Мы намерены искоренить политическую коррупцию, - Садыр Жапаров о новом законопроекте о выборах
Президент Садыр Жапаров в интервью агентству «Кабар» прокомментировал этот законопроект и затронул вопросы о политической системе страны.
- За время независимости Кыргызстан опробовал различные модели выборов. До 1999 года существовал двухпалатный парламент, депутаты которого избирались по мажоритарной системе в одномандатных округах. После внесения поправок в Конституцию в 2005 году парламент стал однопалатным, а в 2007 году была внедрена партийная система. После Апрельской революции 2010 года республика полностью перешла на пропорциональную систему. В 2020 году, когда вы пришли к власти, выборная система снова была изменена на смешанную. Теперь вновь возникает вопрос о возврате к одномандатным округам.
Поддерживаете ли вы эту инициативу? Система выборов в нашей стране постоянно меняется, и кажется, Кыргызстан еще не нашел наиболее подходящий вариант. Как человек, который был избран как по одномандатным округам, так и по партийным спискам, какую модель вы считаете более подходящей для нас?
- Как вы сами заметили, с момента обретения независимости Кыргызстан прошел через множество систем управления, и многие из них были навязаны извне. Я имею в виду, что некоторые внешние силы поддерживали определенных политиков, финансировали их, а затем внедряли свои модели управления через них. Я все это наблюдал, находясь в политике. Не буду называть имена — народ и так знает.
Что касается законопроекта, то он действительно может стать хорошим вариантом для кыргызского народа. Эта система предоставит людям полное право выбора. Если избиратели не удовлетворены своим кандидатом, это будет их ответственность.
- Если вы поддерживаете нынешнюю инициативу, не стоило ли ввести эту систему еще во время конституционной реформы 2020 года?
- Это было бы возможно. Но в то время, как я уже упоминал, влияние внешних сил было значительным, и среди политиков было много тех, кто поддавался этому влиянию. Они выступали против такой системы. В результате мы пришли к компромиссу: 54 мандата распределялись по партийным спискам, а 36 — по одномандатным округам.
Теперь же, согласно новому законопроекту, страна будет разделена на 30 округов, и от каждого округа будут избраны по три депутата. Один из этих трех мандатов будет отдан в рамках гендерной квоты, что обеспечит наличие как минимум 30 женщин-депутатов в парламенте. Если со временем женщины начнут побеждать на выборах в большинстве округов, то гендерная квота может быть пересмотрена в пользу мужчин.
- Однако утверждается, что партии смогут выдвигать только одного кандидата от округа. Почему бы не убрать это ограничение?
- Я считаю, это возможно. Можно разрешить выдвижение трех кандидатов от округа, в итоге получится 90 кандидатов. Но в этом случае увеличится сумма избирательного залога. Согласно текущему законопроекту, залог для каждого кандидата составляет 100 тысяч сомов. Если партия выдвигает 30 кандидатов, это составит 3 миллиона сомов. А если 90 кандидатов — уже 9 миллионов. Этот вопрос будет решать парламент.
- Может ли наша страна в будущем снова перейти к выборам по партийным спискам? Сторонники этой системы часто ссылаются на опыт развитых европейских стран.
- Европейские страны прошли те этапы, которые мы сейчас проходим, 40-50 лет назад. Они преодолели все трудности, и только после этого их народ и политики стали готовы к партийной системе, что и привело к её успешному функционированию.
Наши народ и политики оказались не готовы к партийной системе — это время показало. Те, кто рано начали создавать партии, привлекали богатых людей, шли на выборы, продавали места в списках и торговались с властью — это стало политическим бизнесом. Мы сейчас стремимся покончить с этой политической коррупцией.
Возможно, через 40-50 лет, когда наш народ и политики будут готовы, мы вернемся к партийной системе. Но на данный момент предложенная депутатами система отвечает интересам нашей страны. Парламент будет подотчетен своим избирателям.
- Некоторые комментаторы заявляют, что данный законопроект дает преимущество женщинам, утверждая, что минимум 30 мандатов могут быть заняты женщинами. Но ведь ранее уже было требование о том, чтобы не менее 30% депутатов были женщинами. Не окажется ли так, что и на этот раз все останется только на бумаге?
- На этот раз это не останется только на бумаге. Закон будет строго исполняться. В парламенте будет не менее 30 женщин. Если в некоторых округах женщины займут первые-вторые места, их может быть даже больше.
- Не возникнет ли ситуации, когда на выборах будут доминировать кандидаты с деньгами? Какую роль будут играть деньги в предложенной системе?
- Избиратели должны понимать, кого они выбирают. Кандидат, который раскидывает деньги, никогда не будет работать в интересах народа. В течение пяти лет он будет стараться вернуть потраченные средства и действовать в своих интересах.
Поэтому, если избиратели отдадут свои голоса за образованных, патриотичных кандидатов, знающих, как разрабатывать законы, они не ошибутся. Мы постараемся контролировать тех кандидатов, которые пытаются купить голоса.
Но и сам народ должен осуждать такие действия и не позволять им происходить. Он должен также контролировать и помогать нам.
- Один из главных вопросов касательно законопроекта — не станет ли так, что в парламент будут избираться только местные лидеры, защищающие интересы своих регионов, а не общенациональные лидеры?
- Я думаю, это неверное мнение. Кто может запретить депутату поднимать вопросы, касающиеся всей страны?
Например, в 2005 году мы все избирались по одномандатным округам и поднимали именно общегосударственные вопросы.
По предложенному сейчас проекту в парламент пройдут самые достойные кандидаты из округов. Не будет больше тех, кто попадал в партии за деньги и был никому не известен. Не будет депутатов, которые покупали мандаты за миллион долларов и за весь срок так ни разу не встречались со своими избирателями.
- О том, как будет происходить деление на округа, пока не сообщается. Если законопроект будет принят, этим займется ЦИК. Как вы считаете, по какому принципу лучше всего провести деление на округа? Например, если в одном районе проживает 90 тысяч человек, а к нему присоединят регион с 50-60 тысячами жителей, не будет ли у кандидатов из густонаселенного района больше шансов на успех?
- Нам нужно избавиться от мышления «свой человек, выберем его». Какое значение имеет, из какого региона, района или села кандидат? Главное, чтобы он был достойным, образованным и патриотичным. Ведь если человек из твоего района, он что, даст тебе больше еды на стол?
Например, если кандидат из Алая выдвинется в Чаткале, и если он действительно сильный, его и следует выбирать. Такие люди будут работать на благо всего народа, для всей страны. Они не будут демагогами, а будут говорить по делу и принимать верные решения.
Обсудим?
Смотрите также: