Мэрия Бишкека внесла на рассмотрение БГК вопрос об утверждении Концепции «Чистое небо — 2030»
Цель данного проекта — убрать воздушные линии связи, которые негативно сказываются на архитектурном облике столицы, а также наладить устойчивый источник доходов в будущем.
Как сообщает мэрия, реализация концепции «Чистое небо» будет осуществляться в рамках Программы развития города «Бишкек-2026. Благоустроенная и зеленая столица» совместно с ОАО «Кыргызтелеком», провайдерами интернета и сотовыми операторами, которые будут переносить наружные сети в подземные коммуникации.
По информации БГТС, существуют районы, где отсутствует необходимая подземная инфраструктура, особенно на территориях, которые были присоединены в результате административной реформы.
Мэрия также получила запрос от БГТС о совместной деятельности по строительству кабельной канализации, финансируемой из местного бюджета.
По предложению БГТС, после завершения строительных работ и введения сетей в эксплуатацию, компания планирует заключить договоры с интернет-провайдерами, а также выделять половину прибыли от аренды кабельной канализации в пользу мэрии.
Чтобы избежать повторного вскрытия дорог, БГТС предлагает рассмотреть возможность прокладки кабельных сетей на участках, определенных распоряжением мэрии от 11 января 2025 года № 4-р.
По данным БГТС, на некоторых улицах уже имеются кабельные канализационные сети, которые требуют расширения.
В частности, БГТС подготовил предварительную смету на строительство кабельной канализации на шести улицах общей протяженностью 7,81 км, стоимость которой составляет около 30,24 миллиона сомов, без учета восстановления благоустроенных зон.
На данный момент 12 интернет-провайдеров арендуют опоры у «Бишкексвет» и «БГТ», общая аренда которых составляет более 14 000 мест, с 30 заключенными договорами на сумму около 1 миллиона сомов в месяц.
Арендная стоимость одного места на опоре в среднем составляет 100 сомов. При этом на 1 км улицы можно установить до 8 опор, что делает аренду 8 опор на 1 км равной 800 сомам.
Согласно предварительным расчетам ОАО «Кыргызтелеком», аренда 1 км новой кабельной сети для интернет-провайдера обойдется примерно в 800–1000 сомов в месяц.
«Учитывая необходимость сохранения эстетического вида городской среды и очищения воздуха, а также создания стабильного источника доходов для бюджета, целесообразно выделить 30,24 миллиона сомов на строительство кабельной канализации. Предварительная стоимость не включает расходы на асфальтирование и благоустройство, которые будут определены только после завершения проектных работ, а также строительство вводов в здания», — сообщает мэрия.
КОНЦЕПЦИЯ «Чистое небо - 2030»
Приложение
к постановлению Бишкекского городского кенеша
от «____» _______ 2025 года №______
Глава 1. Оценка текущей ситуации
В настоящее время Бишкек испытывает проблемы из-за большого количества воздушных линий связи, которые портят внешний облик города. Эти линии создают визуальный шум и нарушают архитектурное оформление, а отсутствие организованного подхода к прокладке кабельной инфраструктуры приводит к высоким затратам на обслуживание.
Существующая кабельная инфраструктура была в основном создана до 1991 года, и с тех пор развитие подземных сетей практически остановилось из-за нехватки финансирования. В итоге на многих улицах отсутствуют подземные магистрали связи, что вынуждает операторов использовать воздушные линии, ухудшая внешний вид города. В Бишкеке только 573 641 погонный метр кабельной канализации используется неэффективно, и значительная часть требует модернизации.
В результате интернет-провайдеры располагают свои сети на опорах, предназначенных для наружного освещения и троллейбусов, что создает не только визуальные проблемы, но и технические затруднения, увеличивая затраты на обслуживание и затрудняя развитие устойчивой цифровой инфраструктуры.
В настоящее время 12 интернет-провайдеров арендуют муниципальные опоры у предприятий «Бишкексвет» и «Бишкекский городской транспорт»:
ОсОО «Акнет»;
ОсОО «Мега-лайн»;
ОсОО «Нур Телеком»;
ОсОО «Сайма-Телеком»;
ОсОО «Фастнет»;
ОсОО «Элкат»;
ОсОО «Экстра лайн»;
ЗАО «Альфа телеком»;
ОсОО «Вега Оперейтинг»;
ОсОО «Информ Коммунукейшнс»;
ООО «Скай Мобайл»;
ЗАО ТК «ДАН».
Заключено 30 договоров об аренде муниципальных опор с интернет-провайдерами. Средняя цена аренды за 1 место на опоре составляет 100 сомов.
Глава 2. Достижения и проблемы
Бишкек только начинает движение в направлении модернизации кабельной инфраструктуры.
Однако на сегодняшний день отсутствуют нормативно-правовые акты, регулирующие процесс строительства подземных сетей ВОЛС, стандарты технических требований. Кроме того, существуют такие сложности, как: ограниченные финансовые ресурсы при высокой стоимости внедрения подземных решений, отсутствие необходимой подземной инфраструктуры в некоторых районах города.
Для эффективного решения перечисленных проблем необходимо создать нормативно-правовую базу, которая установит четкие требования к проектированию, строительству и эксплуатации подземных сетей. Также важно разработать финансовые механизмы для поддержки таких проектов. Не менее значимым является внедрение технических стандартов, которые обеспечат безопасность и долговечность новых систем.
Кроме того, необходимо провести оценку текущего состояния подземной инфраструктуры в городе и разработать планы по улучшению или модернизации проблемных участков.
Глава 3. Цели
Основная цель концепции «Чистое небо - 2030» – устранение воздушных линий связи, которые портят внешний вид и облик города Бишкек, и их замена на современную подземную инфраструктуру. Это позволит создать эстетически привлекательную городскую среду, обеспечить высокое качество и надежность интернет-услуг, способствовать цифровизации и устойчивому развитию городской инфраструктуры.
Следует отметить, что Концепцией Цифровой трансформации Кыргызской Республики на 2024-2028 годы, утвержденной Указом Президента Кыргызской Республики от 5 апреля 2024 года № 90, предусмотрено создание цифровой инфраструктуры.
Цифровая инфраструктура составляет основу развития цифровизации в Кыргызской Республике, без которой другие стратегические направления не могут быть реализованы. В связи с этим необходимо обеспечить развитие цифровой инфраструктуры в городе Бишкек для достижения целей цифровизации в Кыргызской Республике в целом.
Также, в городе Бишкек необходимо предусмотреть включение подходных путей для телекоммуникационной инфраструктуры в обязательные требования при строительстве капитальных объектов по средствам кабельных канализационных сетей, предусматривать технические помещения для размещения телекоммуникационного оборудования, совместно использовать канализационную инфраструктуру.
Глава 4. Приоритеты
Концепция будет сосредоточена на следующих приоритетах: определение участков, где отсутствует подземная коммуникационная инфраструктура, в том числе и на присоединенных территориях в рамках административно-территориальной реформы, на которых будут проводиться работы по реконструкции и реабилитации дорожного полотна, во избежание разрушения элементов благоустройства; инвентаризация существующей воздушной инфраструктуры, разработка детального плана строительства подземных сетей с учетом генерального плана города Бишкек, внедрение современных технологий и обеспечение экологической устойчивости с учетом сохранения зеленых зон и насаждений, информирование населения и потенциальных арендаторов о преимуществах подземных кабельных сетей.
Концепция «Чистое небо – 2030» определяет среднесрочные цели, задачи и приоритетные направления строительства участков кабельной инфраструктуры до 2030 года, в соответствии с планами мэрии города Бишкек по капитальному ремонту муниципальных автомобильных дорог и тротуаров.
Глава 5. Благоприятные предпосылки
У города Бишкек есть значительные предпосылки для успешной реализации концепции «Чистое небо - 2030». Во-первых, интерес со стороны операторов связи открывает возможности для увеличения доходной части местного бюджета. Во-вторых, растущий спрос на качественные интернет-услуги создает экономическую мотивацию для модернизации инфраструктуры. В-третьих, улучшение эстетического облика города Бишкек, не только центральных улиц, также и второстепенных. Увеличение срока службы коммуникационных сетей интернет-провайдеров.
Глава 6. Опыт зарубежных стран
Германия: В Германии муниципалитеты активно участвуют в развитии телекоммуникационной инфраструктуры. Многие города инвестируют в строительство подземных кабельных сетей, которые затем сдаются в аренду частным операторам связи. Это позволяет обеспечить контроль над городской инфраструктурой и получать дополнительный доход в местный бюджет.
Швеция: В Швеции распространена модель, при которой муниципалитеты создают и владеют пассивной инфраструктурой, такой как кабельные канализации и волоконно-оптические сети. Активное оборудование и услуги предоставляются частными компаниями. Это способствует развитию конкуренции и улучшению качества услуг для населения.
Сингапур: В Сингапуре правительство сыграло ключевую роль в создании национальной широкополосной сети. Государство финансировало строительство пассивной инфраструктуры, включая подземные кабельные каналы, а затем привлекло частные компании для управления и предоставления услуг. Это позволило быстро и эффективно развернуть современную телекоммуникационную сеть.
Российская Федерация: В Москве и Санкт-Петербурге развитие кабельных канализационных сетей связи осуществляется совместными усилиями муниципальных органов и частных компаний, что способствует созданию современной и надежной телекоммуникационной инфраструктуры.
Таким образом, во многих странах местные органы власти активно участвуют в строительстве кабельных канализационных сетей для ВОЛС. Они инвестируют в создание пассивной инфраструктуры, что позволяет контролировать ее использование, обеспечивать равный доступ для операторов и получать доходы от аренды.
Глава 7. Мониторинг и оценка реализации концепции
Для обеспечения успешной реализации концепции будет внедрена система мониторинга, включающая регулярные отчеты о ходе выполнения мероприятий, аудиты со стороны мэрии города Бишкек, в том числе ведения экономической деятельности филиала ОАО «Кыргызтелеком» - БГТС, и участие в разработке показателей эффективности, таких как степень покрытия подземными кабельными сетями, и качества предоставляемых услуг со стороны интернет-провайдеров для жителей города Бишкек. Концепция будет пересматриваться и корректироваться с учетом новых вызовов и реалий, чтобы обеспечить ее гибкость и актуальность.
Текущий контроль за ходом реализации концепции будет осуществляться мэрией на основе результатов мониторинга исполнения плана мероприятий.
Глава 8. Основные этапы реализации
Этап 1: Подготовительный
Заключение договора между мэрией города Бишкек и филиалом ОАО «Кыргызтелеком» - БГТС о ведении совместной деятельности по строительству магистральных канализационных сетей и эксплуатации;
Определение участков строительства, где отсутствует подземная коммуникационная инфраструктура, на которых будут проводиться работы по реконструкции и реабилитации дорожного полотна;
Проведение инвентаризации воздушных линий связи на центральных магистралях;
Согласование с филиалом ОАО «Кыргызтелеком» - БГТС и интернет-провайдерами приоритетных зон для переноса сетей;
Разработка проектно-сметной документации;
Формирование бюджета реализации Концепции «Чистое небо – 2030».
Этап 2: Реализация
Демонтаж воздушных линий связи на ключевых магистралях;
Строительство подземных кабельных каналов;
Организация подключения существующих объектов к новой инфраструктуре;
Проведение проверки выполненных работ.
Этап 3: Завершение
Внесение объектов в реестр муниципального имущества;
Передача кабельных каналов в управление филиалу ОАО «Кыргызтелеком» - БГТС с оформлением соответствующих документов;
3. Распределение прибыли между мэрией города Бишкек и филиалом ОАО «Кыргызтелеком» - БГТС в соотношении 70 % на 30 %.
Глава 9. Механизмы реализации концепции
Изменения в градостроительное законодательство:
- Введение обязательного согласования подземных вводов коммуникационных сетей при строительстве многоквартирных домов с филиалом ОАО «Кыргызтелеком» - БГТС.
- Утверждение стандартов для прокладки коммуникаций в новых жилых и коммерческих объектах.
Запрет на воздушные линии связи:
- Установление моратория на установку новых воздушных линий связи в центральной части города, при наличии подземной кабельной инфрастурктуры.
Ответственность застройщиков:
- Введение штрафных санкций за отсутствие подземных вводов коммуникационных сетей при строительстве многоквартирных домов.
Общее руководство реализацией концепции будет осуществляться мэрией города Бишкек согласно Плану мероприятий по реализации концепции, который содержит основные задачи. План будет включать совокупность последовательных конкретных мер и действий, необходимых для достижения намеченных целей и решения задач по приоритетным направлениям, определенным в концепции «Чистое небо – 2030», с установлением сроков, исполнителей, объемов финансирования и их источников.
Источниками финансирования концепции будет являться местный бюджет.
Во избежание разрушения элементов благоустройства план работ по строительству кабельной канализации будет утверждаться ежегодно и предварительно будет согласовываться со всеми ответственными службами, заинтересованными сторонами, в том числе с филиалом ОАО «Кыргызтелеком» - БГТС.
Глава 10. Ожидаемые результаты
Устранение воздушных линий связи на центральных магистралях города;
Повышение эстетического облика улиц;
Создание устойчивого источника доходов для городского бюджета;
Развитие современной телекоммуникационной инфраструктуры;
Укрепление правовой базы для регулирования строительства и эксплуатации коммуникационных сетей.
Руководитель аппарата
Бишкекского городского кенеша И.Б. Аденов
Обсудим?
Смотрите также: