«Манасчынын тарыхы»: История манасчы Кыдыраалы Кайназар уулу
В книге манасчы представлены в хронологическом порядке, а стихи, дополняющие их истории, были написаны манасчы Рысбаем Исаковым, который занесен в Книгу рекордов Гиннесса за пересказ эпоса «Манас» на протяжении 124 часов.
Как отметил Нурбек Талантбеков, искусство манасчы не является просто развлечением или музыкальным выступлением.
«Мы понимаем, что манасчы и мир «Манаса» обладают уникальными качествами, которые до сих пор не полностью изучены наукой. Это проявляется как в мифах, сохранившихся в истории, так и в событиях, свидетелями которых мы являемся. Эпос «Манас» вдохновлял героев на подвиги и борьбу за народ и землю, и влияние слов манасчы невозможно переоценить. Именно поэтому такие личности, как Байтик и Кыдыр Аке, считали своим долгом поддерживать и развивать сказительство», - поделился он.
Вопрос о том, сколько имен манасчы сохранилось до наших дней, а сколько осталось неизвестными, все еще остается открытым. Даже сегодня общество точно не знает, сколько манасчы существует.
Автор подчеркнул, что их важная задача — донести имена всех манасчы до народа. В будущем список будет пополняться новыми данными.
В новой рубрике АКИpress «Манасчынын тарыхы» мы будем рассказывать о жизни и творчестве каждого из 150 манасчы.
Кайназар уулу Кыдыраалы (1850-1920)
Кыдыраалы Кайназар уулу, один из основателей южной школы сказителей, родился в Ала-Букинском районе. Он известен как выдающийся манасчы своего времени, и о его таланте до сих пор слагают легенды. Говорят, что Кыдыраалы мог пересказывать «Манас» до 32-го поколения потомков героя. Его версия эпоса заметно отличалась от других, но при этом оставалась верной традиционному сюжету.
Уникальность его повествования начинается с рассказа о старце по имени Миңжашар, который, согласно легенде, прожил более девятисот лет и был свидетелем жизни Манаса.
Современники высоко оценили творчество Кыдыраалы. Прославленный Жеңижок, например, говорил о нем:
«Карайган тоонун талаасы.
Калың журтту ээрчиткен,
Алмамбет, Сыргак, Манасы.
Кыдыраалы жомокчу,
Кайназар мерген баласы».
Также певец Үсөн, живший в районе Ташкента, пел:
«Эмесе, туурдукту сыйрыгыла,
Эссиз жандар барчалап, жыртылбасын.
Кыдыкем «Көкөтөйдүн ашын» айтат,
Уй мүйүз тартып элим кылкылдасын».
Содержимое песни подчеркивает, что когда Кыдыраалы начинал сказывать «Манас», даже покрытие юрты, туурдук, казалось, откидывалось само собой, а публика, затаив дыхание, слушала его с восхищением и вниманием. Это свидетельствует о том, что народ высоко ценил Кыдыраалы, как и всех великих сказителей. Его талант привлекал не только местных жителей, но и людей из соседних районов, которые стремились услышать его искусство.
Еще один известный певец своего времени, Гөркары, отзывался о нем так:
«Жомогун угуп тыңдаган,
Жанынан карыш жылбаган.
Жети ай айтып «Манасты»,
Жарымын ада кылбаган.
Чаар атын баяндап,
Чарчабай үч күн ырдаган.
Алпамыш акын Кыдыкем,
Айтышканын бурдаган».
Если Гөркары не преувеличивает, то Кыдыраалы мог рассказывать эпос на протяжении семи месяцев, и все равно не достигал бы половины. Это уже говорит о его выдающемся таланте. Токтогул Сатылганов, признанный поэт и акын своего поколения, также высоко ценил Кыдыраалы:
«Ар бир сөзү тапкандай,
Аккелтени аткандай.
Кыдыраалы жомокчу,
Кыргыздан чыккан ак таңдай.
Торгой сайрап жаткандай,
Топ акындай ак таңдай.
Кыдыраалы ырчыны айт,
Кыйырды билген сынчыны айт».
Манасчы Рысбай Исаков также воспел творчество Кыдыраалы:
Көтөрүп ырдын байрагын,
Көк жалдын козгоп арбагын.
Көңілдө калчап, төп билип,
Көркөмдүү сөздүн салмагын.
Кыдыраалы айтканда,
Кыдырып кыргыз аймагын.
Кадырлап ойдун омогун,
Калпыган кезде каймагын.
Куюлтуп оозго укмушту,
Кудурет кылып жардамын.
Он алты ата бер жагын,
Он алты ата ар жагын.
Санактап айтып берчү дейт,
Санаага кудай салганын.
Сайгашка жандан болуптур,
Сайрандан курган чарбагын.
Сейде Дейде кызы, вдохновленная Кыдыраалы, начинала свои рассказы словами: «Это из сказаний Кыдыраалы». Войдя в ряд великих манасчы, сказитель завершил свой жизненный путь в родном селе.
Обсудим?
Смотрите также: