Адвокат о запрете мирных собраний: Концерт допускается, но человек с плакатом уже опасен?
Правозащитная организация "Бир Дуйно - Кыргызстан" утверждает, что эти ограничения нарушают конституционное право на мирные собрания, предусмотренное Конституцией (статья 39) и Законом "О мирных собраниях".
Адвокат Тимур Арыков сообщил, что правозащитники подали жалобы на законность последнего решения по этому вопросу. Он пояснил, почему было необходимо обжалование.
- Что побудило вас оспорить ограничение мирных собраний?
- Наши наблюдения показывают, что ограничения в Первомайском районе Бишкека продолжаются уже около трех лет, начиная с 2022 года, и были неоднократно продлены как со стороны администрации района, так и местного РУВД. Мы сами столкнулись с этой проблемой, когда в марте текущего года обратились в мэрию с уведомлением о намерении провести мирное собрание у памятника Уркуе Салиевой в честь Международного женского дня. Однако акимиат сослался на решение Первомайского райсуда, которое запрещает мирные собрания до 31 марта 2025 года, и предложил провести мероприятие у памятника М. Горькому.
Мы ожидали, что запрет истечет 31 марта, и готовились к возможному продлению ограничений. Поэтому 18 марта мы обратились в акимиат с просьбой соблюдать Закон "О мирных собраниях" и уведомить нас о продлении ограничений, чтобы мы могли обжаловать это решение в установленные сроки. Мы также просили привлечь нас в качестве заинтересованной стороны для участия в судебном разбирательстве и защиты нашего конституционного права на свободу мирных собраний, так как заседания по таким делам фактически проходят закрытыми. Никто, включая СМИ и общественность, не получает своевременной информации о решениях муниципальной администрации и судебных заседаниях.
- Таким образом, нарушается закон о мирных собраниях?
- Да, согласно Закону "О мирных собраниях", организаторы и участники имеют право оспаривать решения о запрете или ограничении собраний.
В Конституции также предусмотрено право на судебную защиту. Если мы не согласны с судебным решением, мы можем обратиться в Бишкекский городской суд, а затем и в Верховный суд Кыргызской Республики.
В результате бездействия Первомайской муниципальной администрации, которая не уведомила нас о своем решении и решении суда в установленный срок, мы пропустили срок для апелляционного обжалования. Однако вышестоящие судебные инстанции не признали эти обстоятельства уважительными и отказались рассматривать наши жалобы.
- Каковы ваши ожидания по изменению ситуации?
- Мы прошли все судебные инстанции и пытались восстановить сроки подачи жалобы, указывая, что получили решение районного суда 28 марта, спустя два дня после его вынесения. Это нарушает наше право, гарантированное частью 1 статьи 61 Конституции на судебную защиту свободы мирных собраний. У муниципальной администрации не было объективных причин для несвоевременного исполнения законных требований, что мы расцениваем как преднамеренное бездействие.
14 апреля мы подали заявление в прокуратуру Первомайского района о незаконном бездействии администрации с просьбой привлечь к ответственности ответственных лиц согласно статье 435 Кодекса о правонарушениях "Нарушение должностными лицами требований нормативных правовых актов". Мы ожидаем реакции надзорного органа, поскольку нарушения очевидны.
К сожалению, мы наблюдаем систематическое нарушение местными властями конституционных прав граждан, таких как свобода выражения мнения, что может привести к конфликтам и недовольству среди населения. Ограничиваются демократические механизмы, необходимые для решения общественно значимых проблем.
- Почему важно обращаться в суд?
- Мы живем в правовом государстве и обязаны следовать закону, используя все доступные правовые механизмы. Кроме того, для обращения в международные инстанции, такие как ООН, необходимо пройти все внутренние суды, чтобы подтвердить, что все законные средства исчерпаны. Несмотря на заявления руководства о благополучии прав и свобод человека в стране, мы можем юридически и фактически продемонстрировать обратное.
- Как акимиат и мэрия обосновывают свои решения на судебных заседаниях? Присутствуют ли они там?
- Они утверждают, что обеспокоены вопросами общественной безопасности и заботой о гражданах. Однако, согласно части 1 статьи 15 Закона "О мирных собраниях", решение о ограничении собраний должно приниматься только при наличии реальной угрозы безопасности участников и окружающих. Государственные органы обязаны информировать организаторов о причинах введения ограничений.
Однако в судебных решениях не были представлены фактические данные от правоохранительных органов, подтверждающие наличие угрозы безопасности, например, на площади Ала-Тоо в указанный период. Приводятся лишь предположения и субъективные мнения.
Если бы действительно существовала угроза безопасности, то необходимо было бы принять меры по ее предотвращению. Тем не менее, граждане вполне мирно проводят время на площади Ала-Тоо.
- Как насчет государственных и муниципальных мероприятий, которые по сути являются теми же мирными собраниями?
- Мы вновь отмечаем нарушение принципов равенства и последовательности применения закона. Суд не учитывает необходимость равного подхода к одинаковым фактам, если нет оснований для различения.
Существует явное противоречие: угроза безопасности во время проведения государственных мероприятий исчезает, но после их окончания вновь появляется. Таким образом, акимиат и суд, не обеспечив безопасность одной группы граждан, решили, что можно сохранить порядок для другой группы в одно и то же время и в тех же местах. Это свидетельствует о непоследовательности в действиях местных властей и правоохранительных органов.
Обсудим?
Смотрите также: