КЫР
Главные новости » Спорт » Путь к Лос-Анджелесу-2028: Госагентство по спорту предлагает план на 29 олимпийских лицензий и цифровизацию спорта до 2030 года
Спорт

Путь к Лос-Анджелесу-2028: Госагентство по спорту предлагает план на 29 олимпийских лицензий и цифровизацию спорта до 2030 года

195
Государственное агентство физической культуры и спорта при Кабинете министров Кыргызстана инициировало предложение о принятии Комплексной программы развития физической культуры и спорта до 2030 года.

Главной целью данного постановления является увеличение числа лицензий по различным видам спорта до 29, что позволит кыргызстанским спортсменам участвовать в летних Олимпийских и Паралимпийских играх. Программа также направлена на создание эффективных условий для подготовки спортсменов и их успешного выступления, а также на формирование устойчивого развития физической культуры и спорта в стране.

В рамках программы выделены несколько ключевых задач:


  • Увеличение популярности физической активности и спорта среди населения всех возрастных групп, а также обеспечение доступности спортивных секций;

  • Развитие спортивной инфраструктуры, модернизация существующих баз, обновление спортивного инвентаря и внедрение цифровых технологий в сферу физической культуры;

  • Формирование олимпийского резерва и расширение системы подготовки спортивного резерва;

  • Поддержка и развитие неолимпийских, национальных и новых видов спорта, в том числе киберспорта;

  • Повышение квалификации спортивных специалистов и развитие системы спортивной медицины;

  • Комплексная подготовка спортсменов к Олимпийским и Паралимпийским играм 2028 года в Лос-Анджелесе, включая получение не менее 25 лицензий;

  • Развитие зимних и водных видов спорта как приоритетных направлений.


Комплексная программа развития физической культуры и спорта КР до 2030 года

Приложение 1

Введение

Программа, направленная на развитие физической культуры и спорта в Кыргызской Республике до 2030 года, была разработана для реализации Указа Президента о Национальной программе развития страны.

Физическая культура и спорт имеют критическое значение для укрепления здоровья нации и формирование позитивных ценностей. Поддержка спорта способствует не только улучшению качества жизни, но и улучшению международного имиджа страны.

Несмотря на растущий интерес к спорту, уровень физической активности среди граждан все еще остается на низком уровне. Занятия спортом часто происходят нерегулярно и ограничиваются краткосрочными мероприятиями. Низкая физическая активность способствует распространению неинфекционных заболеваний, таких как диабет и сердечно-сосудистые болезни, что подтверждается данными ООН о 74% смертей в мире.

Программа направлена на улучшение условий для занятий физической активностью, создание инфраструктуры и развитие инклюзивного спорта, что подразумевает модернизацию спортивных объектов и обновление инвентаря.

Также важным аспектом является подготовка олимпийского резерва и оптимизация деятельности детско-юношеских спортивных школ, что включает поддержку школьного и университетского спорта и проведение молодежных соревнований.

Развитие профессионального и олимпийского спорта, поддержка перспективных атлетов и развитие неолимпийских дисциплин, включая киберспорт, также займут важное место в программе, что создаст условия для успешного выступления национальных команд на Олимпийских и Паралимпийских играх 2028 года в Лос-Анджелесе.

Ключевым моментом является развитие системы спортивной медицины через создание специализированного государственного предприятия, что обеспечит эффективное медицинское сопровождение атлетов и их реабилитацию.

Не менее важным является повышение квалификации специалистов в области спорта через внедрение новых технологий и образовательных программ, а также оптимизацию работы учреждений.

Программа служит продолжением Национальной программы развития Кыргызской Республики и ориентирована на укрепление человеческого капитала и поддержку равных возможностей для всех граждан.

Программа учитывает текущие проблемы в области физической культуры и спорта и определяет долгосрочные цели, связанные с устойчивым развитием.

Она также направлена на реализацию Целей устойчивого развития, включая обеспечение здорового образа жизни, инклюзивное образование и гендерное равенство.

Таким образом, программа создаст основу для формирования сильной спортивной нации и повышения международного статуса Кыргызской Республики.

Анализ системы физической культуры и спорта в КР

Система физической культуры и спорта в Кыргызстане исторически строилась на централизованном управлении, унаследованном с советских времён. Несмотря на более чем тридцатилетнюю независимость, партнерство между государством и частным сектором в данной области все еще не сформировано. Финансирование спорта в советский период было стабильным, однако после распада СССР объемы финансирования резко сократились, что привело к закрытию множества спортивных школ и секций.

Сегодня управление спортом в стране имеет громоздкую структуру с нечетким распределением полномочий, что приводит к дублированию функций и снижению эффективности. Неопределенность в вопросах ответственности за подготовку спортсменов также является проблемой.

Государственное финансирование учреждений спорта увеличивается, однако основная часть средств направляется на олимпийские виды спорта, в то время как развитие массового спорта остаётся на низком уровне. В 2025 году планируется выделение 2,44 млрд сомов на спорт, из которых менее 10% пойдет на массовый спорт.

Таблица 1. Объем финансирования учреждений спорта (сом)




ГодУточненный бюджетКассовые расходы
12021966 472,907953 511,433
220221 474 130,9001 451 454,479
320231 829 942,8601 814 576,121
420242 194 975,02 141 088,930
520252 444 680,400 
Таблица 2. Объем финансирования олимпийских видов спорта.




Годы Объем финансирования олимпийских видов спорта, тыс. сом
2021165 200,0
2022208 868,0
2023184 060,3
2024194 436,0
2025271 000,0
Развитие массового спорта в стране находится в кризисе. Отсутствует системный подход к выявлению и поддержке талантливых спортсменов. Спортивные мероприятия, такие как школьные спартакиады, не охватывают широкую аудиторию и часто проводятся только среди специализированных спортивных школ. После распада СССР массовая пропаганда физической культуры прекратилась, и многие спортивные организации оказались неконкурентоспособными из-за нехватки финансирования. Спортивные сооружения устарели, требуют капитального ремонта, а в регионах ситуация особенно плачевная.

Низкий уровень менеджмента в спортивных федерациях и отсутствие бизнес-подхода к развитию спорта также способствуют проблемам. Федерациям не удалось наладить сотрудничество с частным сектором, что делает спорт дотационным. Спорт не интересует бизнес, так как отсутствуют механизмы для получения прибыли.

Зимние виды спорта в Кыргызстане также развиваются неравномерно. В советский период им не уделялось должного внимания, и интерес к ним возрос только после обретения независимости. В республике есть базовая инфраструктура, но финансирование остается недостаточным. Из 73 детско-юношеских спортивных школ зимние виды спорта представлены лишь в трех. Это приводит к тому, что они не получают широкой популярности.

Ситуация с водными видами спорта аналогична. Профессионально ими занимаются лишь 7% населения, и доля женщин крайне мала. Отсутствует государственная стратегия их развития, что негативно сказывается на участии в международных соревнованиях. Спортивное оборудование требует обновления, а многие дисциплины не развиваются из-за высоких затрат.

Спортивная медицина в Кыргызстане находится на низком уровне. Квалифицированные спортивные врачи и реабилитологи отсутствуют, что сказывается на подготовке национальных сборных. В ответ на это, 16 июня 2025 года был основан Кыргызский центр спортивно-оздоровительной медицины.

Особое внимание в программе уделяется подготовке спортсменов к Олимпийским играм 2028 года. Однако в стране отсутствует централизованная система подготовки олимпийского резерва, что негативно сказывается на конкурентоспособности спортсменов.

Для решения указанных проблем необходимо внедрение комплексного подхода, модернизация управления спортом и развитие спортивной медицины. Государственное агентство физической культуры и спорта должно стать инициатором реформ для устойчивого развития физической культуры и спорта в стране.

Стратегические направления развития физической

культуры и спорта

Цель Программы заключается в развитии физической культуры и спорта в Кыргызстане, повышении качества жизни населения через спорт и формировании здорового образа жизни. Сфера физической культуры и спорта способствует укреплению здоровья нации, формированию гражданской идентичности и социальной сплоченности.

Учитывая приоритеты Национальной программы, в Программе определены следующие задачи:

Увеличение популярности физической активности среди населения всех возрастных групп и обеспечение доступности спортивных секций;

Развитие спортивной инфраструктуры, модернизация баз, обновление инвентаря и цифровизация сферы физической культуры;

Подготовка олимпийского резерва и расширение системы формирования спортивного резерва;

Поддержка и развитие неолимпийских, национальных и новых видов спорта, включая киберспорт;

Повышение квалификации специалистов в области спорта;

Развитие и институционализация спортивной медицины;

Комплексная подготовка спортсменов к Олимпийским играм 2028 года, включая получение не менее 25 лицензий;

Развитие зимних и водных видов спорта как приоритетных направлений.

 

Задача 1. Увеличение популярности занятий физической активностью среди всех возрастных групп и обеспечения доступа к спортивным секциям.

На фоне роста заболеваний и снижения физической активности необходимо создать систему вовлечения всех социальных групп в занятия спортом. Программа включает создание системы массовых спортивных мероприятий и поддержку секций при учебных заведениях и в местах проживания. Уделено внимание вовлечению молодежи, женщин и лиц с ограниченными возможностями.

В управлении спортом сохраняется фрагментация и дублирование функций между различными ведомствами, что требует институциональной реформы для централизованного управления подготовкой сборных команд и проведением соревнований.

Задача 2. Развитие спортивной инфраструктуры, модернизация баз, обновление инвентаря и цифровизация.

Недостаток современных спортивных объектов и устаревшее оборудование ограничивают подготовку как массового, так и профессионального спорта. Программа включает строительство и модернизацию спортивных объектов, особенно в отдаленных районах, а также внедрение цифровых технологий для автоматизации процессов.

Задача 3. Подготовка олимпийского резерва и расширение формирования спортивного резерва.

Кыргызстан обладает высоким потенциалом для подготовки спортсменов, однако необходима интегрированная система подготовки от детско-юношеских школ до национальных сборных. Программа включает механизмы адаптации спортсменов к гражданской жизни после завершения карьеры.

Задача 4. Поддержка и развитие неолимпийских, национальных и новых видов спорта.

Будет уделено внимание развитию зимних видов спорта и киберспорта, а также традиционных дисциплин. Эффективная организация Всемирных игр кочевников в 2026 году также станет частью программы.

Задача 5. Повышение квалификации специалистов в области спорта.

Запланированы меры по подготовке кадров в области спортивной медицины и повышения уровня тренеров, что обеспечит соответствие международным стандартам.

Задача 6. Развитие и институционализация спортивной медицины.

Необходима система медицинского сопровождения для профилактики травм и реабилитации спортсменов. Создание государственного предприятия для контроля и повышения качества медицинских услуг станет важным шагом.

Задача 7. Подготовка спортсменов к Олимпийским играм 2028 года.

Программа ставит цель получения не менее 29 лицензий для различных видов спорта, что потребует комплексного подхода к подготовке и поддержке спортсменов.

Задача 8. Развитие зимних и водных видов спорта.

Развитие зимних и водных видов спорта будет являться стратегическим направлением, что позволит повысить участие молодежи и улучшить международное представительство Кыргызстана.

Начало формы

Конец формы

Ожидаемые результаты

Реализация программы обеспечит устойчивое развитие в сфере физической культуры и спорта, а также улучшение здоровья нации. Ожидается, что к 2030 году 35-40% граждан будут активно заниматься спортом, что положительно скажется на общем уровне здоровья и социальной активности.

Создастся система массовых соревнований, охватывающая все уровни, что обеспечит вовлечение образовательных учреждений и местных сообществ. Также будет улучшена координация между центральными и региональными органами управления спортом, что повысит качество управления.

Система подготовки спортсменов будет перестроена на основе принципов индивидуализации и поддержки, что приведет к увеличению участия кыргызстанцев в международных соревнованиях и получению лицензий для Олимпийских игр.

Развитие инфраструктуры будет обеспечено за счет строительства и модернизации объектов, что повысит доступность спорта для всех граждан.

Создание современной системы спортивной медицины обеспечит качественное медицинское сопровождение спортсменов и повысит качество спортивных услуг.

Цифровизация процессов управления спортом создаст основу для прозрачного и устойчивого управления.

Развитие зимних и водных видов спорта создаст условия для роста массового участия и подготовки спортсменов.

В результате реализации программы будет достигнут новый уровень развития физической культуры и спорта в Кыргызской Республике, повышая престиж страны на международной арене и создавая равные условия для занятий спортом для всех граждан.

5. Предпосылки и риски реализации Программы.

Успех программы зависит от растущего интереса населения к спорту и здоровому образу жизни, а также от политической воли государства к формированию единой политики в этой сфере. В последние годы наблюдается рост финансирования спорта и заинтересованности частного сектора.

Тем не менее, реализация программы может столкнуться с рисками, такими как недостаток финансирования, бюрократические препятствия и отсутствие координации при реализации инфраструктурных проектов. Проблемы с финансированием и строительством спортивных объектов должны стать приоритетом для всех заинтересованных сторон.

Программа акцентирует внимание на подготовке спортсменов к Олимпийским играм 2028 года и будущим зимним Олимпиадам.

Все стратегические направления направлены на достижение общей цели — вывести Кыргызстан на новый уровень развития в спорте и создать условия для занятий спортом для всех граждан.

6. Финансовое обеспечение Программы.

Реализация мероприятий программы будет финансироваться из республиканского и местных бюджетов, а также за счет привлечения внебюджетных ресурсов, включая государственно-частное партнерство и международные гранты. Привлечение частных инвестиций и сотрудничество с международными организациями станут важными инструментами для финансовой устойчивости программы.

 

7. Мониторинг и оценка реализации Программы

Система мониторинга и оценки реализации программы будет основываться на комплексном подходе и включать две основные группы индикаторов:

 

1. Индикаторы, основанные на плановых показателях исполнения задач и мероприятий Программы;

2. Индикаторы, характеризующие удовлетворенность ключевых бенефициаров, включая спортсменов, тренеров и спортивные федерации.

Индикаторы для мониторинга будут представлены в приложении к программе. Эффективность программы будет оцениваться через изучение мнения спортсменов и тренеров, что будет проводиться независимой организацией не реже одного раза в два года.

На основе результатов мониторинга и оценки Государственное агентство будет вносить предложения по корректировке программы для повышения ее эффективности.
0 комментариев
Обсудим?
Смотрите также:
Продолжая просматривать сайт report.kg вы принимаете политику конфидициальности.
ОК