Кабмин утвердил программу по иммунопрофилактике на 2025-2030 годы
Кроме того, были приняты следующие решения:
2) план мероприятий для реализации данной программы;
3) матрица индикаторов, предназначенная для мониторинга и оценки выполнения программы;
4) бюджет, выделенный на программу.
Государственные учреждения, включая министерства и административные ведомства, обязаны предоставлять Министерству здравоохранения отчеты о ходе выполнения мероприятий не позднее 10 числа месяца, следующего за окончанием полугодия.
Согласно постановлению Кабмина от 25 февраля 2025 года № 90, данное решение направлено на защиту здоровья и создание условий для санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Постановление вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования (газета «Эркин Тоо» от 28 февраля 2025 года № 15).
Программа «Иммунопрофилактика на 2025-2030 годы»
Глава 1. Введение
Иммунизация населения признана Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) одним из самых действенных способов защиты здоровья человека и важнейшим элементом достижения Целей устойчивого развития (ЦУР), которые касаются снижения детской смертности, борьбы с бедностью и улучшения систем здравоохранения к 2030 году.
Плановая иммунизация является эффективной стратегией в области общественного здравоохранения, способствующей значительному снижению заболеваемости и смертности среди детей по сравнению с другими медицинскими вмешательствами.
Согласно данным ВОЗ, вакцинация против таких заболеваний, как полиомиелит, столбняк, дифтерия и коклюш, ежегодно предотвращает от 2 до 3 миллионов случаев смерти, сохраняя около десяти тысяч жизней в день и защищая миллионы людей от болезней и инвалидности.
С 2000 по 2022 годы вакцинация против кори предотвратила 57 миллионов случаев гибели, что делает вакцину от кори одним из величайших достижений в области общественного здравоохранения. Число случаев смерти от кори снизилось с 761000 в 2000 году до 136000 в 2022 году. При высоком уровне охвата вакцинацией заболеваемость снижается, и определенные болезни могут быть ликвидированы. Например, с 2000 года количество случаев полиомиелита в мире сократилось более чем на 99%.
В Кыргызской Республике, в довакцинальный период с 1951 по 1960 годы, каждый седьмой заболевший ребенок умирал от дифтерии, кори, коклюша и полиомиелита.
Тем не менее, вакцинация остается актуальной проблемой в системе здравоохранения.
В связи с этим ВОЗ, в рамках Повестки дня в области иммунизации на период до 2030 года (Глобальная стратегия на основе принципа "никого не оставить без внимания"), ставит перед собой следующие задачи:
- уменьшить заболеваемость и смертность от вакциноуправляемых инфекций на всех этапах жизни;
- обеспечить равный доступ к новым вакцинам и повысить уровень их использования;
- поддерживать здоровье и благополучие для всех через укрепление программ иммунизации в рамках системы первичной медико-санитарной помощи (ПМСП) и содействовать всеобщему охвату медицинскими услугами и устойчивому развитию.
В ПДИ-2030 изложена амбициозная и всеобъемлющая стратегия в области вакцин и иммунизации на десятилетие с 2021 по 2030 годы. Она учитывает накопленный опыт, выявляет существующие и новые проблемы, связанные с инфекционными заболеваниями, и использует новые возможности для их решения.
Иммунизация рассматривается как один из ключевых факторов реализации основного права каждого человека на высокий уровень физического и психического здоровья, а также как инвестиция в будущее, способствующая созданию более безопасного и здорового мира для всех.
ПДИ-2030 должна вдохновлять и согласовывать действия государственных и региональных структур, международных агентств, партнеров по развитию, медицинских работников и гражданского общества. Реализация программы принесет максимальную пользу при условии эффективного использования ресурсов, внедрения инноваций и создания устойчивых финансовых и программных основ. Успех зависит от создания и укрепления партнерских отношений как внутри сектора здравоохранения, так и за его пределами.
Данная повестка определяет стратегическую основу для действий в динамичном контексте изменений, обеспечивая возможность быстрого реагирования на потребности стран и глобальные вызовы в течение следующего десятилетия.
Благодаря совместным усилиям всех заинтересованных сторон мы можем добиться видения будущего десятилетия: мир, в котором каждый человек, независимо от возраста и места проживания, получает преимущества вакцинации для повышения уровня здоровья и благополучия.
Инфекционные заболевания, которые можно предотвратить вакцинацией, остаются угрозой во всем мире, в том числе и в Кыргызской Республике. Высокий уровень охвата вакцинацией жизненно важен для предотвращения распространения инфекций.
В Кыргызской Республике низкий уровень осведомленности населения о преимуществах вакцинации, а также кадровый дефицит в медицинской сфере и отказ от прививок оставляют отдельные группы населения вне программы иммунизации.
Снижение охвата вакцинацией увеличивает риск вспышек инфекций, управляемых вакцинацией. Эпидемические вспышки кори в республике в 2015, 2018-2019 и 2023 годах среди непривитых групп население служат наглядным примером.
Согласно Закону Кыргызской Республики "Об общественном здравоохранении", государственная поддержка направлена на борьбу с инфекционными заболеваниями, которые контролируются с помощью иммунизации.
Программа "Иммунопрофилактика на 2025-2030 годы" (далее - Программа) является шестым стратегическим документом, разработанным для поддержки и развития службы иммунизации в стране, направленной на контроль за распространением опасных инфекционных заболеваний, для которых имеются эффективные вакцины.
В рамках Программы ежегодно планируется охватить более 900 тысяч человек, что составляет 18% населения страны. 35% целевой группы программы составляют дети в возрасте от 0 до 16 лет, из которых 5% — новорожденные и младенцы.
Программа разработана в соответствии с Законом Кыргызской Республики "Об общественном здравоохранении" и рекомендациями ВОЗ, включая Европейскую повестку дня по иммунизации на период до 2030 года (ЕПДИ-2030), утвержденную резолюцией Европейского регионального комитета ВОЗ EUR/RC64/R5 от 17 сентября 2014 года, резолюцией AMS WHA 65.5 от 26 мая 2012 года о глобальной ликвидации полиомиелита, и резолюцией EUR/RC 60/R 12 об элиминации местных случаев кори и краснухи в Европе.
Программа охватывает шести лет и включает приоритетные обязательства государства по сокращению заболеваемости и смертности от вакциноуправляемых инфекций, а также снижению финансового и социального ущерба от этих заболеваний.
Необходимость принятия данной Программы обоснована тем, что многие инфекционные заболевания с высоким эпидемическим потенциалом и тяжелыми последствиями могут быть эффективно предотвращены с помощью вакцинации.
Глава 2. Общий анализ ситуации
По итогам реализации программ иммунизации охват профилактическими прививками первичного вакцинального комплекса в Кыргызской Республике остается на уровне не менее 95%.
Иммунопрофилактика вместе с эффективной системой эпидемиологического надзора за вакциноуправляемыми инфекциями на протяжении реализации пяти программ иммунизации способствовала снижению заболеваемости и смертности от этих инфекций, а также ликвидации полиомиелита и отсутствию регистрации случаев туберкулезного менингита, дифтерии и столбняка у новорожденных. За последние 15 лет уровень заболеваемости эпидемическим паротитом снизился до 28,3 на 100 тыс. населения.
В 2002 году Кыргызская Республика в составе Европейского региона получила сертификат ВОЗ о ликвидации полиомиелита.
С 2019 года Кыргызстан признан свободной от эндемичной краснухи территорией Европейским региональным бюро ВОЗ.
Кыргызская Республика, как страна-участница ВОЗ, придерживается глобальных рекомендаций:
- по ликвидации полиомиелита - поддерживает статус свободной от полиомиелита страны и готовность системы эпидемиологического надзора к ответным мерам в случае вспышек; поддерживает высокий уровень охвата вакцинацией и эффективный надзор за всеми случаями, подозреваемыми на полиомиелит; с 2013 по 2018 год республика перешла к двухвалентной оральной полиомиелитной вакцине и внедрила 2 дозы инактивированной полиомиелитной вакцины в календарь профилактических прививок;
- по элиминации кори и краснухи - поддерживает не менее 95% охвата двумя дозами комбинированных вакцин, с интегрированной системой эпидемиологического надзора за всеми подозрительными случаями кори и краснухи с обязательным лабораторным компонентом.
Дополнительные мероприятия по иммунизации в ответ на вспышку кори (ИОВ) были проведены в 2023 году при поддержке Фонда реагирования на вспышки кори и краснухи. Целевой группой ИОВ стали дети в возрасте от 9 месяцев до 84 месяцев, всего 693527 детей. ИОВ охватила 4 региона: город Ош, Ошская область, город Бишкек и Чуйская область. Целью ИОВ было быстрое прекращение передачи кори в этих 4 регионах с высоким числом случаев кори, непривитыми и недопривитыми детьми. Административный охват достиг 86% от целевого показателя.
На фоне глобальной эпидемиологической ситуации по кори и снижения уровня популяционного иммунитета среди восприимчивых групп населения цель по прерыванию эндемичной передачи кори не была достигнута, заболеваемость в Кыргызской Республике в 2023 году составила 100,1 на 100 тыс. населения, а за 4 месяца 2024 года - 139,4 на 100 тыс. населения.
Вакцинопрофилактика против вирусного гепатита В позволила избежать случаев заболевания вирусным гепатитом В у детей до 1 года, а уровень заболеваемости среди детей до 14 лет в 2023 году составил 0,6 на 100 тыс. детей, что является минимальным за все время наблюдений. Дальнейшее снижение заболеваемости вирусным гепатитом В позволит сократить количество случаев первичного рака печени (гепатокарциномы).
Благодаря бюджетной поддержке Кабинета Министров Кыргызской Республики и совместным усилиям всех форм поддержки Глобального альянса по вакцинам и иммунизации (ГАВИ), программа иммунизации достигла определенных результатов в снижении младенческой и детской смертности, обеспечивая и поддерживая не менее 95% охвата профилактическими прививками в соответствии с целями ВОЗ.
С 2001 года ГАВИ поддерживает Кыргызскую Республику, обеспечивая помощь в закупке новых вакцин: монодозная вакцина против гепатита В (2001-2005 и 2007-2008), пентавалентная вакцина (2009-2023), пневмококковая (2015-2023), инактивированная полиомиелитная (2016-2023) и вакцина против вируса папилломы человека (2022-2023). Процесс софинансирования будет продолжаться до завершения Программы. ГАВИ также активно поддерживает систему иммунизации и предоставляет гранты на внедрение новых вакцин и укрепление системы здравоохранения.
В 2023 году Министерство здравоохранения Кыргызской Республики подготовило и представило заявку в Секретариат ГАВИ на проведение второго этапа кампании против кори и краснухи на оставшихся территориях республики (Иссык-Кульская, Нарынская, Таласская, Баткенская области).
В 2025 году планируется подготовить заявку в Секретариат ГАВИ по платформе оптимизации холодовой цепи.
Данный проект направлен на укрепление материально-технической базы холодовой цепи на уровне ПМСП, включая замену старого холодильного оборудования на преквалифицированное ВОЗ, а также на оборудование для мониторинга температуры и транспортировки, соответствующее международным стандартам ISO.
В отношении закупок вакцин Кыргызстан использует возможность приобретения их в рамках календаря профилактических прививок через ЮНИСЕФ на протяжении последних 30 лет. Механизм закупок и поставок регулируется Меморандумом о взаимопонимании между Правительством Кыргызской Республики/Министерством здравоохранения и ЮНИСЕФ, подписанным 12 ноября 2012 года в Бишкеке.
С помощью грантов ГАВИ проводится постоянная работа по укреплению и модернизации материально-технической базы холодовой цепи для обеспечения сохранности качества вакцин при хранении, транспортировке и использовании.
По рекомендациям Научно-технической группы экспертов по иммунизации (НТГЭИ), образованной приказом Министерства здравоохранения Кыргызской Республики от 14 февраля 2012 года № 70, на основе доказательных данных принимаются решения о внедрении новых вакцин в календарь профилактических прививок.
В 2022 году в рамках программы иммунопрофилактики была внедрена вакцина против вируса папилломы человека, что расширяет спектр воздействия вакцин на другие опасные инфекционные заболевания. Экономическая и эпидемиологическая эффективность от внедрения новых вакцин была обоснована НТГЭИ.
Система надзора за побочными проявлениями после иммунизации соответствует международным критериям классификации.
Данные результаты стали возможны благодаря скоординированным действиям Министерства здравоохранения Кыргызской Республики, поддерживаемым Кабинетом Министров и в сотрудничестве с международными партнерами, такими как ВОЗ, ЮНИСЕФ, ГАВИ, Всемирный банк, Азиатский банк развития и ЮСАИД.
Для сохранения достигнутых результатов и решения задач по поддержанию статуса Кыргызской Республики как страны, свободной от полиомиелита, элиминации кори и краснухи, а также борьбы с инфекционными заболеваниями, которые можно предотвратить вакцинацией, необходимо продолжать и усиливать работу в области иммунизации с учетом новых вызовов.
Глава 3. Руководящие принципы Программы
Принципы Программы основаны на опыте, полученном в ходе реализации предыдущих программ иммунизации, а также на эпидемиологических и социально-экономических особенностях, направленных на сохранение и укрепление здоровья населения Кыргызской Республики.
Для отслеживания национальных, региональных и глобальных целей в области иммунизации и борьбы с инфекционными заболеваниями Программа синхронизирована с ЕПДИ-2030.
Цели и задачи Программы определены на основе ЕПДИ-2030 и интегрированы в ЦУР 3, который охватывает обеспечение здорового образа жизни и содействие благополучию для всех в любом возрасте к 2030 году.
К основным принципам Программы относятся:
1) справедливость и доступность - преимущества вакцинации должны быть доступны всем, независимо от социального статуса и гендерных различий;
2) партнерство и ответственность - все задачи по иммунизации должны согласовываться и выполняться Министерством здравоохранения Кыргызской Республики совместно с международными партнерами;
3) гарантированное качество вакцин и безопасная иммунизация - все вакцины, поступающие в Кыргызскую Республику, должны соответствовать стандартам качества и безопасности;
4) расширение доступа к высококачественным, эффективным и доступным по цене вакцинам.
Глава 4. Цель Программы
Целью Программы является снижение заболеваемости и смертности от вакциноуправляемых инфекционных заболеваний через обеспечение охвата не менее 95% целевой группы услугами плановой иммунизации и сокращение числа непривитых и недопривитых детей на 25%.
Глава 5. Управление Программой и межсекторальное взаимодействие
Управление Программой осуществляется на республиканском уровне Министерством здравоохранения Кыргызской Республики через Республиканский центр иммунопрофилактики (РЦИ).
РЦИ является координирующим и контролирующим органом по разработке, внедрению и мониторингу мероприятий, связанных с инфекционными заболеваниями, которые можно предотвратить вакцинацией, а также по вопросам вакцинной безопасности. РЦИ контролирует все стратегические объекты, включая склады вакцинных препаратов.
РЦИ гарантирует эффективную реализацию Программы, объединяя ресурсы и мероприятия, направленные на снижение заболеваемости и смертности от вакциноуправляемых инфекций.
РЦИ имеет право учреждать учебные центры для повышения квалификации медицинских работников и представителей гражданского сектора.
План мероприятий реализуется Министерством здравоохранения совместно с государственными органами и местными властями, а также с поддержкой партнеров по развитию: ВОЗ, ЮНИСЕФ, ГАВИ и Всемирного банка.
Координация Программы осуществляется через Республиканский прививочный комитет (РПК) в тесном сотрудничестве с НТГЭИ.
Глава 6. Международное сотрудничество
РЦИ в течение многих лет активно сотрудничает с международными организациями, такими как ВОЗ, ЮНИСЕФ, ГАВИ и Всемирный банк, для обеспечения вакцин и расходных материалов.
В рамках этого сотрудничества осуществляется обмен информацией, нормативными документами, а также проводятся обучение специалистов и совместные исследования.
Глава 7. Стратегические направления Программы
Стратегические направления Программы обозначают государственную политику Кыргызской Республики в достижении национальных и глобальных целей ВОЗ по снижению заболеваемости и смертности от вакциноуправляемых инфекций.
Ключевые стратегические направления включают приоритетные и текущие стратегические направления.
Приоритетные стратегические направления
Приоритетные стратегические направления включают:
1) усиление кадрового потенциала для иммунизации;
2) продвижение Программы и формирование спроса на вакцинацию;
3) внедрение высококачественной цифровой информационной системы для иммунизации;
4) обеспечение Программы вакцинами и расходными материалами;
5) обеспечение финансовой устойчивости и управления Программой.
Приоритетное стратегическое направление 1. Укрепление кадрового потенциала для иммунизации.
Мероприятия данного направления направлены на обеспечение кадрового потенциала и минимизацию вакантных мест в системе иммунизации.
Задача 1 | Обеспечение 95% пунктов иммунизации необходимым количеством сотрудников (ПМСП) |
Задача 2 | Подготовка и переподготовка 95% медицинских работников, предоставляющих услуги по иммунизации |
Задача 3 | Проведение кураторских визитов для 95% организаций здравоохранения, проводящих иммунизацию |
Мероприятия данного направления направлены на увеличение спроса на иммунизацию, что является важным компонентом системы иммунизации в Кыргызской Республике.
Задача 1 | Получение информации о результатах и потребностях программы иммунизации от лиц, принимающих решения и лидеров общественного мнения |
Задача 2 | Обучение 95% медицинских работников по вопросам стимулирования спроса |
Задача 3 | Обеспечение участия общественных и религиозных деятелей в популяризации программы иммунизации |
Задача 4 | Информирование 90% матерей о календаре профилактических прививок |
Задача 5 | Проведение исследований по формированию спроса и коммуникации на постоянной основе |
Задача 6 | Своевременное разрешение кризисных ситуаций, связанных с вакцинацией, через мероприятия по риск-коммуникации |
Мероприятия этого направления нацелены на улучшение и цифровизацию системы управления данными, а также на повышение навыков работников в сборе и анализе данных.
Задача 1 | Достижение соответствия охвата иммунизацией на национальном уровне с минимальной погрешностью 5% |
Задача 2 | Оценка качества данных и самооценка во всех организациях здравоохранения |
Задача 3 | Обеспечение цифровизации данных в 95% медицинских учреждений |
Мероприятия данного направления включают закупку вакцин и обеспечение эффективного управления ими.
Задача 1 | Обеспечение эффективных процедур регистрации и таможенного оформления вакцин |
Задача 2 | Регулярные закупки и импорт вакцин и расходных материалов |
Задача 3 | Обеспечение инфраструктуры и холодовой цепи для хранения и распределения вакцин |
Задача 4 | Исполнение рекомендаций по управлению вакцинами |
Задача 5 | Обеспечение обслуживания оборудования холодовой цепи на всех уровнях |
Задача 6 | Соблюдение политики и протоколов по утилизации медицинских отходов |
Мероприятия данного направления направлены на улучшение процессов бюджетирования и нормативной правовой базы, а также на планирование затрат.
Задача 1 | Регулярная разработка бюджета и выделение средств на программу иммунопрофилактики |
Задача 2 | Обновление нормативной правовой базы иммунизации |
Задача 3 | Приведение управления программой в соответствие с международными практиками |
Задача 4 | Планирование затрат на иммунизацию в соответствии с международными практиками |
Текущие стратегические направления включают:
1) обеспечение равенства в доступе к услугам иммунизации;
2) надзор за вакциноуправляемыми инфекциями;
3) реагирование на вспышки вакциноуправляемых инфекций;
4) внедрение новых вакцин и вакцинация на протяжении всей жизни.
Текущее стратегическое направление 1. Обеспечение равенства в доступе к иммунизации.
Мероприятия этого направления будут направлены на сокращение количества непривитых и недопривитых детей и интеграцию услуг по иммунизации с медицинскими услугами.
Задача 1 | Снижение числа непривитых и недопривитых детей на 95% |
Задача 2 | Снижение необоснованных противопоказаний к вакцинации |
Задача 3 | Интеграция иммунизации с услугами ПМСП |
Мероприятия этого направления будут направлены на улучшение систем надзора за вакциноуправляемыми инфекциями и укрепление эпидемиологического надзора.
Задача 1 | Обеспечение соответствия показателей эпиднадзора стандартам ВОЗ |
Задача 2 | Соответствие выявления случаев острого вялого паралича целевым показателям |
Задача 3 | Усовершенствование системы эпиднадзора |
Задача 4 | Обеспечение соответствия показателей инициатив по ликвидации заболеваний целям ВОЗ |
Мероприятия данного направления будут направлены на разработку плана готовности и реагирования на вспышки инфекций.
Задача 1 | Разработка плана готовности и реагирования на вспышки |
Задача 2 | Обеспечение готовности политического руководства к реагированию на чрезвычайные ситуации |
Мероприятия данного направления будут направлены на обсуждение целесообразности внедрения новых вакцин в зависимости от эпидемиологических факторов.
Задача 1 | Обсуждение целесообразности включения новых вакцин в национальный календарь |
Задача 2 | Определение возможностей для вакцинации на протяжении жизни |
Программа нацелена на улучшение и поддержку благоприятной эпидемиологической ситуации в отношении опасных вакциноуправляемых инфекционных заболеваний.
По итогам реализации Программы в 2025-2030 годах планируется достичь следующих результатов:
1) сохранение статуса Кыргызской Республики как страны, свободной от полиомиелита;
2) стабильное отсутствие местных случаев кори, краснухи и врожденной краснухи;
3) отсутствие случаев дифтерии;
4) уровень заболеваемости вирусным гепатитом В среди детей до 5 лет - до 0,5 случаев на 100 тыс. населения;
5) снижение заболеваемости коклюшем - менее 2 случаев на 100 тыс. населения;
6) снижение заболеваемости эпидемическим паротитом - менее 4 случаев на 100 тыс. населения;
7) снижение заболеваемости и смертности от ротавирусной инфекции, септических менингитов и пневмоний, вызванных гемофильной палочкой и пневмококками среди детей до 5 лет;
8) обеспечение не менее 90% охвата вакцинации против вируса папилломы человека.
Глава 9. Предпосылки и риски
Благоприятные предпосылки для реализации Программы включают продолжение всех видов поддержки ГАВИ, направленной на внедрение новых вакцин и укрепление системы здравоохранения.
При реализации Программы могут возникнуть следующие риски:
1) недостаточная приверженность органов власти к вопросам охраны здоровья населения;
2) нехватка финансовых ресурсов для закупок вакцин и оборудования;
3) нехватка квалифицированного персонала, что может затруднить выполнение программ иммунизации;
4) увеличение числа отказов от вакцинации по причине недостаточной информированности;
5) задержки в вакцинации из-за необоснованных противопоказаний;
6) риск вспышек вакциноуправляемых инфекций на фоне снижения коллективного иммунитета;
7) риск завоза инфекционных болезней из стран с неблагополучной эпидемиологической ситуацией.
Глава 10. Мониторинг и оценка Программы
Мониторинг и оценка реализации Программы осуществляется в рамках:
- международного обзора (раз в 3 года);
- ежегодного совместного отчета ВОЗ/ЮНИСЕФ;
- оценки управления вакцинами (раз в 3 года);
- обновленных отчетов по статусу кори/краснухи и полиомиелита (ежегодно);
- механизма управления грантами ГАВИ (ежегодный отчет по проверки выполнения программы).
Внутренний мониторинг будет осуществляться через саммиты и республиканские прививочные комитеты.
Министерство здравоохранения проведет среднесрочную оценку в 2027 году и финальную в 2030 году.
Глава 11. Формирование государственного резервного запаса вакцин
Для обеспечения вакцинами и проведения прививок формируется государственный резервный запас вакцин в объеме не менее 6 месяцев от годовой потребности.
Расчет потребности в запасах вакцин осуществляется на основании данных от организаций здравоохранения.
Глава 12. Финансирование Программы
Основные источники финансирования Программы - республиканский бюджет и гранты ГАВИ.
Предварительная оценка стоимости реализации Программы на 2025-2030 годы составляет 43,6 миллиона долларов США, что требует инвестиций в размере 1,22 доллара на душу населения в год.
Основная часть расходов бюджета Программы пойдет на закупку вакцин и расходных материалов, составляя более 76% всех затрат. Создание спроса на вакцинацию также играет важную роль и составляет 13,5% от потребностей Программы.
Реализация этих компонентов будет происходить как за счет республиканского бюджета, так и за счет донорской поддержки.
Глава 13. Реализация Программы
С целью полноценного исполнения Программы был разработан план мероприятий, который будет реализован с 2025 по 2030 годы с участием всех государственных органов и партнеров по развитию.
Партнеры по развитию окажут техническую помощь в подготовке, реализации и оценке мероприятий. Технические руководства и протоколы, основанные на национальных и международных стандартах, будут внедрены для медицинских работников.
План мероприятий по реализации «Программы Иммунопрофилактика на 2025-2030 годы»
№ п/п | Задачи | Меры/Действия | Срок реализации | Ожидаемые результаты (продукт) | Ответственные исполнители |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. Укрепление политической и кадровой приверженности к реализации Программы | |||||
1.1 | Усиление управления Программой | Предоставление информации о выгодах и преимуществах инвестиций в Программу для лиц, принимающих политические решения | Ежегодно | Выделение достаточного бюджетного финансирования | МЗ, МФ |
Усиление межведомственной координации для повышения эффективности Программы | Ежегодно | Достижение результатов по координации мониторинга | МЗ | ||
Обеспечение функционирования системы иммунизации путем укомплектования пунктов квалифицированным персоналом | Ежегодно | Укомплектование 95% пунктов иммунизации необходимым персоналом | МЗ, партнеры | ||
Усиление мониторинга Программы с использованием охвата иммунизацией в качестве ключевого показателя | Ежегодно | Подготовка матриц индикаторов | МЗ, партнеры | ||
1.2 | Информирование и привлечение общественных лидеров | Расширение механизмов привлечения общественных лидеров для продвижения иммунизации | Ежегодно | Достижение высокого охвата прививками на уровне не менее 90% | МЗ, ГКДР |
Повышение уровня подготовки персонала для пропаганды иммунизации и обмена информацией | Ежегодно | Повышение информированности общественных лидеров | МЗ | ||
1.3 | Укрепление НТГЭИ для разработки политик на основе фактических данных | Оценка воздействия НТГЭИ на показатели, установленные Программой | Ежегодно | Подготовка рекомендаций для улучшения эпидемиологического надзора | МЗ |
Укрепление связей НТГЭИ с региональными и глобальными консультативными органами | Ежегодно | Участие в ЕКТГЭИ | МЗ, партнеры | ||
2. Повышение осведомленности и доверия к иммунизации | |||||
2.1 | Предоставление информации о рисках ВУИ и преимуществах вакцинации | Реализация коммуникационного плана и повышение спроса на иммунизацию | Ежегодно | Реализация плана и информирование 90% матерей о календаре прививок | МЗ, партнеры |
2.2 | Привлечение новых партнеров для передачи сообщений об иммунизации | Расширение списка новых партнеров для поддержки иммунизации | Ежегодно | Подготовка списка новых партнеров с охватом не менее 95% | МЗ, партнеры |
3. Повышение доступности иммунизации через инновационные стратегии | |||||
3.1 | Выявление недостаточно обслуживаемого населения | Определение групп риска и причин недопривитости | Ежегодно | Объединенный отчет ВОЗ/ЮНИСЕФ | МЗ, МТСОМ, МОН, НСК, партнеры |
Определение правовых барьеров для доступа к иммунизации | III квартал 2025 года | Получение охвата недостаточно обслуживаемых групп | МЗ, МТСОМ, МОН, НСК, партнеры | ||
Адаптация Программы к нуждам недостаточно обслуживаемого населения | IV квартал 2025 года | Приказ МЗ об адаптации Программы | МЗ, МТСОМ, МОН | ||
3.2 | Разработка индивидуальных стратегий для недостаточно обслуживаемого населения | Реализация плана по повышению охвата вакцинацией | 2025-2026 годы | Аналитический обзор исполнения планов | МЗ, МОН |
Обеспечение иммунизации среди недопривитых детей до 5 лет | 2025-2026 годы | 85% охвата всех детей | МЗ, МТСОМ, МОН | ||
Проведение дополнительных мероприятий по иммунизации среди взрослого населения | 2026-2027 годы | Достигнут охват на уровне 90% | МЗ, МФ, МОН | ||
3.3 | Создание системы для обеспечения справедливого доступа к иммунизации | Мониторинг прививочного статуса через электронные формы учета | Ежегодно | Интеграция дашбордов с информационной системой | МЗ, МЦР |
4. Укрепление управления и мониторинга в Программе | |||||
4.1 | Разработка комплексных подходов в рамках Программы | Усиление мер реагирования на вспышки ВУИ | Ежегодно | Комплекс профилактических мероприятий | МЗ, партнеры |
Приведение в соответствие нормативных актов по обращению лекарств | 2026-2027 годы | Соблюдение стандартов управления вакцинами | МЗ | ||
Обеспечение согласованности Программы с более широкими стратегиями здравоохранения | Ежегодно | 90% охват детей до 2 лет по календарю прививок | МЗ, МТСОМ, МОН | ||
4.2 | Мониторинг и оценка | Реализация мероприятий по цифровизации | Ежегодно | Внедрение интегрированной цифровой системы | МЗ, МЦР, партнеры |
Усиление эпидемиологического надзора | Ежегодно | Подготовка аналитического отчета | МЗ, партнеры | ||
4.3 | Усиление потенциала специалистов | Институционализация программ для обучения | Ежегодно | Внесение дополнений в учебные планы | МЗ |
Использование новых методов обучения | Ежегодно | Пропаганда иммунизации в интернет-пространстве | МЗ | ||
Повышение компетенции медицинских работников | Обучение 95% медицинских работников | МЗ | |||
4.4 | Укрепление инфраструктуры и логистики | Реализация плана по управлению вакцинами | 2025-2026 годы | Соблюдение стандартов управления вакцинами | МЗ |
Модернизация оборудования холодовой цепи | 2025 год | Соблюдение стандартов управления вакцинами | МЗ | ||
Строительство центрального вакцинного склада | 2025-2026 годы | Построен вакцинный склад | МЗ, партнеры | ||
Оценка вакцинных складов на предмет инфраструктуры | 2025 год | Подготовка отчета по оценке складов | МЗ, партнеры | ||
Планирование строительства/реконструкции вакцинных складов | 2025-2030 годы | Соблюдение стандартов управления вакцинами | МЗ, партнеры | ||
Подготовка Меморандума о взаимодействии с таможенной службой | 2025 год | Согласование ускоренных процедур таможенного оформления | МЗ | ||
Подготовка заявки в Глобальный Альянс по вакцинам по оптимизации холодовой цепи | 2025 год | Подготовка заявки по оптимизации холодовой цепи | МЗ, партнеры | ||
5. Обеспечение финансовой устойчивости и эффективного управления Программой | |||||
5.1 | Выделение адекватного финансирования Программы | Пропаганда преимуществ иммунизации для укрепления финансовой поддержки | Ежегодно | Обеспечение бесперебойной поставки вакцин | МЗ, партнеры |
Увеличение бюджетных ассигнований для реализации всех компонентов Программы | Ежегодно | МЗ, МФ, партнеры | |||
Повышение надежности финансирования закупок вакцин | Ежегодно | МЗ, МФ, партнеры | |||
Выделение средств на противоэпидемические мероприятия в случае вспышек ВУИ | Ежегодно | Ликвидация эпидемических вспышек | МЗ, МФ, ФОМС | ||
5.2 | Доступ к вакцинам гарантированного качества | Приведение законодательства в области закупок вакцин в соответствие с международными стандартами | Ежегодно | Обеспечение бесперебойной поставки вакцин | МЗ, ДГЗ, партнеры |
Повышение экономической эффективности закупки вакцин | Ежегодно | Обеспечение бесперебойной поставки вакцин | МЗ, МФ, партнеры | ||
Обмен информацией о ценах на закупку вакцин | Ежегодно | Обеспечение бесперебойной поставки вакцин | МЗ, партнеры |
МЗ | - | Министерство здравоохранения Кыргызской Республики |
МФ | - | Министерство финансов Кыргызской Республики |
МТСОМ | - | Министерство труда, социального обеспечения и миграции Кыргызской Республики |
МОН | - | Министерство образования и науки Кыргызской Республики |
МЦР | - | Министерство цифрового развития Кыргызской Республики |
НСК | - | Национальный статистический комитет Кыргызской Республики |
ГКДР | - | Государственная комиссия по делам религий Кыргызской Республики |
ДГЗ | - | Департамент государственных закупок при Министерстве финансов Кыргызской Республики |
ФОМС | - | Фонд обязательного медицинского страхования при Министерстве здравоохранения Кыргызской Республики |
ЦУР | - | Цели устойчивого развития |
ПМСП | - | Первичная медико-санитарная помощь |
НТГЭИ | - | Научно-техническая группа экспертов по иммунизации |
ЮНИСЕФ | - | Детский фонд Организации Объединенных Наций |
ВОЗ | - | Всемирная организация здравоохранения |
КГМИПиПК | - | Кыргызский государственный медицинский институт переподготовки и повышения квалификации имени С.Б.Даниярова |
КОМП | - | Кластерное обследование по многим показателям |
ЕТКГЭИ | - | Европейская техническая консультативная группа экспертов по иммунизации |
РРГ | - | Региональная рабочая группа |
ВУИ | - | Вакциноуправляемые инфекции |
ПООХЦ | - | Платформа по оптимизации оборудований холодовой цепи |
Матрица индикаторов мониторинга и оценки реализации Программы «Иммунопрофилактика на 2025-2030 годы»
№ | Задачи | Наименование индикатора | Единица измерения | Базовый год | Промежуточные индикаторы (годовые) | Конечные индикаторы или целевые показатели | Ответственный орган | ||
1 год | 2 год | 3 год | |||||||
1 | Повышение доступности к услугам иммунизации | Охват вакциной АКДС-3 детей до 1 года, получивших 3 дозы вакцины АКДС | % | 82 (2024) | 84 | 86 | 88 | Не менее 90% | МЗ |
Охват вакциной ВГВ-3 детей до 1 года, получивших 3 дозы ВГВ | % | 82 (2024) | 84 | 86 | 88 | Не менее 90% | МЗ | ||
Охват вакциной бОПВ-3 детей до 1 года, получивших 3 дозы вакцины бОПВ | % | 82 (2024) | 84 | 86 | 88 | Не менее 90% | МЗ | ||
Охват вакциной ИПВ-2 детей до 1 года, получивших 1 дозу вакцины ИПВ | % | 82 (2024) | 84 | 86 | 88 | Не менее 90% | МЗ | ||
Охват вакциной РВ-3 детей до 1 года, получивших 3 дозы вакцины РВ | % | 82 (2024) | 84 | 86 | 88 | Не менее 90% | МЗ | ||
Охват вакциной ПКВ-3 детей 1 года жизни, получивших 3 дозы вакцины ПКВ | % | 82 (2024) | 84 | 86 | 88 | Не менее 90% | МЗ | ||
Охват вакциной КПК-1 детей 1 года жизни, получивших 1-ю дозу корьсодержащей вакцины | % | 82 (2024) | 84 | 86 | 88 | Не менее 90% | МЗ | ||
Охват вакциной КПК-2 детей 2 года жизни, получивших 2-ю дозу корьсодержащей вакцины | % | 82 (2024) | 84 | 86 | 88 | Не менее 90% | МЗ | ||
Охват вакциной ВПЧ девочек-подростков 11 лет, получивших 1-ю дозу против ВПЧ | % | 82 (2024) | 84 | 86 | 88 | Не менее 90% | МЗ | ||
Процент незавершенности между вакцинами АКДС-1 и АКДС-3 | % | 3,5 | 3 | 2 | 2 | Не менее 5% | МЗ | ||
2 | Усиление инфраструктуры и логистики | Процент прививочных пунктов, имеющих оборудование холодовой цепи, соответствующее требованиям ВОЗ | % | 80 | 82 | 85 | 87 | Не менее 90% | МЗ |
3 | Усиление мониторинга и системы эпидемиологического надзора | Отсутствие случаев передачи дикого полиовируса | % | 0 (2024) | 0 | 0 | 0 | Поддержание статуса страны, свободной от полиомиелита | МЗ |
Статус прерывания передачи эндемичных кори и краснухи | Абс. число спорадических случаев | Эндемичная передача (2024) | Спорадические случаи | Спорадические случаи | Частично прерван | Стабильное поддержание статуса прерванной эндемичной передачи кори | МЗ | ||
Устойчивое исключение местных случаев дифтерии | % | 0 (2024) | 0 | 0 | 0 | Нет эндемичных случаев дифтерии | МЗ | ||
Финансовая самодостаточность в закупке вакцин для плановой иммунизации | % | 33 | 34 | 35 | 36 | Обеспечена бесперебойная поставка вакцин на 50% | МЗ | ||
4 | Усиление человеческих ресурсов для иммунизации | Подбор необходимого персонала | % | 70 | 72 | 75 | 78 | Укомплектован необходимым количеством кадров | МЗ |
5 | Адвокатирование, формирование спроса и коммуникация | Информирование лиц, принимающих решения, об эффективности программы иммунизации | % информированности | 25 | 35 | 45 | 50 | Опубликованы информационные бюллетени об иммунизации | МЗ |
Вовлеченность представителей общественности в формирование спроса на иммунизацию | % | 70 | 80 | 90 | 100 | К 2025, 2027 и 2030 годам, соответственно, 75%, 90% и 100% районов вовлечены в продвижение иммунизации | МЗ |
Бюджет Программы «Иммунопрофилактика на 2025-2030 годы»
№ п/п | Задачи | Меры | 2025 год | 2026 год | 2027 год | 2028 год | 2029 год | 2030 год | Итого |
1 | Управление Программой и финансирование | 1.1. Политика и рекомендации | 0 | 1618200 | 1761750 | 313200 | 456750 | 313200 | 4463100 |
1.2. Управление и подотчетность | 219240 | 219240 | 219240 | 219240 | 219240 | 219240 | 1315440 | ||
1.3. Планирование и закупки | 4859820 | 0 | 2175000 | 0 | 2175000 | 0 | 9209820 | ||
1.4. Многочисленные подкомпоненты управления программами и финансирование | 469800 | 469800 | 469800 | 2644800 | 3706200 | 0 | 7760400 | ||
2 | Человеческие ресурсы | 2.1. Кадровое планирование | 922200 | 3975552 | 660852 | 313200 | 660852 | 313200 | 6845856 |
2.2. Наращивание потенциала | 16019981 | 10142634 | 7341234 | 8254734 | 2243556 | 1930356 | 45932495 | ||
2.3. Многочисленные подкомпоненты управления человеческими ресурсами | 0 | 0 | 0 | 0 | 5097678 | 5097678 | 10195356 | ||
3 | Поставка вакцин, качество и логистика | 3.1. Холодильная цепочка | 3045000 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 3045000 |
3.2. Управление цепочкой поставок | 425220004 | 458095330 | 459257215 | 465260584 | 467009052 | 465225649 | 2740067834 | ||
3.3. Транспортировка | 10204230 | 3523500 | 0 | 0 | 0 | 0 | 13727730 | ||
3.4. Утилизация отходов | 6370488 | 10850988 | 6370488 | 10850988 | 6370488 | 9154488 | 49967928 | ||
3.5. Многочисленные составляющие поставок вакцин, качества и логистики | 435000 | 13050000 | 870000 | 0 | 13050000 | 0 | 27405000 | ||
4 | Предоставление услуг | 4.1. Качество сессий | 6469668 | 6469668 | 6469668 | 6469668 | 6469668 | 6469668 | 38818008 |
4.2. Множество подкомпонентов предоставления услуг | 11300778 | 5097678 | 0 | 0 | 0 | 5097678 | 21496134 | ||
5 | Охват иммунизацией и мониторинг | 5.1. Регистрация и отчетность | 913500 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 913500 |
5.2. Качество данных |
Обсудим?
Смотрите также:

