Образовательная интеграция и цифровая трансформация в Центральной Азии: вызовы, достижения и перспективы
С целью повышения качества подготовки кадров и преодоления инфраструктурных сложностей, страны Центральной Азии активно работают над созданием единого образовательного пространства и внедрением цифровых решений.
На Astana International Forum министр образования и науки Казахстана Саясат Нурбек выделил основные достижения и инициативы в сфере образования как Казахстана, так и других стран региона. Он акцентировал внимание на важности взаимного признания дипломов, развитии гибридных форматов обучения и создании единой базы образовательной аналитики. Эти меры направлены на улучшение доступности и качества образования, а также на формирование конкурентоспособного рынка труда в условиях растущего молодежного населения и цифровой трансформации.
Выступление Нурбека стало не только анализом текущей ситуации, но и призывом к активному сотрудничеству среди стран региона, инновациям и стратегическому мышлению, необходимым для создания конкурентоспособной образовательной среды.
«Мы инициировали создание единого пространства высшего образования в Центральной Азии, что можно сравнить с Болонским процессом», — отметил министр, подчеркивая важность сближения образовательных стандартов и взаимного признания дипломов среди пяти стран. Он добавил, что реализация этой инициативы поможет сформировать единый рынок образовательных услуг и кадров, что, в свою очередь, поспособствует экономическому и социальному развитию региона.
Тем не менее, министр указал на медленный прогресс: «Туркменистан отказался участвовать, но мы уже провели два саммита — в Астане и Ташкенте, и планируем следующий в Душанбе или Бишкеке для согласования стандартов». Он также отметил значительное достижение — включение Кыргызстана и Казахстана в единую образовательную зону Евразийского экономического союза (ЕврАзЭС), где недавно было ратифицировано соглашение о взаимном признании ученых степеней и квалификаций. Это позволяет выпускникам работать и преподавать в других странах без дополнительных процедур. «Мы уже наблюдаем, как академическая мобильность и передвижение рабочей силы становятся реальностью», — добавил он.
Нурбек подчеркнул, что единство образовательного пространства является ключом к созданию мощного и конкурентоспособного рынка. «Если население Казахстана составляет около 20 миллионов человек, то общее население нашего рынка — около 80 миллионов. Этот принцип, известный с древнеримских времен как „разделяй и властвуй“, актуален и сегодня. Без объединения мы рискуем быть разделенными и ослабленными», — отметил он.
Министр также акцентировал внимание на важности цифровой трансформации в сфере образования. Одним из главных вызовов является растущее число молодежи в регионе и нехватка инфраструктуры. «По всему миру только 254 миллиона человек имеют доступ к полноценному высшему образованию, а миллиард людей никогда не сможет получить университетский диплом», — пояснил он. Например, в Индии из 650 миллионов молодежи лишь 25–30 миллионов могут учиться в вузах, остальные не имеют такой возможности.
Также министр затронул темы, связанные с искусственным интеллектом и бесплатными курсами от ведущих мировых университетов. Казахстан отвечает на эти вызовы, развивая гибридные модели обучения, которые сочетают массовую открытость с качественной подготовкой, необходимой для будущего рынка труда.
Он рассказал об инновационном проекте интеграции с платформой Coursera, где доступны более 4200 курсов на казахском и русском языках. «Все студенты Казахстана имеют доступ к этой платформе, и мы первые в мире, кто официально признал эти курсы в системе высшего образования — студенты получают кредиты и сертификаты», — отметил министр. Такой подход значительно расширяет возможности обучения, особенно с учетом ограниченных ресурсов вузов и высоких требований к качеству образования.
Министерство также исследует модели полностью дистанционного обучения и поддерживает инновационные проекты, такие как сотрудничество с Киберуниверситетом в Сеуле, где студенты могут обучаться игре на музыкальных инструментах под руководством лучших преподавателей из Москвы. «Это киберфизические университеты — новые форматы, которые сохраняют практическую составляющую и одновременно повышают доступность», — добавил Нурбек.
Однако он отметил, что полный переход на онлайн-образование невозможен: «Университет — это не только знания, но и мышление, методики, социальное взаимодействие. 100% онлайн не заменит традиционное образование, но гибридные форматы помогут справиться с нехваткой инфраструктуры и преподавателей».
Министр также подчеркнул важность создания региональной базы образовательной аналитики для мониторинга качества образования и обмена данными. «Совместный мониторинг позволит быстро выявлять проблемы, стандартизировать процессы и обеспечивать взаимное признание квалификаций», — добавил он. Нурбек считает, что такой проект будет важным шагом к устойчивому развитию и интеграции образовательных систем в Центральной Азии.
Кроме того, он упомянул о масштабной государственной поддержке образования: «В этом году мы выдали 78 тысяч грантов на высшее образование и 127 тысяч для профессионально-технических колледжей, стремясь повысить доступность и качество подготовки». По его словам, доля населения с высшим образованием в Казахстане достигает 65-67%, что является одним из самых высоких показателей в мире.
В завершение, министр образования Казахстана акцентировал, что только посредством совместных усилий, цифровых инноваций и гармонизации стандартов страны Центральной Азии смогут создать конкурентоспособное и устойчивое образовательное пространство. «Без интеграции и инноваций мы не сможем обеспечить молодежи региона достойное будущее и конкурентоспособность на глобальной арене», — резюмировал Саясат Нурбек.
Фото www
Обсудим?
Смотрите также: