Главные новости » Политика » Феликс Кулов прокомментировал реакцию ООН на возвращение смертной казни в Кыргызстан
Политика

Феликс Кулов прокомментировал реакцию ООН на возвращение смертной казни в Кыргызстан

375

«Кыргызстан ведет свою внешнюю и внутреннюю политику в соответствии с Конституцией»


Феликс Кулов, бывший премьер-министр и глава МНБ и МВД, высказал свое мнение о реакции ООН на возможное восстановление смертной казни в Кыргызстане. Он поделился своими аргументами в социальных сетях.

Верховный комиссар ООН по правам человека Фолькер Тюрк призвал кыргызские власти отказаться от идеи возвращения смертной казни, предупредив, что это станет серьезным нарушением международного права. Он отметил, что Кыргызстан отменил смертную казнь в 1998 году, а затем окончательно запретил ее в 2010 году после ратификации Второго факультативного протокола к Международному пакту о гражданских и политических правах (МПГПП). Этот документ обязывает государства-участники отменить смертную казнь. Тюрк подчеркнул, что права, закрепленные в международных договорах, принадлежат всем жителям стран-участников и не могут быть отняты, независимо от обстоятельств. Он также отметил, что «ни одна правовая система не является безупречной, и возвращение смертной казни может привести к казням невинных людей».

Комитет ООН по правам человека также указал, что поскольку МПГПП и Второй факультативный протокол не содержат норм о денонсации, отмена смертной казни является юридически необратимой для государств, которые ратифицировали эти документы. Это подразумевает, что повторное введение смертной казни запрещено, и даже в случае ратификации протоколов без оговорок, применение смертной казни за тяжкие преступления не допускается.

Таким образом, Верховный комиссар настоятельно призвал Кыргызстан отказаться от планов по восстановлению смертной казни и сосредоточиться на обеспечении эффективной защиты закона и доступа к правосудию.

Такова реакция и доводы Верховного комиссара ООН по правам человека в связи с инициативой о возвращении смертной казни в Кыргызстан.

В нашей стране высоко ценят работу Управления Верховного комиссара ООН по правам человека и уважают господина Тюрка, который на протяжении многих лет активно защищает универсальные принципы человеческой жизни и достоинства.

Без намерения вступать в конфронтацию, но с целью конструктивного диалога, стоит рассмотреть, как разрешаются юридические коллизии, если возникают противоречия с международными обязательствами, в частности, относительно возможности введения смертной казни.

Кыргызстан, как и другие государства ООН, является суверенной страной, обладающей правами на заключение, ратификацию и денонсацию международных соглашений. Статья 1 Устава ООН и статьи 26 и 54 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года подтверждают, что каждое государство самостоятельно определяет свои международные обязательства и может прекратить участие в них в установленном порядке.

Второй факультативный протокол к МПГПП не содержит норм о выходе (денонсации) и не имеет статьи, аналогичной статье 12 Первого факультативного протокола, которая разрешает денонсацию. Это говорит о том, что авторы протокола намеревались сделать обязательства государств, подписавших Второй протокол, постоянными и необратимыми.

Вопрос: можно ли рассматривать отсутствие норм о выходе из Второго протокола как прямой запрет на это?

Позиция Комитета по правам человека, который контролирует выполнение МПГПП, заключается в том, что Протокол не разрешает выход. В своих "Замечаниях общего порядка" он рассматривает его как договор с постоянными обязательствами.

Согласно статье 56 Венской конвенции о праве международных договоров, если в договоре нет норм о денонсации, выход из него возможен в следующих случаях:

а) если такое намерение было у участников; или

б) если характер договора подразумевает право на денонсацию.

Рассмотрим, как вопрос о введении смертной казни может быть применен к Кыргызстану с учетом того, что он является участником Второго факультативного протокола к МПГПП.

Кыргызстан ратифицировал МПГПП 7 октября 1994 года и присоединился ко Второму факультативному протоколу, направленному на отмену смертной казни, 5 января 2010 года. В Конституции Кыргызской Республики четко прописан запрет на смертную казнь (статья 24, Конституция КР 2021 года).

Таким образом, Кыргызстан юридически связан международными обязательствами, запрещающими применение смертной казни.

Хотя Второй протокол не содержит процедуры выхода, он не включает и норму, прямо запрещающую выход.

Согласно Конституции КР, международные договоры, ратифицированные Кыргызстаном, являются частью правовой системы (статья 6 Конституции). Однако нигде не указано, что они имеют приоритет над внутренними законами.

По Конституции Кыргызская Республика самостоятельно проводит внутреннюю и внешнюю политику, а народ является единственным источником государственной власти (статья 1).

Таким образом, суверенное право каждого государства принимать решения, включая выход из международных соглашений, не может быть ограничено международными договорами. Венская конвенция имеет более высокий статус по сравнению с другими актами, включая различные протоколы.

Каковы могут быть последствия для Кыргызстана в случае выхода из Второго протокола?

Вероятно, это приведет к ухудшению имиджа страны и осуждению со стороны международного сообщества.

Следовательно, придется выбирать между «ухудшением имиджа» и волеизъявлением народа, если он выразит желание вернуть смертную казнь.

Как можно избежать ухудшения отношений с Комитетом по правам человека ООН, не игнорируя при этом народную инициативу о возвращении смертной казни?

Одним из вариантов может быть вынесение на всенародный референдум вопроса:

“Поддерживаете ли вы необходимость пересмотра участия Кыргызской Республики во Втором факультативном протоколе к Международному пакту о гражданских и политических правах, направленном на отмену смертной казни, с целью предоставления государству права самостоятельно определять высшую меру наказания за особо тяжкие преступления?”

Юридическое значение такой формулировки в том, что в ней не упоминается термин “введение смертной казни”, таким образом, нет прямого противоречия с Протоколом. Референдум даст мандат народу, позволяя правительству начать процесс пересмотра участия в Протоколе.

Это будет политически и юридически корректно, не ведя к открытому конфликту с ООН, и позволит:

не нарушать дух Протокола и избежать обвинений в нарушении международного права, одновременно зафиксировав волю народа и создав юридическую базу для возможных изменений в Конституцию, а также для обращения в ООН с обоснованием изменившихся обстоятельств (рост преступности, общественный запрос, вопросы безопасности).

При этом важно подчеркнуть, что Кыргызстан остается преданным основным принципам прав человека, но стремится восстановить право народа определять меру уголовной ответственности.

На основании результатов референдума, после всех необходимых процедур согласования и обсуждения с Комитетом ООН, можно будет внести изменения в Конституцию, указав, что “порядок применения высшей меры наказания может устанавливаться законом в исключительных случаях.”

Затем следует внести в Уголовный кодекс норму, вводящую смертную казнь только за особо тяжкие преступления (например, терроризм, убийство ребенка и другие, которые я упоминал в другой публикации).

Введение смертной казни при соблюдении всех гарантий справедливого судебного процесса станет реализацией уголовно-правовой санкции, предусмотренной международным правом как исключительная мера (см. ст. 6 МПГПП).

Это не будет означать отказ от международных принципов, а наоборот, продемонстрирует зрелость национального правового суверенитета и уважение к мнению собственного народа.

Вопрос о введении смертной казни является крайне сложным. Если его поддержит всенародный референдум, потребуется серьезная работа по разработке профилактических мероприятий и качественному улучшению работы следственных и судебных органов, чтобы назначение смертной казни происходило с обязательным участием присяжных заседателей и только после исчерпания всех судебных и конституционных средств защиты.

При этом Кыргызстан, как ответственный член международного сообщества, продолжает соблюдать свои международные обязательства и действовать в соответствии с духом уважения к правам человека и верховенству закона», - заключил Феликс Кулов.

Фото www
0 комментариев
Обсудим?
Смотрите также:
Продолжая просматривать сайт report.kg вы принимаете политику конфидициальности.
ОК