Павел Воробьев: Евросоюз, по сути, вмешивается во внутренние дела стран ЦА

Предстоящий саммит в апреле 2025 года станет важной вехой для сотрудничества между Центральной Азией и Европейским союзом. В беседе с "ВЭС 24" научный сотрудник Института стратегического анализа и прогноза (ИСАП) при Кыргызско-Российском Славянском университете Павел Воробьев поделился своими мыслями о политике ЕС в этом регионе.
– Как вы видите санкционную политику Европы в отношении Центральной Азии, учитывая, что с одной стороны вводятся ограничения, а с другой - предлагается сотрудничество?
– Саммит можно расценивать как попытку укрепления позиций ЕС в Центральной Азии, которая до недавнего времени не была в центре его внимания. Регион, который пересекает интересы России и Китая, все больше привлекает внимание стран Европы. Основные причины — это защита собственных интересов и растущий интерес к природным ресурсам, таким как редкоземельные и энергетические. Кроме того, после введения санкций против России Центральная Азия стала важным транзитным пунктом для товаров, направляемых в Россию. Поэтому ЕС не может слишком жестко давить на страны этого региона по вопросам соблюдения санкций, чтобы не вызвать обвинения во вмешательстве во внутренние дела.
С введением ограничений в отношении Центральной Азии ЕС осознает, что чрезмерное давление может только отдалить эти страны от Европы, особенно учитывая отсутствие крепких экономических связей, за исключением, возможно, Казахстана. Также стоит отметить, что страны ЕС и Великобритания пытаются перенаправить трудовые миграционные потоки из Центральной Азии от России к себе, но успеха в этом направлении пока нет.
Учитывая, что у ЕС нет мощных инструментов давления на страны ЦА, Европе приходится находить баланс. Наблюдается, как после февраля 2022 года множество европейских чиновников начали активно посещать этот регион, и изменялась их риторика относительно сотрудничества с Россией. Если ранее звучали угрозы из-за несоблюдения санкций, то сейчас ЕС предлагает различные инвестиционные проекты, хотя большинство из них пока не реализовано.
Я думаю, что ЕС будет продолжать вводить выборочные санкции против отдельных юридических и, возможно, физических лиц, но их характер будет менее массовым.
– Как вы оцениваете изменения во взаимодействии между ЕС и США на фоне ситуации в Украине и предстоящего саммита? Может ли это повлиять на позиции стран Центральной Азии?
– Ранее политика ЕС в Центральной Азии рассматривалась в контексте взаимодействия с крупными игроками, такими как США и Великобритания. Однако разногласия между ЕС и США по важным вопросам, включая Украину, а также сокращение финансирования общественно-гуманитарных проектов США, могут повлиять на совместные усилия в Центральной Азии.
– Недавно депутаты Европарламента посетили Кыргызстан и встретились с президентом Садыром Жапаровым. Как вы считаете, почему ЕС продолжает оказывать давление на Кыргызстан?
– Не только Кыргызстан, но и другие страны Центральной Азии сталкиваются с давлением со стороны чиновников ЕС и европейских фондов из-за позиций по законодательным изменениям, касающимся НКО и СМИ. ЕС считает, что предлагаемые изменения в законодательство ограничивают гражданские права. ЕС выражает "озабоченность" в связи с возможным ухудшением социально-гуманитарных проектов и введением персональных санкций в случае принятия этих законопроектов.
Предложения ЕС по строительству гражданского общества и демократических институтов часто воспринимаются как вмешательство во внутренние дела стран. Поэтому слова президента Жапарова о политике ЕС вполне обоснованы и логичны.
Обсудим?
Смотрите также: