Путь к Лос-Анджелесу-2028: Госагентство по спорту предлагает план на 29 олимпийских лицензий и цифровизацию спорта до 2030 года
Главной целью данного постановления является увеличение числа лицензий по различным видам спорта до 29, что позволит кыргызстанским спортсменам участвовать в летних Олимпийских и Паралимпийских играх. Программа также направлена на создание эффективных условий для подготовки спортсменов и их успешного выступления, а также на формирование устойчивого развития физической культуры и спорта в стране.
В рамках программы выделены несколько ключевых задач:
- Увеличение популярности физической активности и спорта среди населения всех возрастных групп, а также обеспечение доступности спортивных секций;
- Развитие спортивной инфраструктуры, модернизация существующих баз, обновление спортивного инвентаря и внедрение цифровых технологий в сферу физической культуры;
- Формирование олимпийского резерва и расширение системы подготовки спортивного резерва;
- Поддержка и развитие неолимпийских, национальных и новых видов спорта, в том числе киберспорта;
- Повышение квалификации спортивных специалистов и развитие системы спортивной медицины;
- Комплексная подготовка спортсменов к Олимпийским и Паралимпийским играм 2028 года в Лос-Анджелесе, включая получение не менее 25 лицензий;
- Развитие зимних и водных видов спорта как приоритетных направлений.
Комплексная программа развития физической культуры и спорта КР до 2030 года
Приложение 1
Введение
Программа, направленная на развитие физической культуры и спорта в Кыргызской Республике до 2030 года, была разработана для реализации Указа Президента о Национальной программе развития страны.
Физическая культура и спорт имеют критическое значение для укрепления здоровья нации и формирование позитивных ценностей. Поддержка спорта способствует не только улучшению качества жизни, но и улучшению международного имиджа страны.
Несмотря на растущий интерес к спорту, уровень физической активности среди граждан все еще остается на низком уровне. Занятия спортом часто происходят нерегулярно и ограничиваются краткосрочными мероприятиями. Низкая физическая активность способствует распространению неинфекционных заболеваний, таких как диабет и сердечно-сосудистые болезни, что подтверждается данными ООН о 74% смертей в мире.
Программа направлена на улучшение условий для занятий физической активностью, создание инфраструктуры и развитие инклюзивного спорта, что подразумевает модернизацию спортивных объектов и обновление инвентаря.
Также важным аспектом является подготовка олимпийского резерва и оптимизация деятельности детско-юношеских спортивных школ, что включает поддержку школьного и университетского спорта и проведение молодежных соревнований.
Развитие профессионального и олимпийского спорта, поддержка перспективных атлетов и развитие неолимпийских дисциплин, включая киберспорт, также займут важное место в программе, что создаст условия для успешного выступления национальных команд на Олимпийских и Паралимпийских играх 2028 года в Лос-Анджелесе.
Ключевым моментом является развитие системы спортивной медицины через создание специализированного государственного предприятия, что обеспечит эффективное медицинское сопровождение атлетов и их реабилитацию.
Не менее важным является повышение квалификации специалистов в области спорта через внедрение новых технологий и образовательных программ, а также оптимизацию работы учреждений.
Программа служит продолжением Национальной программы развития Кыргызской Республики и ориентирована на укрепление человеческого капитала и поддержку равных возможностей для всех граждан.
Программа учитывает текущие проблемы в области физической культуры и спорта и определяет долгосрочные цели, связанные с устойчивым развитием.
Она также направлена на реализацию Целей устойчивого развития, включая обеспечение здорового образа жизни, инклюзивное образование и гендерное равенство.
Таким образом, программа создаст основу для формирования сильной спортивной нации и повышения международного статуса Кыргызской Республики.
Анализ системы физической культуры и спорта в КР
Система физической культуры и спорта в Кыргызстане исторически строилась на централизованном управлении, унаследованном с советских времён. Несмотря на более чем тридцатилетнюю независимость, партнерство между государством и частным сектором в данной области все еще не сформировано. Финансирование спорта в советский период было стабильным, однако после распада СССР объемы финансирования резко сократились, что привело к закрытию множества спортивных школ и секций.
Сегодня управление спортом в стране имеет громоздкую структуру с нечетким распределением полномочий, что приводит к дублированию функций и снижению эффективности. Неопределенность в вопросах ответственности за подготовку спортсменов также является проблемой.
Государственное финансирование учреждений спорта увеличивается, однако основная часть средств направляется на олимпийские виды спорта, в то время как развитие массового спорта остаётся на низком уровне. В 2025 году планируется выделение 2,44 млрд сомов на спорт, из которых менее 10% пойдет на массовый спорт.
Таблица 1. Объем финансирования учреждений спорта (сом)
№ | Год | Уточненный бюджет | Кассовые расходы |
1 | 2021 | 966 472,907 | 953 511,433 |
2 | 2022 | 1 474 130,900 | 1 451 454,479 |
3 | 2023 | 1 829 942,860 | 1 814 576,121 |
4 | 2024 | 2 194 975,0 | 2 141 088,930 |
5 | 2025 | 2 444 680,400 |
Годы | Объем финансирования олимпийских видов спорта, тыс. сом |
2021 | 165 200,0 |
2022 | 208 868,0 |
2023 | 184 060,3 |
2024 | 194 436,0 |
2025 | 271 000,0 |
Низкий уровень менеджмента в спортивных федерациях и отсутствие бизнес-подхода к развитию спорта также способствуют проблемам. Федерациям не удалось наладить сотрудничество с частным сектором, что делает спорт дотационным. Спорт не интересует бизнес, так как отсутствуют механизмы для получения прибыли.
Зимние виды спорта в Кыргызстане также развиваются неравномерно. В советский период им не уделялось должного внимания, и интерес к ним возрос только после обретения независимости. В республике есть базовая инфраструктура, но финансирование остается недостаточным. Из 73 детско-юношеских спортивных школ зимние виды спорта представлены лишь в трех. Это приводит к тому, что они не получают широкой популярности.
Ситуация с водными видами спорта аналогична. Профессионально ими занимаются лишь 7% населения, и доля женщин крайне мала. Отсутствует государственная стратегия их развития, что негативно сказывается на участии в международных соревнованиях. Спортивное оборудование требует обновления, а многие дисциплины не развиваются из-за высоких затрат.
Спортивная медицина в Кыргызстане находится на низком уровне. Квалифицированные спортивные врачи и реабилитологи отсутствуют, что сказывается на подготовке национальных сборных. В ответ на это, 16 июня 2025 года был основан Кыргызский центр спортивно-оздоровительной медицины.
Особое внимание в программе уделяется подготовке спортсменов к Олимпийским играм 2028 года. Однако в стране отсутствует централизованная система подготовки олимпийского резерва, что негативно сказывается на конкурентоспособности спортсменов.
Для решения указанных проблем необходимо внедрение комплексного подхода, модернизация управления спортом и развитие спортивной медицины. Государственное агентство физической культуры и спорта должно стать инициатором реформ для устойчивого развития физической культуры и спорта в стране.
Стратегические направления развития физической
культуры и спорта
Цель Программы заключается в развитии физической культуры и спорта в Кыргызстане, повышении качества жизни населения через спорт и формировании здорового образа жизни. Сфера физической культуры и спорта способствует укреплению здоровья нации, формированию гражданской идентичности и социальной сплоченности.
Учитывая приоритеты Национальной программы, в Программе определены следующие задачи:
Увеличение популярности физической активности среди населения всех возрастных групп и обеспечение доступности спортивных секций;
Развитие спортивной инфраструктуры, модернизация баз, обновление инвентаря и цифровизация сферы физической культуры;
Подготовка олимпийского резерва и расширение системы формирования спортивного резерва;
Поддержка и развитие неолимпийских, национальных и новых видов спорта, включая киберспорт;
Повышение квалификации специалистов в области спорта;
Развитие и институционализация спортивной медицины;
Комплексная подготовка спортсменов к Олимпийским играм 2028 года, включая получение не менее 25 лицензий;
Развитие зимних и водных видов спорта как приоритетных направлений.
Задача 1. Увеличение популярности занятий физической активностью среди всех возрастных групп и обеспечения доступа к спортивным секциям.
На фоне роста заболеваний и снижения физической активности необходимо создать систему вовлечения всех социальных групп в занятия спортом. Программа включает создание системы массовых спортивных мероприятий и поддержку секций при учебных заведениях и в местах проживания. Уделено внимание вовлечению молодежи, женщин и лиц с ограниченными возможностями.
В управлении спортом сохраняется фрагментация и дублирование функций между различными ведомствами, что требует институциональной реформы для централизованного управления подготовкой сборных команд и проведением соревнований.
Задача 2. Развитие спортивной инфраструктуры, модернизация баз, обновление инвентаря и цифровизация.
Недостаток современных спортивных объектов и устаревшее оборудование ограничивают подготовку как массового, так и профессионального спорта. Программа включает строительство и модернизацию спортивных объектов, особенно в отдаленных районах, а также внедрение цифровых технологий для автоматизации процессов.
Задача 3. Подготовка олимпийского резерва и расширение формирования спортивного резерва.
Кыргызстан обладает высоким потенциалом для подготовки спортсменов, однако необходима интегрированная система подготовки от детско-юношеских школ до национальных сборных. Программа включает механизмы адаптации спортсменов к гражданской жизни после завершения карьеры.
Задача 4. Поддержка и развитие неолимпийских, национальных и новых видов спорта.
Будет уделено внимание развитию зимних видов спорта и киберспорта, а также традиционных дисциплин. Эффективная организация Всемирных игр кочевников в 2026 году также станет частью программы.
Задача 5. Повышение квалификации специалистов в области спорта.
Запланированы меры по подготовке кадров в области спортивной медицины и повышения уровня тренеров, что обеспечит соответствие международным стандартам.
Задача 6. Развитие и институционализация спортивной медицины.
Необходима система медицинского сопровождения для профилактики травм и реабилитации спортсменов. Создание государственного предприятия для контроля и повышения качества медицинских услуг станет важным шагом.
Задача 7. Подготовка спортсменов к Олимпийским играм 2028 года.
Программа ставит цель получения не менее 29 лицензий для различных видов спорта, что потребует комплексного подхода к подготовке и поддержке спортсменов.
Задача 8. Развитие зимних и водных видов спорта.
Развитие зимних и водных видов спорта будет являться стратегическим направлением, что позволит повысить участие молодежи и улучшить международное представительство Кыргызстана.
Начало формы
Конец формы
Ожидаемые результаты
Реализация программы обеспечит устойчивое развитие в сфере физической культуры и спорта, а также улучшение здоровья нации. Ожидается, что к 2030 году 35-40% граждан будут активно заниматься спортом, что положительно скажется на общем уровне здоровья и социальной активности.
Создастся система массовых соревнований, охватывающая все уровни, что обеспечит вовлечение образовательных учреждений и местных сообществ. Также будет улучшена координация между центральными и региональными органами управления спортом, что повысит качество управления.
Система подготовки спортсменов будет перестроена на основе принципов индивидуализации и поддержки, что приведет к увеличению участия кыргызстанцев в международных соревнованиях и получению лицензий для Олимпийских игр.
Развитие инфраструктуры будет обеспечено за счет строительства и модернизации объектов, что повысит доступность спорта для всех граждан.
Создание современной системы спортивной медицины обеспечит качественное медицинское сопровождение спортсменов и повысит качество спортивных услуг.
Цифровизация процессов управления спортом создаст основу для прозрачного и устойчивого управления.
Развитие зимних и водных видов спорта создаст условия для роста массового участия и подготовки спортсменов.
В результате реализации программы будет достигнут новый уровень развития физической культуры и спорта в Кыргызской Республике, повышая престиж страны на международной арене и создавая равные условия для занятий спортом для всех граждан.
5. Предпосылки и риски реализации Программы.
Успех программы зависит от растущего интереса населения к спорту и здоровому образу жизни, а также от политической воли государства к формированию единой политики в этой сфере. В последние годы наблюдается рост финансирования спорта и заинтересованности частного сектора.
Тем не менее, реализация программы может столкнуться с рисками, такими как недостаток финансирования, бюрократические препятствия и отсутствие координации при реализации инфраструктурных проектов. Проблемы с финансированием и строительством спортивных объектов должны стать приоритетом для всех заинтересованных сторон.
Программа акцентирует внимание на подготовке спортсменов к Олимпийским играм 2028 года и будущим зимним Олимпиадам.
Все стратегические направления направлены на достижение общей цели — вывести Кыргызстан на новый уровень развития в спорте и создать условия для занятий спортом для всех граждан.
6. Финансовое обеспечение Программы.
Реализация мероприятий программы будет финансироваться из республиканского и местных бюджетов, а также за счет привлечения внебюджетных ресурсов, включая государственно-частное партнерство и международные гранты. Привлечение частных инвестиций и сотрудничество с международными организациями станут важными инструментами для финансовой устойчивости программы.
7. Мониторинг и оценка реализации Программы
Система мониторинга и оценки реализации программы будет основываться на комплексном подходе и включать две основные группы индикаторов:
1. Индикаторы, основанные на плановых показателях исполнения задач и мероприятий Программы;
2. Индикаторы, характеризующие удовлетворенность ключевых бенефициаров, включая спортсменов, тренеров и спортивные федерации.
Индикаторы для мониторинга будут представлены в приложении к программе. Эффективность программы будет оцениваться через изучение мнения спортсменов и тренеров, что будет проводиться независимой организацией не реже одного раза в два года.
На основе результатов мониторинга и оценки Государственное агентство будет вносить предложения по корректировке программы для повышения ее эффективности.
Обсудим?
Смотрите также: