В Минтрансе КР прокомментировали высказывания эксперта Андрея Белова

Андрей Белов в своем интервью отметил, что в 2025 году в сфере грузоперевозок Центральной Азии произошли значительные изменения. Он утверждает, что перенаправление транзита из Китая через Казахстан открыло перед Кыргызстаном шанс удвоить объемы грузопотока. Однако, по его словам, республика не смогла воспользоваться этой возможностью из-за отсутствия системных решений, кадровых проблем и недостатков в инфраструктуре.
В ответ на это Министерство транспорта опровергло утверждение о бездействии, указав на то, что за последние годы были предприняты многочисленные шаги для развития мультимодальных транспортных коридоров, повышения транзитного потенциала и интеграции Кыргызстана в международные логистические сети.
"С целью развития мультимодальных коридоров и увеличения грузоперевозок в 2021 году был разработан мультимодальный маршрут для контейнерных перевозок, который проходит через страны АТР, Китай, Кыргызстан, Узбекистан, Туркменистан, Азербайджан, Грузию, Турцию и Европу. Также в 2022 году был запущен пилотный проект маршрута "ККУА - Китай – Кыргызстан – Узбекистан – Афганистан". В 2023 году организован маршрут "ККУ - Китай – Кыргызстан – Узбекистан". В результате, в 2024 году было перевезено около 7 тыс. контейнеров, а с начала 2025 года — 2700 контейнеров.
Кроме того, Министерство активно работает над присоединением к мультимодальным маршрутам. В 2025 году Кыргызстан подписал межправительственное Соглашение "о сухих портах", а станции Аламедин и Ош были включены в список сухих портов, что позволит увеличить их пропускную способность.
Важно отметить, что для успешного развития мультимодальных маршрутов необходима эффективная система автомобильных грузоперевозок. В этой связи Кыргызстан подписал двусторонние соглашения о международном автомобильном сообщении с 22 странами и проводит ежегодные переговоры с еще 21 государством для урегулирования международных автомобильных перевозок.
Одним из ключевых проектов в транспортной сфере Кыргызстана является строительство железной дороги "Китай - Кыргызстан - Узбекистан". Этот проект имеет стратегическое значение для стран-участниц и всего Евразийского региона, так как создаст новый международный транспортный коридор и значительно улучшит логистические связи.
Экономически, реализация данного проекта принесет значительные выгоды, включая сокращение сроков доставки грузов из Китая в Узбекистан и далее в Европу на 7–10 дней по сравнению с морскими перевозками, что повысит конкурентоспособность Кыргызстана в международной логистике.
Новый маршрут может стать частью Трансазиатского железнодорожного коридора и соединиться с другими проектами, такими как ТРАСЕКА и международный транспортный коридор "Север - Юг", что создаст основу для формирования единого евразийского логистического пространства.
Железная дорога "Китай - Кыргызстан - Узбекистан" имеет потенциал стать важным элементом новой евразийской транспортной системы, способствующей экономическому росту республики и повышению взаимосвязанности стран региона.
Также сообщаем, что процесс создания новых мультимодальных маршрутов продолжается. Например, 15 октября 2025 года в г. Кашгар был открыт новый маршрут Китай–Кыргызстан–Узбекистан–Туркменистан. Грузы доставляются из Сианя и Чэнду в Кашгар по железной дороге, затем автотранспортом до Оша, где происходит перегрузка на железнодорожные платформы до порта Туркменбаши. Оттуда грузы могут быть доставлены по Каспию в Иран, Азербайджан и Россию, что сокращает временные издержки и открывает новые перспективы для увеличения грузопотока.
Следует отметить, что процесс открытия и функционирования мультимодальных маршрутов сталкивается с множеством барьеров, и успешная реализация зависит от согласованных действий государственных органов, а также гибкости перевозчиков и грузоотправителей. Министерство транспорта и коммуникаций Кыргызстана находится в постоянном поиске оптимальных и удобных условий для всех участников грузоперевозок.
Государственные органы республики проводят транспортную политику с учетом потребностей населения и бизнеса, направленную на использование географического и транзитного потенциала страны. Это включает создание благоприятных условий для перевозчиков при пересечении границы, развитие складских и таможенных зон, упрощение процедур и применение стимулирующей тарифной политики", - подчеркивается в сообщении министерства.
Обсудим?
Смотрите также:
