Возможные санкции для банков Казахстана. Какие выгоды может получить Кыргызстан?
В конце января Европейский союз усилил свои санкции против России, включив ее в список стран с высоким риском отмывания денег и финансирования терроризма.
Санкции вступили в силу 29 января и предполагают более строгий контроль со стороны банков ЕС за всеми финансовыми транзакциями, связанными с Российской Федерацией.
На совещании в Агентстве по финансовому мониторингу президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев отметил, что объем скрытого транзита денежных средств "в интересах одной из соседних стран" через один банк составил $14 млрд. Однако реальные суммы могут быть значительно выше.
Одновременно в Европарламенте обсуждается ускорение реализации Срединного коридора, вовлекающего Центральную Азию.
Эти события указывают на значительные изменения в континентальном масштабе — Европа и Китай стремятся создать новые взаимовыгодные отношения. Это связано с тем, что морская логистика через Черное и Средиземное моря становится все более рискованной и дорогой, а маршруты из Китая в Европу вокруг Африки требуют много времени и средств. Если Срединный коридор будет реализован, поток финансовой логистики, скорее всего, обойдет страны, такие как Казахстан и Армения, которые за последние годы стали основными игроками в обход европейских санкций.
Вопрос, какая страна Центральной Азии займет роль финансового центра Срединного коридора, становится все более актуальным. Европейские страны не хотят тратить огромные средства для сдерживания российской агрессии, одновременно поддерживая российский бюджет через казахстанские или армянские компании, связанные с российской военной машиной. Армения, отказавшись от российского вмешательства в Карабахский конфликт, начала дистанцироваться от Москвы и приостановила членство в ОДКБ. Казахстан, в свою очередь, передает целые отрасли своим соседям.
На этом фоне Кыргызстан имеет шансы стать новым центром финансовой логистики, обслуживающим основной транспортный коридор континента, хотя сам сталкивается с проблемами, связанными с серым импортом, санкциями против банков и контрабандой подсанкционных товаров.
Краткий обзор ситуации в Казахстане
Атомная энергетика и влияние "Росатома"Все указывало на то, что Казахстан должен стать ключевым игроком Центральной Азии в глобальной экономике и важным узлом для коридора между Европой и Китаем. Однако решение о строительстве атомной электростанции с российским подрядчиком закрепляет зависимость страны от Москвы в энергетических и технологических вопросах, что создает долгосрочные обязательства на десятилетия вперед. Кроме того, "Росатом" начинает сотрудничество с частными военными компаниями, которые имеют связи с российским правительством.Интернет в Казахстане и зависимость от РоссииБывший глава "Казахтелекома" оставил свой пост в июне 2024 года, став советником президента. Он подвергался критике за то, что, несмотря на свое многомиллиардное состояние, не обеспечил прокладку кабеля, который бы обошел цензуру, существующую со стороны России. Трафик из Казахстана, проходящий через Россию, подвергается фильтрации и замедлению, что сказывается на свободе слова и доступе к информации.
Нефтяной транзит и зависимость от РоссииКазахстан исторически зависел от России в вопросах нефтяного транзита, и эта зависимость сохраняется даже спустя 35 лет после обретения независимости. Критика этой зависимости звучала на протяжении многих лет.
Тайные связи между Путиным и Назарбаевым, о которых говорили даже члены семьи Назарбаева, вскоре перед его смертью. Изменения в собственности нефтяной отрасли не привели к созданию независимой экспортной инфраструктуры.
По данным Министерства энергетики Казахстана, в 2025 году снова будет осуществляться импорт нефтепродуктов из России, включая 285 тыс. тонн бензина и 450 тыс. тонн дизельного топлива.
К тому же, инфляция в Казахстане, с которой борются президенты страны, имеет немонетарный характер, и значительное влияние на рост цен на базовые продукты оказывает подорожание ГСМ. Этот фактор находится вне контроля правительства, несмотря на требования от руководителей Национального банка.
Контрабанда подсанкционных товаров через Казахстан
Статистика внешней торговли показывает резкий рост поставок товаров в Россию, подпадающих под санкции: электроника, процессоры и даже оборудование для российских военных. Казахстан не только не закрывает эти схемы, но и становится удобным буфером для России на пути к глобальному рынку. В Кыргызстане, впрочем, ситуация также не без проблем.
Маркировка товаров и контрольСистема маркировки товаров позволяет России контролировать весь процесс создания добавленной стоимости в Казахстане. Ранее подсанкционные российские структуры, такие как "Ростех", собирали средства с российских производителей через "Центр развития перспективных технологий", что приводило к увеличению конечных цен на товары. В Казахстане маркировка лоббировалась "Казахтелекомом".
Финансовая система КазахстанаПосле введения международных санкций против российской финансовой системы в ответ на конфликт в Украине казахстанские банки делали вид, что соблюдают ограничения.
Тем не менее объемы поставок в Россию через казахстанские схемы показывают значительные финансовые потоки. Упомянутая Токаевым сумма в $14 млрд — это лишь разница в статистике товарооборота между Казахстаном и Китаем. Казахстан имел возможность стать современным финансовым центром, но предпочел простые и быстрые деньги, что сделало его зависимым от международной изоляции. В результате наблюдается передача ключевых секторов экономики Казахстана в руки российских олигархов.
Перспективы Кыргызстана на международной арене
Санкции против нескольких государственных банков и заявления европейских чиновников о вовлеченности в схемы с подсанкционными товарами отдаляют Кыргызстан от статуса цивилизованного финансового центра.Тем не менее, у Кыргызстана все еще есть шанс стать финансовым центром, подобным Гонконгу или Сингапуру, который соединяет два мира.
Кыргызстан сталкивается с аналогичными проблемами, что и Казахстан, но с разными результатами.
Можно привести несколько примеров, сравнив ситуацию с внедрением российских подсанкционных банков.
ЦУПИС (Единый центр учета и перевода интерактивных ставок) сразу получил отказ на внедрение в Кыргызстане, в отличие от Казахстана, где систему приняли, несмотря на противодействие депутатов и финансовых регуляторов.
В Казахстане под угрозой санкций оказались те банки, которые пытались лоббировать эту систему.
В ноябре 2025 года депутат Бакытжан Базарбек опубликовал видео, в котором утверждал, что ЕСУ является "ширмой" для компаний, связанных с Россией, включая Nomapay. Чиновник из Минспорта подтвердил, что система, внедряемая в Казахстан, является адаптированной российской моделью.
В Кыргызстане оператором маркировки товаров стала "Альфа Телеком", однако контроль над ней пытались получить приближенные к бывшему президенту. В итоге власти приняли решение о национализации компании, что позволило сохранить контроль над важной информацией.
В последние месяцы санкции против "Керемет Банка" и меры против Capital Bank и криптосетей значительно ударили по репутации страны. Однако именно эти события стали стимулом для улучшения банковских процедур.
Кыргызстанские банки усилили контроль за расчетами и пересмотрели внутренние процедуры, чтобы соответствовать международным стандартам. Теперь они проверяют не только контрагентов, но и их реальных владельцев, что позволяет выявлять схемы обхода санкций. В результате банковская система Кыргызстана значительно улучшила свои показатели в области соблюдения международных стандартов.
Путь, который прошел Кыргызстан, лишь предстоит пройти Казахстану, поскольку в свете ужесточения санкций против российских финансовых институтов три банка в Казахстане могут оказаться под международными ограничениями за работу с компаниями, действующими в интересах российских подсанкционных организаций.
Обсудим?
Смотрите также:
