Какую цель преследует 12-летнее обучение? Интервью с министром образования
- Каковы ключевые преимущества 12-летнего образования?
- Преимущества 12-летнего образовательного процесса включают:
1. Переосмысленный учебный процесс:
Введение 12-летнего образования предполагает полное обновление подходов к обучению, акцент на практическое применение знаний и развитие критического мышления у учащихся.
2. Подготовка к жизненным вызовам:
Курсы будут адаптированы под современные вызовы, такие как изменение климата и глобальная безопасность, что поможет детям быть востребованными на международном рынке труда.
3. Ранняя профессиональная ориентация:
С 10 класса ученики смогут углубленно изучать предметы, соответствующие их интересам и будущим карьерным планам, будь то поступление в университет или профессиональное обучение.
4. Уважение к национальным традициям:
Образование будет интегрировано с национальными ценностями, такими как честность и семейные традиции, что поможет детям развивать навыки решения реальных задач.
5. Инклюзивный подход:
Образование будет доступно для всех категорий детей, включая тех, кто имеет особые образовательные потребности, с возможностью индивидуального обучения на дому.
6. Укрепление естественно-научных дисциплин:
Учитывая природные ресурсы Кыргызстана, акцент будет сделан на подготовку специалистов в области инженерии и экологии.
7. Снижение нагрузки и устранение дублирования:
Учебный план будет оптимизирован за счет исключения повторяющихся предметов, что повысит эффективность обучения.
12-летняя система — это не просто добавление класса, а возможность изменить подход к обучению: меньше заучивания, больше понимания и развития жизненных навыков.
Она предоставляет больше времени для практических занятий, творчества и спорта, что сделает детей более конкурентоспособными.
Кроме того, переход на 12-летку приближает Кыргызстан к международным образовательным стандартам и открывает новые возможности для учеников.
Эта система не только будет передавать знания, но и формировать у детей гордость за свою страну и уважение к культурным традициям.
- Какие риски можно выделить при переходе на 12-летнее образование?
- Следует отметить, что реализация 12-летнего образования потребует значительных ресурсов и усилий. Необходимо обновить учебные программы, подготовить квалифицированных преподавателей и обеспечить школы необходимыми ресурсами.
Простой переход на 12-летнее образование без изменения содержания и методов обучения не приведет к желаемым результатам. Важно разработать новые программы, которые будут ориентированы на развитие необходимых навыков для 21 века.
Следовательно, переход к 12-летнему образованию может принести значительные преимущества только при условии эффективной реализации и комплексного реформирования всей системы образования с участием граждан и государственных учреждений.
Наиболее значимые риски:
1. Недостаток финансирования: новая система требует инвестиций в инфраструктуру и учебные материалы;
2. Необходимость переподготовки кадров: учителей нужно обучить работать в новой системе;
3. Разработка новых учебных программ;
4. Общественное сопротивление: не все родители и учителя понимают и поддерживают изменения.
Важно не только обсуждать риски, но и искать возможности для улучшения.
Почему стоит сосредоточиться на возможностях, а не на страхах, особенно когда речь идет о таком важном вопросе, как переход на 12-летнее образование:
Риски могут вызывать страх, тогда как возможности вдохновляют. Если показать, какие положительные изменения принесет новая система, это вызовет интерес и надежду.
Позитивный фокус и поддержка изменений помогут всем двигаться в одном направлении. Страхи могут разделять, а возможности — объединять.
Обсуждение рисков может вызвать недоверие, в то время как общие цели и преимущества содействуют сотрудничеству.
Мы стремимся готовить детей к успешной жизни, а не к тревоге. Поэтому важно подчеркивать положительные аспекты новой системы. Одной из задач медиа является освещение возможностей и необходимость изменений.
- Как обстоят дела с инфраструктурой? Хватит ли мест в школах?
- Вопрос нехватки мест в школах является приоритетным. Внедрение новой системы потребует строительства новых школ и дополнительных корпусов для балансировки нагрузки.
В Бишкеке, действительно, не хватает учебных заведений, так как многие переезжают в столицу. Президент поддержал строительство новых школ, выделив 50 миллионов долларов.
Сейчас меняется подход к образованию, и гимназии становятся обычными школами с углубленным обучением, доступным для всех учеников старших классов. Мы также работаем над созданием филиалов успешных школ и их интеграцией.
Вопрос инфраструктуры остается актуальным, особенно в густонаселенных городах, где классы переполнены и занятия проводятся в несколько смен. Этот вопрос стал более заметным с переходом на 12-летнее образование, и государство уже строит новые школы и планирует реконструкцию существующих.
Что важно знать родителям?
- Государство гарантирует, что все дети будут обеспечены местами в школах.
- Изменения будут внедряться поэтапно с учетом потребностей регионов.
Родители будут заранее информированы о том, где и как будут учиться их дети.
Переход на 12-летку — это не просто добавление еще одного класса, а шанс обновить систему образования и инфраструктуру школ.
Да, будут трудности, но это также возможность создать качественные и доступные школы для всех детей.
Государство стремится повысить качество во всех школах, не разделяя их на «хорошие» и «остальные». Каждый ребенок должен получать качественное образование, независимо от места проживания.
- Как будет организовано обучение первоклассников в детских садах? Хватит ли мест в детских садах?
- Да, мест в детских садах будет достаточно. Один класс в здании детского сада будет преобразован в учебный класс, где первоклассники будут обучаться согласно расписанию.
Такие изменения могут вызывать беспокойство у родителей.
Как будет организовано обучение?
- Первоклассники будут обучаться в отдельных группах, где будут созданы необходимые условия для полноценного обучения.
Контроль за детьми будут осуществлять учителя, а не воспитатели, что обеспечит полноценный учебный процесс в комфортной атмосфере.
Основное внимание будет уделено адаптации, включая игровые методы и развитие основных навыков.
Такой подход поможет детям плавно перейти от детского сада к школе и решить проблему нехватки мест в начальных классах в крупных городах.
Как будут решены вопросы с детьми, которые уже посещают детские сады?
- Для детей, посещающих детские сады, места сохранятся, и никто не останется без дошкольного образования.
Планирование размещения групп будет осуществляться заранее, чтобы обеспечить интересы всех детей.
- Обязательно ли в этом году отправлять шестилетнего ребенка в школу? Может ли он окончить детский сад с программой «Наристе» и пойти во второй класс в следующем году?
- Первые этапы программы начнутся в 2025-2026 учебном году. Все дети, родившиеся в 2019 году и не прошедшие предшкольную подготовку, пойдут в первый класс 12-летней школы.
Дети, рожденные в 2018-2019 годах и прошедшие подготовку, смогут сразу перейти во второй класс.
- Как будет решаться вопрос с учебниками?
- Учебники также будут обновлены. В этом году будет напечатано несколько учебников по английскому языку и математике для различных классов, которые будут изданы государственным акционерным обществом «Учкун».
- Достаточно ли учителей? Сколько учителей работает в стране? Родители сообщают о нехватке предметников в некоторых школах.
- Учителя являются ключевыми фигурами в процессе трансформации образования. Создана цифровая платформа «Мугалим» для оценки и подбора учителей.
Каждый учитель будет проходить онлайн-обучение и набирать необходимое количество часов, чтобы соответствовать новым требованиям.
Изменения для учителей:
- Внедрение новых методов преподавания, ориентированных на активное и практическое обучение.
- Обеспечение учителей ноутбуками с доступом к образовательным ресурсам.
- Создание национального электронного дневника для отслеживания успеваемости.
- Введение системы профессионального роста и сертификации.
Недостаток учителей будет компенсирован за счет студентов педагогических факультетов и дуального обучения.
Подготовка будущих учителей осуществляется по новым стандартам, и научные группы работают над их доработкой. В ближайшее время ожидаются новые инициативы.
- Как изменится охват детей в детских садах при переходе на 12-летнее образование?
- В настоящее время детские сады посещают 44% детей, а 98% проходят подготовку по программе «Наристе». Стремление трансформировать систему образования обусловлено тем, что только треть детей посещает детские сады, что влияет на уровень подготовки к школе.
Цель новой программы «Алтын Казык» — повысить качество образования и обеспечить 100% охват детей начальным образованием. Подготовка к школе будет полностью интегрирована в систему дошкольного образования.
- Появятся ли новые предметы в школах? Если да, то какие? Какие предметы будут исключены?
- В рамках 12-летнего образования акцент будет сделан на раннюю профессиональную ориентацию. В старших классах ученики смогут углубленно изучать определенные предметы в зависимости от своих карьерных планов.
Мы также устраним дублирование предметов на уровне вузов, чтобы сделать обучение более эффективным. Основное внимание будет уделено естественно-научным дисциплинам, что особенно важно для Кыргызстана с его природными ресурсами.
- Какие изменения произойдут в дошкольном, школьном и высшем образовании?
- Трансформация образования затронет все его уровни. Это не просто увеличение срока обучения, а комплексные изменения в целях, подходах, содержании и структуре образования.
Учебные планы будут обновлены, фокус сместится на развитие «мягких навыков», таких как коммуникация и критическое мышление.
Дошкольное образование — изменения:
- Увеличение внимания на социально-эмоциональные навыки и языковое развитие.
- Обязательная дошкольная подготовка.
- Повышение требований к воспитателям и внедрение новых стандартов.
- Обучение через игру с акцентом на STEM-дисциплины.
Школьное образование:
- Модель 12-летнего образования: 6 (начальная) + 3 (основная) + 3 (старшая).
- Профилизация в старшей школе, где ученики выбирают направление обучения.
- Компетентностный подход с акцентом на практические навыки.
- Интеграция предметов для упрощения учебного процесса.
- Оценивание без оценок в начальных классах для развития навыков.
- Цифровизация обучения с использованием новых технологий.
Профессионально-техническое образование:
- Упор на дуальное обучение с практикой на реальных предприятиях.
- Гибкие программы обучения, соответствующие требованиям рынка труда.
- Улучшение подготовки с учетом новых стандартов.
- Сотрудничество с работодателями для создания совместных программ.
Высшее образование:
- Гибкая структура обучения, позволяющая студентам выбирать курсы.
- Введение краткосрочных программ с сертификатами.
- Университет как экосистема для стартапов и исследований.
- Интернационализация курсов и программ обмена.
- Ориентирование на компетенции выпускников.
- Какие новшества в Госстандарте и предметных стандартах?
- Новые образовательные стандарты сосредоточены на развитии мягких навыков, необходимых для успешного будущего, таких как ответственность и умение работать в команде.
Система образования Кыргызстана нуждается в обновлении, чтобы соответствовать современным требованиям и обеспечить качественное образование.
- Будет ли повышен пороговый балл для поступления в педагогические вузы?
- Да, мы повышаем требования к абитуриентам. Минимальный балл для поступления на педагогические специальности будет повышен с 120 до 130.
- Останется ли пороговый балл для сельскохозяйственных специальностей на уровне 100?
- Да, пороговый балл для сельскохозяйственных специальностей останется на уровне 100 баллов.
Это решение направлено на поддержку абитуриентов, желающих обучаться в аграрном секторе.
- Каковы результаты зимнего ОРТ? Сколько людей сдало и поступило?
- В зимнем тестировании для поступления в вузы участвовало 1260 человек, из которых 70,9% набрали 100 и более баллов. Средний балл составил 126,6.
Зимний прием в вузы пройдет в 4 тура с 23 декабря и доступен как для граждан Кыргызстана, так и для иностранных абитуриентов.
- Как 12-летнее образование повлияет на профессионально-техническое образование?
- Программа «Алтын Казык» будет направлена на укрепление профессионально-технического образования, включая расширение дуального обучения и поддержку предпринимательства среди выпускников.
Трансформация высшего образования также будет включать создание университетов нового поколения и интеграцию в международные рейтинги, что обеспечит более качественное образование для студентов.
Министерство образования активно работает с работодателями и образовательными учреждениями, чтобы обеспечить соответствие профессионального образования требованиям экономики и ожиданиям молодежи.
Обсудим?
Смотрите также: