Узбекистан расширяет международные транспортные маршруты
Саидкамол Султонбеков, ведущий эксперт Центра изучения транспортных и логистических проблем при Министерстве транспорта Узбекистана, поделился информацией о новых транспортных маршрутах, которые развивает республика:
“Узбекистан, благодаря своему стратегическому расположению на границе со всеми Центральноазиатскими государствами, имеет уникальную возможность соединять Восточную и Южную Азию, Ближний Восток с Кавказом и Европой через надежную транспортную сеть. В настоящее время страны Центральной Азии и Кавказа активно развиваются, что требует усовершенствования транспортно-коммуникационной инфраструктуры в нашем регионе.
Кроме того, быстро изменяющаяся геополитическая обстановка требует совместных усилий для улучшения транспортной инфраструктуры и диверсификации маршрутов внешней торговли, что в свою очередь способствует созданию новых и устойчивых транспортных коридоров. Нарастающая геополитическая напряженность в Восточной Европе и Красном море подчеркивает важность безопасных и взаимовыгодных транспортных маршрутов между Европой и Китаем, а также Европой и Центральной Азией.
В условиях этих изменений Транскаспийский международный транспортный коридор, также называемый Средним коридором, привлекает внимание мирового сообщества как альтернатива для соединения Китая, стран Ближнего Востока и Центральной Азии с Европой. Узбекистан активно сотрудничает с Европейским Союзом в вопросах создания и развития международных транспортных коридоров. Республика является участником мультимодального коридора CASCA+, который включает страны Азиатско-Тихоокеанского региона, Китай, Кыргызстан, Узбекистан, Туркменистан, Азербайджан, Грузию, Турцию и Европу.
Важно отметить, что 20 декабря 2019 года в Ташкенте был подписан Протокол о пятисторонней встрече руководителей железнодорожных администраций (Азербайджан, Грузия, Кыргызстан, Туркменистан и Узбекистан) для развития международного мультимодального коридора “Азиатско-Тихоокеанский регион - Китай - Кыргызстан - Узбекистан - Туркменистан - Азербайджан - Грузия - Европа”. В декабре 2021 года к этому Протоколу присоединилась Турция, что стало основой для шестисторонней встречи.
Данный документ включает в себя разработку совместных тарифных соглашений для грузоперевозок, назначение логистических компаний для организации контейнерных поездов, улучшение взаимодействия на границах и развитие логистических центров в пунктах перевалки.
Средний коридор предлагает несколько маршрутов, и маршрут Китай - Кыргызстан - Узбекистан - Туркменистан - Азербайджан - Грузия - Турция - страны Европы является самым коротким (4917 км) на пути из Китая в Европу.
Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев на недавней встрече лидеров Центральной Азии и ЕС в Кыргызстане в июне 2023 года отметил важность совместных усилий для укрепления транспортных связей между Центральной Азией и Европой, с акцентом на развитие Среднего коридора.
В результате реформ, объем грузоперевозок через Каспийское море между Узбекистаном и Европой в 2024 году составит 1,1 млн тонн, что на 55% больше по сравнению с 2020 годом (492 тысячи тонн).
Общий объем международных грузоперевозок Узбекистана в 2024 году с ЕС, Турцией, странами Кавказа, США и Бразилией достигнет 2,8 млн тонн, что подчеркивает перспективы дальнейшего развития Среднего коридора. В этой связи в 2025 году планируется приобрести два судна для грузоперевозок по Каспийскому морю.
Совместно с Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном, Туркменистаном и странами Южного Кавказа, а также Турцией, Узбекистан реализует инвестиционную стратегию Европейского Союза “Глобальные ворота”.
Тем не менее, несмотря на предпринятые меры, стабильность грузоперевозок по Среднему коридору пока оставляет желать лучшего. Это связано с рядом проблем, таких как длительные сроки доставки, высокие транспортные расходы, низкая эффективность портов на Каспийском и Черном морях, а также снижение уровня воды в Каспии.
Кроме того, исследования показали, что неблагоприятные погодные условия в терминальной зоне порта Алят (Азербайджан) приводят к задержкам автотранспортных средств, предназначенных для международных грузоперевозок, со средним временем ожидания 25-30 дней.
В качестве сравнения, согласно данным ERAI (Евразийский железнодорожный альянс), среднее время доставки контейнерных поездов по Северному коридору составляет семь дней с затратами в 3289 долларов, в то время как доставка грузов по Среднему коридору занимает 35-40 дней и стоит 5500 долларов.
Из-за этих факторов Средний коридор пока не может конкурировать с альтернативными маршрутами (Северный и Южный коридоры).
Тем не менее, следует учитывать, что Средний коридор, или Транскаспийский международный транспортный маршрут, открывает новые перспективы для торгового сотрудничества между Азией и Европой.
Для успешного развития коридора необходимо устранение вышеуказанных проблем и улучшение инфраструктуры, чтобы привлечь инвестиции со стороны стран ЕС и ведущих банков в порты Каспийского и Черного морей (Туркменбаши, Курык, Актау, Алят, Поти, Батуми), а также в транспортную инфраструктуру стран, находящихся вдоль коридора (Кыргызстан, Узбекистан, Туркменистан, Казахстан, Азербайджан, Грузия), что непосредственно влияет на объемы перевозок.
В условиях стремительных изменений в мире, полагаться только на один фактор недостаточно. Для повышения привлекательности транспортных коридоров Узбекистана и создания альтернативных маршрутов, Министерством транспорта республики реализуются практические меры для развития международного коридора Китай - Кыргызстан - Узбекистан - Туркменистан - Иран - Турция (5430 км). Этот маршрут, соединяющий Китай с Турцией, является наиболее выгодным благодаря развитой железнодорожной инфраструктуре, позволяющей доставлять грузы из Китая (Кашгар) в Турцию (порт Стамбул) по железной дороге, а затем - в страны Европы и Черного моря автомобильным, железнодорожным или морским путем.
1 ноября 2023 года на заседании Организации экономического сотрудничества (ОЭС) министры транспорта Узбекистана, Туркменистана, Ирана и Турции подписали Протокол о развитии транспортного коридора Узбекистан - Туркменистан - Иран - Турция. Этот документ предусматривает назначение операторов для контейнерных перевозок по железной дороге и тестовые перевозки по коридору с предоставлением тарифных скидок.
В настоящее время ведутся переговоры о привлечении Китая, Кыргызстана и Таджикистана к подписанному Протоколу. Ожидается, что строительство стратегической железнодорожной линии Китай - Кыргызстан - Узбекистан сделает грузоперевозки по сухопутному маршруту еще более привлекательными. Этот проект, известный как проект века, возрождает Великий шелковый путь, сокращая расстояние до Европы на 900 км и время доставки на семь-восемь дней.
Создание множества транспортных коридоров между Узбекистаном и Европейским союзом не только укрепит транспортные связи, но и будет способствовать увеличению товарооборота между странами и улучшению экономических показателей, а также повышению качества жизни”, - резюмирует эксперт.
Обсудим?
Смотрите также: