.
«Там установили новые производства, которые улучшили показатели переработки. Однако старое оборудование осталось. Основная переработка на НПЗ – это оборудование, запущенное в 1947 году. Поэтому говорить о том, что на НПЗ была проведена модернизация и что теперь нет риска остановки – неправильно», – уверяет эксперт.
Он считает, что завод можно было бы закрыть и построить новый, поскольку существует множество жалоб на экологические проблемы, вызванные деятельностью этого завода. Хотя АНПЗ утверждает, что выбросы не превышают предельно допустимые нормы.
С другой стороны, если из-за устаревшего оборудования АНПЗ остановится, это приведет к потере третьих нефтеперерабатывающих мощностей страны, что вызовет дефицит нефтепродуктов и необходимость их импорта. Поэтому важно минимизировать этот риск. Новый четвертый завод мощностью 10-12 миллионов тонн в год мог бы помочь в решении этих проблем.
Правительство осознало, но не нашло решения
В этом году правительство утвердило «Концепцию развития нефтеперерабатывающей отрасли РК на 2024 – 2050 годы», в которой подчеркивается необходимость строительства нового НПЗ мощностью 10 миллионов тонн в год в период с 2032 по 2040 годы.
Тем не менее, эксперты считают, что концепция не является обязательной, и нет уверенности в ее реализации.
«Нам нужен документ, который обязывает к действиям, например, стратегический план развития, с персональной ответственностью за его выполнение. Когда ты называешь документ концепцией, у тебя остаются широкие возможности для изменений. Здесь нет никакой ответственности, и может возникнуть ситуация, когда в одной редакции мы пишем, что новый НПЗ необходим, а в следующей – что он не нужен», – подчеркивает Аскар Исмаилов.
Несмотря на это, Казахстан мог бы экспортировать нефтепродукты, например, в соседние страны, такие как Кыргызстан, Узбекистан или Афганистан, которые нуждаются в импорте топлива. Необходимость в строительстве нового НПЗ и отправке излишков на экспорт становится все более актуальной.
Эксперт подчеркивает, что правительство наконец осознало необходимость нового НПЗ, хотя ранее активно отвергало эту идею.
«В последние 3-4 года, когда я поднимал вопрос о необходимости четвертого НПЗ, я сталкивался с сопротивлением. Это исходило как от КазМунайГаза, так и от Министерства энергетики, которые утверждали, что новый НПЗ не нужен, ссылаясь на мнение своих консультантов, таких как Boston Consulting Group и IHS Markit», – рассказывает Аскар Исмаилов.
По его мнению, нефтяная отрасль в Казахстане постепенно будет угасать, и нам необходимо развивать другие сектора, которые могут приносить прибыль. В частности, это может быть создание транспортного хаба, учитывая, что Казахстан находится на пересечении путей между Западным Китаем и Западной Европой.
Для этого необходимо увеличить грузопотоки через страну, что потребует наличия достаточного количества топлива. Если же топлива будет недостаточно и оно станет слишком дорогим, транзитные потоки могут значительно сократиться. Поэтому новый НПЗ жизненно необходим.
$7 миллиардов потрачены безрезультатно
На сегодняшний день Казахстан экспортирует более 70% своей нефти, а около 30% остается на внутреннем рынке для переработки. Экспорт нефтепродуктов более выгоден, чем продажа сырой нефти, однако для этого необходимо решить ряд ключевых вопросов, утверждает нефтегазовый аналитик Абзал Нарымбетов.
Во-первых, он считает, что вопрос сырья решится, если удастся договориться с инвесторами трех крупных месторождений (Тенгиз, Кашаган, Карачаганак) о покупке нефти у них по мировым ценам (минус транспортные расходы).
Во-вторых, строительство четвертого НПЗ должно финансироваться частными инвесторами, которые будут заинтересованы в проекте, если им позволят продавать нефтепродукты по рыночным ценам как на внутреннем, так и внешнем рынках.
Государственные и национальные компании, такие как КМГ, не должны участвовать в этом процессе, считает Абзал Нарымбетов.
«Более десяти лет назад было принято решение о модернизации трех существующих НПЗ вместо строительства нового. На это было потрачено около $7 миллиардов. Мощности трех заводов увеличили, но они все равно не могут обеспечить внутренний рынок необходимым объемом топлива», – отмечает эксперт.
По его мнению, эти средства следовало бы направить на строительство нового завода. За границей за такую сумму можно было бы построить не только НПЗ, но и целый нефтехимический комплекс. Однако в Казахстане любые проекты реализуются намного дороже.
Тем временем, потребление топлива в стране продолжает расти, и дефицит будет только увеличиваться.
Сейчас Тенгиз, Кашаган и Карачаганак составляют около 70% всей добычи нефти в стране, и этот показатель в будущем вырастет до 80%. Необходимо создать рыночные условия, чтобы компании, работающие на этих месторождениях, заинтересовались поставками нефти на внутренний рынок для переработки и экспорта нефтепродуктов.
«Мы оказались в такой ситуации, потому что не полностью перешли на рыночные условия. Мы продаем нефтепродукты на внутреннем рынке с субсидиями, и если будем ориентироваться на внешний рынок, на внутреннем возникнет дефицит. Если бы десять лет назад вместо $7 миллиардов на модернизацию трех НПЗ мы построили новый завод, ситуация была бы совершенно иной», – резюмирует эксперт.
Обсудим?
Смотрите также:
