КЫР
Главные новости » Общество » Скутеризация Бишкека: как двухколесный транспорт захватывает город
Общество

Скутеризация Бишкека: как двухколесный транспорт захватывает город

242
За последние годы Бишкек претерпевает значительные транспортные изменения — количество мопедов, скутеров и электросамокатов на улицах увеличилось в разы. То, что ещё в 2019-2020 годах казалось редкостью, сегодня стало обыденностью. С чем связана такая динамика? Каковы причины стремительного роста популярности скутеров в Бишкеке и как на это реагирует городская инфраструктура и законодательство? Об этом расскажет Kaktus.media.

Сложности с автомобилями

Основной фактор, способствующий росту популярности скутеров и мопедов в Бишкеке, — это высокая стоимость автомобилей. За последние годы цены на машины значительно возросли, особенно на малые модели, которые ранее считались доступными. К примеру, в 2020 году бывший в употреблении Honda Fit (2003 года выпуска) стоил около $4,4 тыс., но к 2022 году средняя цена выросла до $7,5 тыс. Аналогичная ситуация с Daewoo Matiz (2004 года, 0,8 л), его цена увеличилась с ~$2,3 тыс. до $2,8 тыс. Эти малые автомобили, когда-то доступные, теперь стали недоступными для многих семей.

В 2025 году цена на Fit на вторичном рынке колебалась от $4 до $8 тыс., а Matiz достигал до $3 тыс., оставаясь одним из самых экономичных вариантов. Для большинства жителей Бишкека такие суммы стали неподъемными.

Эксплуатация двухколесного транспорта обходится гораздо дешевле: меньший расход топлива, доступные запчасти и низкие налоги/страховка делают скутер более экономичным выбором для поездок по городу. Это происходит на фоне подорожания бензина и автозапчастей.

К тому же, порог входа низкий — не требуются ни документы, ни права (пока что). Поэтому всё больше людей, особенно молодежь и люди с ограниченными доходами, выбирают двухколесный транспорт вместо автомобиля.

Альтернатива общественному транспорту

Второй значимый фактор — состояние общественного транспорта в городе. Бишкек страдает от постоянных проблем с транспортной инфраструктурой. Автобусы зачастую не могут удовлетворить потребности всех желающих, интервалы между их движениями велики, а в часы пик сложно попасть в переполненный автобус. Жители постоянно жалуются на долгие ожидания и переполненные автобусы. Оптимизация маршрутов и списание старых троллейбусов лишь усугубили ситуацию. Для многих жителей столицы двухколесный транспорт стал вынужденной альтернативой. Когда маршрутка опаздывает, а автобусы проезжают мимо в переполненном состоянии, скутер становится спасением. Он позволяет избежать ожидания и толкотни. Люди, не имеющие средств на автомобиль, всё чаще выбирают недорогой мопед, чтобы самостоятельно решать вопрос транспортировки.

География города также играет немаловажную роль. Бишкек расширился, отдаленные районы находятся далеко за пределами старых границ, а проблемы с общественным транспортом по-прежнему сохраняются. Молодежь из таких районов часто становится владельцем скутеров: на них можно быстро добраться до ближайшего центра или пересадочного узла, тем самым компенсируя недостатки общественного транспорта.

Скутеры и пробки

Третьим важным фактором популярности является дорожная ситуация. Бишкек страдает от постоянных пробок. Количество автомобилей растет, а дорожная инфраструктура не успевает за этим, превращая часы пик в часы простоя. Согласно данным навигационных сервисов, летом 2024 года загруженность дорог достигала 9 из 10, а за три месяца (июль-сентябрь) жители Бишкека провели в пробках 777 часов. Это эквивалентно более чем 32 суткам «стоячего» времени! Средний трафик в часы пик регулярно останавливается на ключевых магистралях и улицах.



На этом фоне скутеры выглядят как разумное решение. Мопеды и мотоциклы обладают маневренностью: они могут проезжать между автомобилями, двигаться по обочине или велосипедным дорожкам (что запрещено), объезжая заторы через дворы. В результате путь, который автомобиль преодолевает за час в часы пик, на скутере занимает всего 20-30 минут.

Ситуация с пробками в городе в 2025 году осталась прежней: из-за одновременного ремонта нескольких ключевых улиц загруженность достигла рекордных значений.

Парковка также является важной проблемой для автомобилистов, но не для скутеристов. Компактный мопед можно припарковать почти где угодно: на тротуаре, во дворе, между другими автомобилями. В центре города, где днем трудно найти свободное место даже за деньги, владельцы скутеров чувствуют себя гораздо свободнее. Это особенно привлекает работников, курьеров и всех, кому нужно много перемещаться по центру. В условиях, когда пробки отнимают часы жизни, скорость и мобильность становятся важными факторами. Люди готовы жертвовать комфортом автомобиля ради возможности быстрее добраться до места и избежать долгого стояния в пробках. Таким образом, городские заторы косвенно способствуют увеличению числа скутеров: каждый автомобиль в пробке делает мопед более ценным, так как позволяет обойти затор.

Развитие курьерской службы

Отдельного внимания заслуживает рост служб доставки и курьерских сервисов, наблюдаемый в последние годы. Пандемия COVID-19 в 2020 году способствовала развитию доставки еды и товаров, и этот сегмент продолжает расти. Курьеры массово выбирают скутеры как оптимальный вид транспорта для города: они быстрее, чем велосипеды, и дешевле, чем автомобили. В Бишкеке можно увидеть сотни курьеров с яркими желтыми и зелеными коробами за спиной — Yandex.Eda, Glovo и другие службы в основном используют мопеды и мотоциклы. Значительное количество этих курьеров — молодежь, многие из которых приезжают из соседних стран в поисках заработка. По данным ГУОБДД, среди нарушителей на скутерах много иностранцев, работающих в доставке: они часто ездят без документов, прав и шлемов, а некоторые даже являются несовершеннолетними. Бум доставки создал целую армию скутеристов на улицах города.

Спрос на курьеров стимулирует также спрос на мопеды. Многие сервисы нанимают курьеров с личным транспортом или предлагают аренду скутера на время работы. В объявлениях о вакансиях часто указано: «Принимаем курьеров на любом транспорте — от электровелика до авто. Можем предоставить скутер в аренду». Это привлекает людей, у которых нет машин: достаточно приобрести или взять в аренду недорогой мопед, и можно устроиться на работу с доходом в несколько тысяч сомов в день. Таким образом, курьерская профессия стала ещё одним каналом, через который в город поступают новые двухколёсные транспортные средства. Однако рост числа курьеров-скутеристов имеет и обратную сторону: жители жалуются на хаотичное поведение доставщиков: они мчатся по тротуарам и паркам, паркуются где попало. Нередко можно увидеть целые «стоянки» курьеров на тротуарах возле популярных кафе, где мопеды выстраиваются в ряд в ожидании заказов. С одной стороны, жители ценят удобство доставки, с другой — появление большого числа мотокурьеров стало неожиданным вызовом для порядка и безопасности в городе.

Тем не менее, вклад курьерского бума в популяризацию скутеров нельзя недооценивать. Двухколёсный транспорт стал рабочим инструментом для сотен людей. Многие покупают мопед специально для работы в доставке, а затем продолжают использовать его и для личных нужд. Этот сегмент будет только расти по мере того, как жители Бишкека привыкают заказывать еду и товары онлайн. Каждая новая служба доставки — это потенциально ещё десятки новых скутеров на дорогах столицы.

Сравнение с 2019-2020 годами

Всего 4-5 лет назад мопеды и электросамокаты были довольно редкими на улицах Бишкека. В 2019 году их могли встретить лишь школьники или увлеченные люди. Массовое явление было отсутствующим: на дорогах преобладали автомобили и маршрутки, а доля двухколёсного транспорта была минимальной. Чтобы понять масштабы изменений: в 2019 году ДТП с участием скутеров были редкостью, а новости о сбитом скутеристе воспринимались как экстраординарное событие. На сегодняшний день ситуация изменилась. С 2023 по 2025 годы наблюдается настоящий бум мотоциклов. По официальным данным, только за первые полгода 2024 года в Бишкеке произошло 109 аварий с участием скутеров, 30 — с мопедами и ещё 43 ДТП с электросамокатами. Для сравнения, в первой половине 2020 года подобных инцидентов почти не фиксировалось. То, что ранее не замечалось, за последние два года стало серьёзной проблемой.

Статистика импорта также подтверждает масштабы изменений. В 2024 году, по данным таможни, в Кыргызстан было ввезено более 200 тысяч единиц электрических самокатов и мопедов. Ранее счёт шёл на десятки тысяч, теперь же — на сотни. Импорт мототехники значительно возрос, насыщая рынок. В 2019 году в Бишкеке насчитывалось несколько тысяч скутеров, а к 2025 году их уже десятки тысяч. Это подтверждают и рейды ГУОБДД: только с 11 по 24 сентября 2024 года (менее чем за две недели) на штрафстоянки отправили 568 скутеров и мопедов за различные нарушения. В первые месяцы 2025 года по всей стране изъято свыше 700 мотосредств — это значит, что каждый день на дорогах выявляются десятки новых нарушителей-скутеристов.

Таким образом, по сравнению с ситуацией пятилетней давности, Бишкек имеет совершенно другую картину на дорогах. Количество скутеров и мопедов возросло в разы, и они стали неотъемлемой частью городской жизни. Если раньше о регулировании данного транспорта не шло и речи, то сейчас и общество, и власти озабочены вопросами безопасности и интеграции этих транспортных средств в общую систему дорожного движения.

Где берут и какие модели выбирают

С увеличением спроса сформировался насыщенный рынок скутеров и мопедов. В Кыргызстане нет собственного производства мототехники, поэтому все аппараты — импортные. Основными поставщиками являются Китай и Япония (для подержанной техники).

Китайские производители наладили выпуск множества недорогих моделей, во многом копирующих японские. Например, появились бренды и модели-аналоги: Tank, Samurai, Alfa, VIP и прочие — часто это локальные названия для скутеров объемом 50-150 куб. см китайского производства. Их главное преимущество — низкая цена. Если японский б/у скутер стоит примерно $500, то новый китайский можно купить за $800-1 000. Поэтому китайская техника быстро заняла нишу в сегменте низких цен.

Сегодня в Кыргызстане популярны две категории моделей:

  • подержанные японские скутеры малого объема (49-50 куб. см), такие как Honda Dio, Suzuki Lets, Yamaha Jog, Yamaha Vino и другие. Обычно это модели 1995-2005 годов, привезенные из Японии. Они ценятся за надежность и неприхотливость, хотя по возрасту уже довольно стары. На рынке таких скутеров тысячи — их покупают как первый мопед для подростков или для краткосрочного использования. Цены варьируются от 30 до 80 тыс. сомов (в зависимости от состояния);
  • новые китайские скутеры объемом 50-150 куб. см. Здесь выбор огромен: от безымянных моделей до более известных брендов (Lifan, Loncin, Zongshen под различными марками). Цена нового 50-кубового мопеда начинается от 70-80 тыс. сомов (менее $1 000), 125-кубовые чуть дороже — около $1 500. Преимущество заключается в том, что это новый транспорт с гарантией, возможность покупки в рассрочку (многие дилеры предлагают рассрочку без банка и бесплатную доставку по городу). Эти скутеры активно раскупаются как для личного пользования, так и для курьерской работы.
Существует и третий сегмент — электросамокаты и электроскутеры. Их также ввозят в основном из Китая. В 2023-2024 годах особой популярностью пользовались электрические самокаты (Xiaomi, Ninebot и др.), а также мощные электроскутеры типа CityCoco (с широкими колесами), развивающие скорость до 40-50 км/ч. Импорт электротранспорта увеличился до рекордных уровней — те самые 200 тысяч штук, о которых сообщила таможня за 2024 год, в основном — продукция китайских фабрик. Электротранспорт привлекает отсутствием расходов на бензин, хотя пока он и стоит дороже бензиновых аналогов. Тем не менее, на улицах можно встретить и электромопеды.

По популярности моделей на рынке следует отметить, что 50-кубовые скутеры являются настоящими бестселлерами — их не нужно регистрировать (пока), они относительно безопасны и легки в управлении для новичков. Именно такими заполонены рынки и сайты объявлений (например, на lalafo можно найти более 1 500 объявлений о продаже скутеров в Бишкеке). Более мощные аппараты — мотоциклы и мопеды объемом 125-250 куб. см — также набирают популярность, но их покупают те, кто уже освоился на меньших кубатурах.

Продавец, пожелавший остаться анонимным, рассказал Kaktus.media, что молодежь начинает с Honda Dio, а через год-два пересаживается на Honda CBR125 или китайский Lifan 200. Тем не менее, основной сегмент рынка составляют малокубатурные скутеры. Он также отметил, что рынок мопедов в Кыргызстане разнообразен, но основным поставщиком остаётся Китай, хотя порой можно встретить качественные поддержанные скутеры из Японии.

Новый подход к транспорту в городе

Увеличение числа мопедов и скутеров в Бишкеке свидетельствует о переменах в городской культуре. Экономические трудности заставили жителей искать более доступные способы передвижения, и поставщики техники предоставили такую возможность через легкие двухколёсные транспортные средства. Проблемы с общественным транспортом и постоянные пробки сделали скутеры не только экономичным, но и быстрым способом передвижения по столице.

Курьерская экономика добавила свой вклад, наполнив улицы армией молодых водителей с доставкой. Все эти аспекты сложились в картину Бишкека 2025 года: тысячи двухколёсных транспортных средств, снующих между автомобилями и пешеходами. Эта тенденция имеет как положительные, так и отрицательные стороны. С одной стороны, горожане получили мобильность и независимость, бизнес — доступные логистические решения, а экология — возможное снижение выбросов (ведь мопед потребляет меньше топлива, чем автомобиль). Скутеры действительно разгружают общественный транспорт и предоставляют альтернативу тем, у кого нет автомобиля. С другой стороны, отсутствие должного контроля приводит к новым проблемам: росту аварийности, беспорядочному движению и правовому вакууму. Город не готов ни инфраструктурно, ни нормативно. В настоящее время происходит догоняющее регулирование: вводятся регистрация, права и штрафы.

Важно осознать, что мопеды и скутеры — это не временное явление, а новая составляющая городской транспортной системы. Опыт других стран (например, Юго-Восточной Азии, где скутеры являются основным транспортом) показывает, что если население перешло на двухколёсный транспорт, возвращаться к автомобилям люди не спешат. Особенно учитывая, что экономические факторы (низкие доходы, высокая стоимость автомобилей) никуда не исчезнут. Следовательно, Бишкеку предстоит научиться жить с многотысячным потоком скутеров на своих дорогах.
0 комментариев
Обсудим?
Смотрите также:
Продолжая просматривать сайт report.kg вы принимаете политику конфидициальности.
ОК