КЫР
Главные новости » Здоровье » Кабмин утвердил программу по иммунопрофилактике на 2025-2030 годы
Здоровье

Кабмин утвердил программу по иммунопрофилактике на 2025-2030 годы

354
Председатель Кабинета министров Адылбек Касымалиев утвердил новую программу, озаглавленную «Иммунопрофилактика на 2025-2030 годы».

Кроме того, были приняты следующие решения:

2) план мероприятий для реализации данной программы;

3) матрица индикаторов, предназначенная для мониторинга и оценки выполнения программы;

4) бюджет, выделенный на программу.

Государственные учреждения, включая министерства и административные ведомства, обязаны предоставлять Министерству здравоохранения отчеты о ходе выполнения мероприятий не позднее 10 числа месяца, следующего за окончанием полугодия.

Согласно постановлению Кабмина от 25 февраля 2025 года № 90, данное решение направлено на защиту здоровья и создание условий для санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Постановление вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования (газета «Эркин Тоо» от 28 февраля 2025 года № 15).

Программа «Иммунопрофилактика на 2025-2030 годы»

Глава 1. Введение

Иммунизация населения признана Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) одним из самых действенных способов защиты здоровья человека и важнейшим элементом достижения Целей устойчивого развития (ЦУР), которые касаются снижения детской смертности, борьбы с бедностью и улучшения систем здравоохранения к 2030 году.

Плановая иммунизация является эффективной стратегией в области общественного здравоохранения, способствующей значительному снижению заболеваемости и смертности среди детей по сравнению с другими медицинскими вмешательствами.

Согласно данным ВОЗ, вакцинация против таких заболеваний, как полиомиелит, столбняк, дифтерия и коклюш, ежегодно предотвращает от 2 до 3 миллионов случаев смерти, сохраняя около десяти тысяч жизней в день и защищая миллионы людей от болезней и инвалидности.

С 2000 по 2022 годы вакцинация против кори предотвратила 57 миллионов случаев гибели, что делает вакцину от кори одним из величайших достижений в области общественного здравоохранения. Число случаев смерти от кори снизилось с 761000 в 2000 году до 136000 в 2022 году. При высоком уровне охвата вакцинацией заболеваемость снижается, и определенные болезни могут быть ликвидированы. Например, с 2000 года количество случаев полиомиелита в мире сократилось более чем на 99%.

В Кыргызской Республике, в довакцинальный период с 1951 по 1960 годы, каждый седьмой заболевший ребенок умирал от дифтерии, кори, коклюша и полиомиелита.

Тем не менее, вакцинация остается актуальной проблемой в системе здравоохранения.

В связи с этим ВОЗ, в рамках Повестки дня в области иммунизации на период до 2030 года (Глобальная стратегия на основе принципа "никого не оставить без внимания"), ставит перед собой следующие задачи:

- уменьшить заболеваемость и смертность от вакциноуправляемых инфекций на всех этапах жизни;

- обеспечить равный доступ к новым вакцинам и повысить уровень их использования;

- поддерживать здоровье и благополучие для всех через укрепление программ иммунизации в рамках системы первичной медико-санитарной помощи (ПМСП) и содействовать всеобщему охвату медицинскими услугами и устойчивому развитию.

В ПДИ-2030 изложена амбициозная и всеобъемлющая стратегия в области вакцин и иммунизации на десятилетие с 2021 по 2030 годы. Она учитывает накопленный опыт, выявляет существующие и новые проблемы, связанные с инфекционными заболеваниями, и использует новые возможности для их решения.

Иммунизация рассматривается как один из ключевых факторов реализации основного права каждого человека на высокий уровень физического и психического здоровья, а также как инвестиция в будущее, способствующая созданию более безопасного и здорового мира для всех.

ПДИ-2030 должна вдохновлять и согласовывать действия государственных и региональных структур, международных агентств, партнеров по развитию, медицинских работников и гражданского общества. Реализация программы принесет максимальную пользу при условии эффективного использования ресурсов, внедрения инноваций и создания устойчивых финансовых и программных основ. Успех зависит от создания и укрепления партнерских отношений как внутри сектора здравоохранения, так и за его пределами.

Данная повестка определяет стратегическую основу для действий в динамичном контексте изменений, обеспечивая возможность быстрого реагирования на потребности стран и глобальные вызовы в течение следующего десятилетия.

Благодаря совместным усилиям всех заинтересованных сторон мы можем добиться видения будущего десятилетия: мир, в котором каждый человек, независимо от возраста и места проживания, получает преимущества вакцинации для повышения уровня здоровья и благополучия.

Инфекционные заболевания, которые можно предотвратить вакцинацией, остаются угрозой во всем мире, в том числе и в Кыргызской Республике. Высокий уровень охвата вакцинацией жизненно важен для предотвращения распространения инфекций.

В Кыргызской Республике низкий уровень осведомленности населения о преимуществах вакцинации, а также кадровый дефицит в медицинской сфере и отказ от прививок оставляют отдельные группы населения вне программы иммунизации.

Снижение охвата вакцинацией увеличивает риск вспышек инфекций, управляемых вакцинацией. Эпидемические вспышки кори в республике в 2015, 2018-2019 и 2023 годах среди непривитых групп население служат наглядным примером.

Согласно Закону Кыргызской Республики "Об общественном здравоохранении", государственная поддержка направлена на борьбу с инфекционными заболеваниями, которые контролируются с помощью иммунизации.

Программа "Иммунопрофилактика на 2025-2030 годы" (далее - Программа) является шестым стратегическим документом, разработанным для поддержки и развития службы иммунизации в стране, направленной на контроль за распространением опасных инфекционных заболеваний, для которых имеются эффективные вакцины.

В рамках Программы ежегодно планируется охватить более 900 тысяч человек, что составляет 18% населения страны. 35% целевой группы программы составляют дети в возрасте от 0 до 16 лет, из которых 5% — новорожденные и младенцы.

Программа разработана в соответствии с Законом Кыргызской Республики "Об общественном здравоохранении" и рекомендациями ВОЗ, включая Европейскую повестку дня по иммунизации на период до 2030 года (ЕПДИ-2030), утвержденную резолюцией Европейского регионального комитета ВОЗ EUR/RC64/R5 от 17 сентября 2014 года, резолюцией AMS WHA 65.5 от 26 мая 2012 года о глобальной ликвидации полиомиелита, и резолюцией EUR/RC 60/R 12 об элиминации местных случаев кори и краснухи в Европе.

Программа охватывает шести лет и включает приоритетные обязательства государства по сокращению заболеваемости и смертности от вакциноуправляемых инфекций, а также снижению финансового и социального ущерба от этих заболеваний.

Необходимость принятия данной Программы обоснована тем, что многие инфекционные заболевания с высоким эпидемическим потенциалом и тяжелыми последствиями могут быть эффективно предотвращены с помощью вакцинации.

Глава 2. Общий анализ ситуации

По итогам реализации программ иммунизации охват профилактическими прививками первичного вакцинального комплекса в Кыргызской Республике остается на уровне не менее 95%.

Иммунопрофилактика вместе с эффективной системой эпидемиологического надзора за вакциноуправляемыми инфекциями на протяжении реализации пяти программ иммунизации способствовала снижению заболеваемости и смертности от этих инфекций, а также ликвидации полиомиелита и отсутствию регистрации случаев туберкулезного менингита, дифтерии и столбняка у новорожденных. За последние 15 лет уровень заболеваемости эпидемическим паротитом снизился до 28,3 на 100 тыс. населения.

В 2002 году Кыргызская Республика в составе Европейского региона получила сертификат ВОЗ о ликвидации полиомиелита.

С 2019 года Кыргызстан признан свободной от эндемичной краснухи территорией Европейским региональным бюро ВОЗ.

Кыргызская Республика, как страна-участница ВОЗ, придерживается глобальных рекомендаций:

- по ликвидации полиомиелита - поддерживает статус свободной от полиомиелита страны и готовность системы эпидемиологического надзора к ответным мерам в случае вспышек; поддерживает высокий уровень охвата вакцинацией и эффективный надзор за всеми случаями, подозреваемыми на полиомиелит; с 2013 по 2018 год республика перешла к двухвалентной оральной полиомиелитной вакцине и внедрила 2 дозы инактивированной полиомиелитной вакцины в календарь профилактических прививок;

- по элиминации кори и краснухи - поддерживает не менее 95% охвата двумя дозами комбинированных вакцин, с интегрированной системой эпидемиологического надзора за всеми подозрительными случаями кори и краснухи с обязательным лабораторным компонентом.

Дополнительные мероприятия по иммунизации в ответ на вспышку кори (ИОВ) были проведены в 2023 году при поддержке Фонда реагирования на вспышки кори и краснухи. Целевой группой ИОВ стали дети в возрасте от 9 месяцев до 84 месяцев, всего 693527 детей. ИОВ охватила 4 региона: город Ош, Ошская область, город Бишкек и Чуйская область. Целью ИОВ было быстрое прекращение передачи кори в этих 4 регионах с высоким числом случаев кори, непривитыми и недопривитыми детьми. Административный охват достиг 86% от целевого показателя.

На фоне глобальной эпидемиологической ситуации по кори и снижения уровня популяционного иммунитета среди восприимчивых групп населения цель по прерыванию эндемичной передачи кори не была достигнута, заболеваемость в Кыргызской Республике в 2023 году составила 100,1 на 100 тыс. населения, а за 4 месяца 2024 года - 139,4 на 100 тыс. населения.

Вакцинопрофилактика против вирусного гепатита В позволила избежать случаев заболевания вирусным гепатитом В у детей до 1 года, а уровень заболеваемости среди детей до 14 лет в 2023 году составил 0,6 на 100 тыс. детей, что является минимальным за все время наблюдений. Дальнейшее снижение заболеваемости вирусным гепатитом В позволит сократить количество случаев первичного рака печени (гепатокарциномы).

Благодаря бюджетной поддержке Кабинета Министров Кыргызской Республики и совместным усилиям всех форм поддержки Глобального альянса по вакцинам и иммунизации (ГАВИ), программа иммунизации достигла определенных результатов в снижении младенческой и детской смертности, обеспечивая и поддерживая не менее 95% охвата профилактическими прививками в соответствии с целями ВОЗ.

С 2001 года ГАВИ поддерживает Кыргызскую Республику, обеспечивая помощь в закупке новых вакцин: монодозная вакцина против гепатита В (2001-2005 и 2007-2008), пентавалентная вакцина (2009-2023), пневмококковая (2015-2023), инактивированная полиомиелитная (2016-2023) и вакцина против вируса папилломы человека (2022-2023). Процесс софинансирования будет продолжаться до завершения Программы. ГАВИ также активно поддерживает систему иммунизации и предоставляет гранты на внедрение новых вакцин и укрепление системы здравоохранения.

В 2023 году Министерство здравоохранения Кыргызской Республики подготовило и представило заявку в Секретариат ГАВИ на проведение второго этапа кампании против кори и краснухи на оставшихся территориях республики (Иссык-Кульская, Нарынская, Таласская, Баткенская области).

В 2025 году планируется подготовить заявку в Секретариат ГАВИ по платформе оптимизации холодовой цепи.

Данный проект направлен на укрепление материально-технической базы холодовой цепи на уровне ПМСП, включая замену старого холодильного оборудования на преквалифицированное ВОЗ, а также на оборудование для мониторинга температуры и транспортировки, соответствующее международным стандартам ISO.

В отношении закупок вакцин Кыргызстан использует возможность приобретения их в рамках календаря профилактических прививок через ЮНИСЕФ на протяжении последних 30 лет. Механизм закупок и поставок регулируется Меморандумом о взаимопонимании между Правительством Кыргызской Республики/Министерством здравоохранения и ЮНИСЕФ, подписанным 12 ноября 2012 года в Бишкеке.

С помощью грантов ГАВИ проводится постоянная работа по укреплению и модернизации материально-технической базы холодовой цепи для обеспечения сохранности качества вакцин при хранении, транспортировке и использовании.

По рекомендациям Научно-технической группы экспертов по иммунизации (НТГЭИ), образованной приказом Министерства здравоохранения Кыргызской Республики от 14 февраля 2012 года № 70, на основе доказательных данных принимаются решения о внедрении новых вакцин в календарь профилактических прививок.

В 2022 году в рамках программы иммунопрофилактики была внедрена вакцина против вируса папилломы человека, что расширяет спектр воздействия вакцин на другие опасные инфекционные заболевания. Экономическая и эпидемиологическая эффективность от внедрения новых вакцин была обоснована НТГЭИ.

Система надзора за побочными проявлениями после иммунизации соответствует международным критериям классификации.

Данные результаты стали возможны благодаря скоординированным действиям Министерства здравоохранения Кыргызской Республики, поддерживаемым Кабинетом Министров и в сотрудничестве с международными партнерами, такими как ВОЗ, ЮНИСЕФ, ГАВИ, Всемирный банк, Азиатский банк развития и ЮСАИД.

Для сохранения достигнутых результатов и решения задач по поддержанию статуса Кыргызской Республики как страны, свободной от полиомиелита, элиминации кори и краснухи, а также борьбы с инфекционными заболеваниями, которые можно предотвратить вакцинацией, необходимо продолжать и усиливать работу в области иммунизации с учетом новых вызовов.

Глава 3. Руководящие принципы Программы

Принципы Программы основаны на опыте, полученном в ходе реализации предыдущих программ иммунизации, а также на эпидемиологических и социально-экономических особенностях, направленных на сохранение и укрепление здоровья населения Кыргызской Республики.

Для отслеживания национальных, региональных и глобальных целей в области иммунизации и борьбы с инфекционными заболеваниями Программа синхронизирована с ЕПДИ-2030.

Цели и задачи Программы определены на основе ЕПДИ-2030 и интегрированы в ЦУР 3, который охватывает обеспечение здорового образа жизни и содействие благополучию для всех в любом возрасте к 2030 году.

К основным принципам Программы относятся:

1) справедливость и доступность - преимущества вакцинации должны быть доступны всем, независимо от социального статуса и гендерных различий;

2) партнерство и ответственность - все задачи по иммунизации должны согласовываться и выполняться Министерством здравоохранения Кыргызской Республики совместно с международными партнерами;

3) гарантированное качество вакцин и безопасная иммунизация - все вакцины, поступающие в Кыргызскую Республику, должны соответствовать стандартам качества и безопасности;

4) расширение доступа к высококачественным, эффективным и доступным по цене вакцинам.

Глава 4. Цель Программы

Целью Программы является снижение заболеваемости и смертности от вакциноуправляемых инфекционных заболеваний через обеспечение охвата не менее 95% целевой группы услугами плановой иммунизации и сокращение числа непривитых и недопривитых детей на 25%.

Глава 5. Управление Программой и межсекторальное взаимодействие

Управление Программой осуществляется на республиканском уровне Министерством здравоохранения Кыргызской Республики через Республиканский центр иммунопрофилактики (РЦИ).

РЦИ является координирующим и контролирующим органом по разработке, внедрению и мониторингу мероприятий, связанных с инфекционными заболеваниями, которые можно предотвратить вакцинацией, а также по вопросам вакцинной безопасности. РЦИ контролирует все стратегические объекты, включая склады вакцинных препаратов.

РЦИ гарантирует эффективную реализацию Программы, объединяя ресурсы и мероприятия, направленные на снижение заболеваемости и смертности от вакциноуправляемых инфекций.

РЦИ имеет право учреждать учебные центры для повышения квалификации медицинских работников и представителей гражданского сектора.

План мероприятий реализуется Министерством здравоохранения совместно с государственными органами и местными властями, а также с поддержкой партнеров по развитию: ВОЗ, ЮНИСЕФ, ГАВИ и Всемирного банка.

Координация Программы осуществляется через Республиканский прививочный комитет (РПК) в тесном сотрудничестве с НТГЭИ.

Глава 6. Международное сотрудничество

РЦИ в течение многих лет активно сотрудничает с международными организациями, такими как ВОЗ, ЮНИСЕФ, ГАВИ и Всемирный банк, для обеспечения вакцин и расходных материалов.

В рамках этого сотрудничества осуществляется обмен информацией, нормативными документами, а также проводятся обучение специалистов и совместные исследования.

Глава 7. Стратегические направления Программы

Стратегические направления Программы обозначают государственную политику Кыргызской Республики в достижении национальных и глобальных целей ВОЗ по снижению заболеваемости и смертности от вакциноуправляемых инфекций.

Ключевые стратегические направления включают приоритетные и текущие стратегические направления.

Приоритетные стратегические направления

Приоритетные стратегические направления включают:

1) усиление кадрового потенциала для иммунизации;

2) продвижение Программы и формирование спроса на вакцинацию;

3) внедрение высококачественной цифровой информационной системы для иммунизации;

4) обеспечение Программы вакцинами и расходными материалами;

5) обеспечение финансовой устойчивости и управления Программой.

Приоритетное стратегическое направление 1. Укрепление кадрового потенциала для иммунизации.

Мероприятия данного направления направлены на обеспечение кадрового потенциала и минимизацию вакантных мест в системе иммунизации.




Задача 1Обеспечение 95% пунктов иммунизации необходимым количеством сотрудников (ПМСП)
Задача 2Подготовка и переподготовка 95% медицинских работников, предоставляющих услуги по иммунизации
Задача 3Проведение кураторских визитов для 95% организаций здравоохранения, проводящих иммунизацию
Приоритетное стратегическое направление 2. Продвижение Программы и формирование спроса на вакцинацию.

Мероприятия данного направления направлены на увеличение спроса на иммунизацию, что является важным компонентом системы иммунизации в Кыргызской Республике.




Задача 1Получение информации о результатах и потребностях программы иммунизации от лиц, принимающих решения и лидеров общественного мнения
Задача 2Обучение 95% медицинских работников по вопросам стимулирования спроса
Задача 3Обеспечение участия общественных и религиозных деятелей в популяризации программы иммунизации
Задача 4Информирование 90% матерей о календаре профилактических прививок
Задача 5Проведение исследований по формированию спроса и коммуникации на постоянной основе
Задача 6Своевременное разрешение кризисных ситуаций, связанных с вакцинацией, через мероприятия по риск-коммуникации
Приоритетное стратегическое направление 3. Разработка и внедрение высококачественной цифровой информационной системы для иммунизации.

Мероприятия этого направления нацелены на улучшение и цифровизацию системы управления данными, а также на повышение навыков работников в сборе и анализе данных.




Задача 1Достижение соответствия охвата иммунизацией на национальном уровне с минимальной погрешностью 5%
Задача 2Оценка качества данных и самооценка во всех организациях здравоохранения
Задача 3Обеспечение цифровизации данных в 95% медицинских учреждений
Приоритетное стратегическое направление 4. Обеспечение Программы вакцинами и расходными материалами.

Мероприятия данного направления включают закупку вакцин и обеспечение эффективного управления ими.




Задача 1Обеспечение эффективных процедур регистрации и таможенного оформления вакцин
Задача 2Регулярные закупки и импорт вакцин и расходных материалов
Задача 3Обеспечение инфраструктуры и холодовой цепи для хранения и распределения вакцин
Задача 4Исполнение рекомендаций по управлению вакцинами
Задача 5Обеспечение обслуживания оборудования холодовой цепи на всех уровнях
Задача 6Соблюдение политики и протоколов по утилизации медицинских отходов
Приоритетное стратегическое направление 5. Обеспечение финансовой устойчивости и управления Программой.

Мероприятия данного направления направлены на улучшение процессов бюджетирования и нормативной правовой базы, а также на планирование затрат.




Задача 1Регулярная разработка бюджета и выделение средств на программу иммунопрофилактики
Задача 2Обновление нормативной правовой базы иммунизации
Задача 3Приведение управления программой в соответствие с международными практиками
Задача 4Планирование затрат на иммунизацию в соответствии с международными практиками
Текущие стратегические направления

Текущие стратегические направления включают:

1) обеспечение равенства в доступе к услугам иммунизации;

2) надзор за вакциноуправляемыми инфекциями;

3) реагирование на вспышки вакциноуправляемых инфекций;

4) внедрение новых вакцин и вакцинация на протяжении всей жизни.

Текущее стратегическое направление 1. Обеспечение равенства в доступе к иммунизации.

Мероприятия этого направления будут направлены на сокращение количества непривитых и недопривитых детей и интеграцию услуг по иммунизации с медицинскими услугами.




Задача 1Снижение числа непривитых и недопривитых детей на 95%
Задача 2Снижение необоснованных противопоказаний к вакцинации
Задача 3Интеграция иммунизации с услугами ПМСП
Текущее стратегическое направление 2. Надзор за вакциноуправляемыми инфекциями.

Мероприятия этого направления будут направлены на улучшение систем надзора за вакциноуправляемыми инфекциями и укрепление эпидемиологического надзора.




Задача 1Обеспечение соответствия показателей эпиднадзора стандартам ВОЗ
Задача 2Соответствие выявления случаев острого вялого паралича целевым показателям
Задача 3Усовершенствование системы эпиднадзора
Задача 4Обеспечение соответствия показателей инициатив по ликвидации заболеваний целям ВОЗ
Текущее стратегическое направление 3. Реагирование на вспышки вакциноуправляемых инфекций.

Мероприятия данного направления будут направлены на разработку плана готовности и реагирования на вспышки инфекций.




Задача 1Разработка плана готовности и реагирования на вспышки
Задача 2Обеспечение готовности политического руководства к реагированию на чрезвычайные ситуации
Текущее стратегическое направление 4. Внедрение новых вакцин.

Мероприятия данного направления будут направлены на обсуждение целесообразности внедрения новых вакцин в зависимости от эпидемиологических факторов.




Задача 1Обсуждение целесообразности включения новых вакцин в национальный календарь
Задача 2Определение возможностей для вакцинации на протяжении жизни
Глава 8. Ожидаемые результаты

Программа нацелена на улучшение и поддержку благоприятной эпидемиологической ситуации в отношении опасных вакциноуправляемых инфекционных заболеваний.

По итогам реализации Программы в 2025-2030 годах планируется достичь следующих результатов:

1) сохранение статуса Кыргызской Республики как страны, свободной от полиомиелита;

2) стабильное отсутствие местных случаев кори, краснухи и врожденной краснухи;

3) отсутствие случаев дифтерии;

4) уровень заболеваемости вирусным гепатитом В среди детей до 5 лет - до 0,5 случаев на 100 тыс. населения;

5) снижение заболеваемости коклюшем - менее 2 случаев на 100 тыс. населения;

6) снижение заболеваемости эпидемическим паротитом - менее 4 случаев на 100 тыс. населения;

7) снижение заболеваемости и смертности от ротавирусной инфекции, септических менингитов и пневмоний, вызванных гемофильной палочкой и пневмококками среди детей до 5 лет;

8) обеспечение не менее 90% охвата вакцинации против вируса папилломы человека.

Глава 9. Предпосылки и риски

Благоприятные предпосылки для реализации Программы включают продолжение всех видов поддержки ГАВИ, направленной на внедрение новых вакцин и укрепление системы здравоохранения.

При реализации Программы могут возникнуть следующие риски:

1) недостаточная приверженность органов власти к вопросам охраны здоровья населения;

2) нехватка финансовых ресурсов для закупок вакцин и оборудования;

3) нехватка квалифицированного персонала, что может затруднить выполнение программ иммунизации;

4) увеличение числа отказов от вакцинации по причине недостаточной информированности;

5) задержки в вакцинации из-за необоснованных противопоказаний;

6) риск вспышек вакциноуправляемых инфекций на фоне снижения коллективного иммунитета;

7) риск завоза инфекционных болезней из стран с неблагополучной эпидемиологической ситуацией.

Глава 10. Мониторинг и оценка Программы

Мониторинг и оценка реализации Программы осуществляется в рамках:

- международного обзора (раз в 3 года);

- ежегодного совместного отчета ВОЗ/ЮНИСЕФ;

- оценки управления вакцинами (раз в 3 года);

- обновленных отчетов по статусу кори/краснухи и полиомиелита (ежегодно);

- механизма управления грантами ГАВИ (ежегодный отчет по проверки выполнения программы).

Внутренний мониторинг будет осуществляться через саммиты и республиканские прививочные комитеты.

Министерство здравоохранения проведет среднесрочную оценку в 2027 году и финальную в 2030 году.

Глава 11. Формирование государственного резервного запаса вакцин

Для обеспечения вакцинами и проведения прививок формируется государственный резервный запас вакцин в объеме не менее 6 месяцев от годовой потребности.

Расчет потребности в запасах вакцин осуществляется на основании данных от организаций здравоохранения.

Глава 12. Финансирование Программы

Основные источники финансирования Программы - республиканский бюджет и гранты ГАВИ.

Предварительная оценка стоимости реализации Программы на 2025-2030 годы составляет 43,6 миллиона долларов США, что требует инвестиций в размере 1,22 доллара на душу населения в год.

Основная часть расходов бюджета Программы пойдет на закупку вакцин и расходных материалов, составляя более 76% всех затрат. Создание спроса на вакцинацию также играет важную роль и составляет 13,5% от потребностей Программы.

Реализация этих компонентов будет происходить как за счет республиканского бюджета, так и за счет донорской поддержки.

Глава 13. Реализация Программы

С целью полноценного исполнения Программы был разработан план мероприятий, который будет реализован с 2025 по 2030 годы с участием всех государственных органов и партнеров по развитию.

Партнеры по развитию окажут техническую помощь в подготовке, реализации и оценке мероприятий. Технические руководства и протоколы, основанные на национальных и международных стандартах, будут внедрены для медицинских работников.


План мероприятий по реализации «Программы Иммунопрофилактика на 2025-2030 годы»




п/пЗадачиМеры/ДействияСрок реализацииОжидаемые результаты (продукт)Ответственные исполнители
123456
1. Укрепление политической и кадровой приверженности к реализации Программы
1.1Усиление управления ПрограммойПредоставление информации о выгодах и преимуществах инвестиций в Программу для лиц, принимающих политические решенияЕжегодноВыделение достаточного бюджетного финансированияМЗ, МФ
Усиление межведомственной координации для повышения эффективности ПрограммыЕжегодноДостижение результатов по координации мониторингаМЗ
Обеспечение функционирования системы иммунизации путем укомплектования пунктов квалифицированным персоналомЕжегодноУкомплектование 95% пунктов иммунизации необходимым персоналомМЗ, партнеры
Усиление мониторинга Программы с использованием охвата иммунизацией в качестве ключевого показателяЕжегодноПодготовка матриц индикаторовМЗ, партнеры
1.2Информирование и привлечение общественных лидеровРасширение механизмов привлечения общественных лидеров для продвижения иммунизацииЕжегодноДостижение высокого охвата прививками на уровне не менее 90%МЗ, ГКДР
Повышение уровня подготовки персонала для пропаганды иммунизации и обмена информациейЕжегодноПовышение информированности общественных лидеровМЗ
1.3Укрепление НТГЭИ для разработки политик на основе фактических данныхОценка воздействия НТГЭИ на показатели, установленные ПрограммойЕжегодноПодготовка рекомендаций для улучшения эпидемиологического надзораМЗ
Укрепление связей НТГЭИ с региональными и глобальными консультативными органамиЕжегодноУчастие в ЕКТГЭИМЗ, партнеры
2. Повышение осведомленности и доверия к иммунизации
2.1Предоставление информации о рисках ВУИ и преимуществах вакцинацииРеализация коммуникационного плана и повышение спроса на иммунизациюЕжегодноРеализация плана и информирование 90% матерей о календаре прививокМЗ, партнеры
2.2Привлечение новых партнеров для передачи сообщений об иммунизацииРасширение списка новых партнеров для поддержки иммунизацииЕжегодноПодготовка списка новых партнеров с охватом не менее 95%МЗ, партнеры
3. Повышение доступности иммунизации через инновационные стратегии
3.1Выявление недостаточно обслуживаемого населенияОпределение групп риска и причин недопривитостиЕжегодноОбъединенный отчет ВОЗ/ЮНИСЕФМЗ, МТСОМ, МОН, НСК, партнеры
Определение правовых барьеров для доступа к иммунизацииIII квартал 2025 годаПолучение охвата недостаточно обслуживаемых группМЗ, МТСОМ, МОН, НСК, партнеры
Адаптация Программы к нуждам недостаточно обслуживаемого населенияIV квартал 2025 годаПриказ МЗ об адаптации ПрограммыМЗ, МТСОМ, МОН
3.2Разработка индивидуальных стратегий для недостаточно обслуживаемого населенияРеализация плана по повышению охвата вакцинацией2025-2026 годыАналитический обзор исполнения плановМЗ, МОН
Обеспечение иммунизации среди недопривитых детей до 5 лет2025-2026 годы85% охвата всех детейМЗ, МТСОМ, МОН
Проведение дополнительных мероприятий по иммунизации среди взрослого населения2026-2027 годыДостигнут охват на уровне 90%МЗ, МФ, МОН
3.3Создание системы для обеспечения справедливого доступа к иммунизацииМониторинг прививочного статуса через электронные формы учетаЕжегодноИнтеграция дашбордов с информационной системойМЗ, МЦР
4. Укрепление управления и мониторинга в Программе
4.1Разработка комплексных подходов в рамках ПрограммыУсиление мер реагирования на вспышки ВУИЕжегодноКомплекс профилактических мероприятийМЗ, партнеры
Приведение в соответствие нормативных актов по обращению лекарств2026-2027 годыСоблюдение стандартов управления вакцинамиМЗ
Обеспечение согласованности Программы с более широкими стратегиями здравоохраненияЕжегодно90% охват детей до 2 лет по календарю прививокМЗ, МТСОМ, МОН
4.2Мониторинг и оценкаРеализация мероприятий по цифровизацииЕжегодноВнедрение интегрированной цифровой системыМЗ, МЦР, партнеры
Усиление эпидемиологического надзораЕжегодноПодготовка аналитического отчетаМЗ, партнеры
4.3Усиление потенциала специалистовИнституционализация программ для обученияЕжегодноВнесение дополнений в учебные планыМЗ
Использование новых методов обученияЕжегодноПропаганда иммунизации в интернет-пространствеМЗ
Повышение компетенции медицинских работников Обучение 95% медицинских работниковМЗ
4.4Укрепление инфраструктуры и логистикиРеализация плана по управлению вакцинами2025-2026 годыСоблюдение стандартов управления вакцинамиМЗ
Модернизация оборудования холодовой цепи2025 годСоблюдение стандартов управления вакцинамиМЗ
Строительство центрального вакцинного склада2025-2026 годыПостроен вакцинный складМЗ, партнеры
Оценка вакцинных складов на предмет инфраструктуры2025 годПодготовка отчета по оценке складовМЗ, партнеры
Планирование строительства/реконструкции вакцинных складов2025-2030 годыСоблюдение стандартов управления вакцинамиМЗ, партнеры
Подготовка Меморандума о взаимодействии с таможенной службой2025 годСогласование ускоренных процедур таможенного оформленияМЗ
Подготовка заявки в Глобальный Альянс по вакцинам по оптимизации холодовой цепи2025 годПодготовка заявки по оптимизации холодовой цепиМЗ, партнеры
5. Обеспечение финансовой устойчивости и эффективного управления Программой
5.1Выделение адекватного финансирования ПрограммыПропаганда преимуществ иммунизации для укрепления финансовой поддержкиЕжегодноОбеспечение бесперебойной поставки вакцинМЗ, партнеры
Увеличение бюджетных ассигнований для реализации всех компонентов ПрограммыЕжегодно МЗ, МФ, партнеры
Повышение надежности финансирования закупок вакцинЕжегодно МЗ, МФ, партнеры
Выделение средств на противоэпидемические мероприятия в случае вспышек ВУИЕжегодноЛиквидация эпидемических вспышекМЗ, МФ, ФОМС
5.2Доступ к вакцинам гарантированного качестваПриведение законодательства в области закупок вакцин в соответствие с международными стандартамиЕжегодноОбеспечение бесперебойной поставки вакцинМЗ, ДГЗ, партнеры
Повышение экономической эффективности закупки вакцинЕжегодноОбеспечение бесперебойной поставки вакцинМЗ, МФ, партнеры
Обмен информацией о ценах на закупку вакцинЕжегодноОбеспечение бесперебойной поставки вакцинМЗ, партнеры
Список сокращений




МЗ-Министерство здравоохранения Кыргызской Республики
МФ-Министерство финансов Кыргызской Республики
МТСОМ-Министерство труда, социального обеспечения и миграции Кыргызской Республики
МОН-Министерство образования и науки Кыргызской Республики
МЦР-Министерство цифрового развития Кыргызской Республики
НСК-Национальный статистический комитет Кыргызской Республики
ГКДР-Государственная комиссия по делам религий Кыргызской Республики
ДГЗ-Департамент государственных закупок при Министерстве финансов Кыргызской Республики
ФОМС-Фонд обязательного медицинского страхования при Министерстве здравоохранения Кыргызской Республики
ЦУР-Цели устойчивого развития
ПМСП-Первичная медико-санитарная помощь
НТГЭИ-Научно-техническая группа экспертов по иммунизации
ЮНИСЕФ-Детский фонд Организации Объединенных Наций
ВОЗ-Всемирная организация здравоохранения
КГМИПиПК-Кыргызский государственный медицинский институт переподготовки и повышения квалификации имени С.Б.Даниярова
КОМП-Кластерное обследование по многим показателям
ЕТКГЭИ-Европейская техническая консультативная группа экспертов по иммунизации
РРГ-Региональная рабочая группа
ВУИ-Вакциноуправляемые инфекции
ПООХЦ-Платформа по оптимизации оборудований холодовой цепи

Матрица индикаторов мониторинга и оценки реализации Программы «Иммунопрофилактика на 2025-2030 годы»




ЗадачиНаименование индикатораЕдиница измеренияБазовый годПромежуточные индикаторы (годовые)Конечные индикаторы или целевые показателиОтветственный орган
1 год2 год3 год
1Повышение доступности к услугам иммунизацииОхват вакциной АКДС-3 детей до 1 года, получивших 3 дозы вакцины АКДС%82 (2024)848688Не менее 90%МЗ
Охват вакциной ВГВ-3 детей до 1 года, получивших 3 дозы ВГВ%82 (2024)848688Не менее 90%МЗ
Охват вакциной бОПВ-3 детей до 1 года, получивших 3 дозы вакцины бОПВ%82 (2024)848688Не менее 90%МЗ
Охват вакциной ИПВ-2 детей до 1 года, получивших 1 дозу вакцины ИПВ%82 (2024)848688Не менее 90%МЗ
Охват вакциной РВ-3 детей до 1 года, получивших 3 дозы вакцины РВ%82 (2024)848688Не менее 90%МЗ
Охват вакциной ПКВ-3 детей 1 года жизни, получивших 3 дозы вакцины ПКВ%82 (2024)848688Не менее 90%МЗ
Охват вакциной КПК-1 детей 1 года жизни, получивших 1-ю дозу корьсодержащей вакцины%82 (2024)848688Не менее 90%МЗ
Охват вакциной КПК-2 детей 2 года жизни, получивших 2-ю дозу корьсодержащей вакцины%82 (2024)848688Не менее 90%МЗ
Охват вакциной ВПЧ девочек-подростков 11 лет, получивших 1-ю дозу против ВПЧ%82 (2024)848688Не менее 90%МЗ
Процент незавершенности между вакцинами АКДС-1 и АКДС-3%3,5322Не менее 5%МЗ
2Усиление инфраструктуры и логистикиПроцент прививочных пунктов, имеющих оборудование холодовой цепи, соответствующее требованиям ВОЗ%80828587Не менее 90%МЗ
3Усиление мониторинга и системы эпидемиологического надзораОтсутствие случаев передачи дикого полиовируса%0 (2024)000Поддержание статуса страны, свободной от полиомиелитаМЗ
Статус прерывания передачи эндемичных кори и краснухиАбс. число спорадических случаевЭндемичная передача (2024)Спорадические случаиСпорадические случаиЧастично прерванСтабильное поддержание статуса прерванной эндемичной передачи кориМЗ
Устойчивое исключение местных случаев дифтерии%0 (2024)000Нет эндемичных случаев дифтерииМЗ
Финансовая самодостаточность в закупке вакцин для плановой иммунизации%33343536Обеспечена бесперебойная поставка вакцин на 50%МЗ
4Усиление человеческих ресурсов для иммунизацииПодбор необходимого персонала%70727578Укомплектован необходимым количеством кадровМЗ
5Адвокатирование, формирование спроса и коммуникацияИнформирование лиц, принимающих решения, об эффективности программы иммунизации% информированности25354550Опубликованы информационные бюллетени об иммунизацииМЗ
Вовлеченность представителей общественности в формирование спроса на иммунизацию%708090100К 2025, 2027 и 2030 годам, соответственно, 75%, 90% и 100% районов вовлечены в продвижение иммунизацииМЗ



Бюджет Программы «Иммунопрофилактика на 2025-2030 годы»



п/пЗадачиМеры2025 год2026 год2027 год2028 год2029 год2030 годИтого
1Управление Программой и финансирование1.1. Политика и рекомендации0161820017617503132004567503132004463100
1.2. Управление и подотчетность2192402192402192402192402192402192401315440
1.3. Планирование и закупки4859820021750000217500009209820
1.4. Многочисленные подкомпоненты управления программами и финансирование4698004698004698002644800370620007760400
2Человеческие ресурсы2.1. Кадровое планирование92220039755526608523132006608523132006845856
2.2. Наращивание потенциала1601998110142634734123482547342243556193035645932495
2.3. Многочисленные подкомпоненты управления человеческими ресурсами00005097678509767810195356
3Поставка вакцин, качество и логистика3.1. Холодильная цепочка3045000000003045000
3.2. Управление цепочкой поставок4252200044580953304592572154652605844670090524652256492740067834
3.3. Транспортировка102042303523500000013727730
3.4. Утилизация отходов6370488108509886370488108509886370488915448849967928
3.5. Многочисленные составляющие поставок вакцин, качества и логистики43500013050000870000013050000027405000
4Предоставление услуг4.1. Качество сессий64696686469668646966864696686469668646966838818008
4.2. Множество подкомпонентов предоставления услуг113007785097678000509767821496134
5Охват иммунизацией и мониторинг5.1. Регистрация и отчетность91350000000913500
5.2. Качество данных
0 комментариев
Обсудим?
Смотрите также:
Продолжая просматривать сайт report.kg вы принимаете политику конфидициальности.
ОК