КЫР
Главные новости » Эксклюзив » На фоне санкций на Россию и тарифов Трампа. Как китайский автопром захватывает рынок в Центральной Азии
Эксклюзив

На фоне санкций на Россию и тарифов Трампа. Как китайский автопром захватывает рынок в Центральной Азии

484

Центральная Азия становится ключевым рынком для китайских автомобилей и площадкой для их производства: потребители охотно покупают доступные по цене автомобили, а правительства стремятся привлечь миллиарды инвестиций от китайских госкомпаний. Об этом пишет Азаттык Азия.

Толиб Раупов приобрел свой первый электромобиль китайского производства три года назад, вложив в него сумму, эквивалентную 30 тысячам долларов. В прошлом году он продал его и на вырученные средства купил новую модель от BYD, одного из ведущих китайских производителей, за 21 тысячу долларов. Он отмечает, что, благодаря низкой цене, высокой стоимости перепродажи и экономии на топливе, его доходы как таксиста значительно увеличились.

«Я совершенно не жалею о покупке китайского электромобиля, — делится Раупов с Азаттык Азия. — Работать в такси в Душанбе стало намного выгоднее».

Опыт Раупова иллюстрирует, как экономическое влияние Китая меняет жизнь в Таджикистане и других странах Центральной Азии, таких как Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан и Туркменистан. Пока местные таксисты радушно принимают китайский импорт, правительства стран также способствуют этому процессу через налоговые льготы и расширение инфраструктуры для электромобилей.

Аналитики и автодилеры, опрошенные Азаттык Азия, отмечают, что это приводит не только к изменениям в транспортной отрасли, но и к ускорению экономического и политического сближения с Китаем.

Тем не менее, такая динамика противоречит политике ряда западных стран, в частности США и Европейского союза, которые ввели тарифы на импорт китайских электромобилей, чтобы ограничить их проникновение на свои рынки. Обострение торговых конфликтов с Китаем, инициированное президентом Трампом, также может подтолкнуть китайские компании к активизации своих усилий в этом регионе, рассматривая его как альтернативу американскому рынку.

«Тарифы Трампа, вероятно, еще больше ускорят экспорт китайских электромобилей в Центральную Азию и могут подтолкнуть Пекин к расширению производства в регионе, — отмечает Юнис Шарифли, внештатный научный сотрудник проекта China Global South Project. — Это поможет удовлетворить внутренний спрос и уменьшить конкуренцию со стороны западных производителей на рынке электромобилей Центральной Азии».

Китай на автомобильном рынке Центральной Азии


Значительные успехи Китая на автомобильном рынке Центральной Азии — следствие многолетней стратегии и использования благоприятных условий.

«Основным фактором, способствующим росту китайского автопрома в регионе, стало увеличение спроса на электромобили, — утверждает Темур Умаров, научный сотрудник Центра Карнеги «Россия — Евразия». — Потребители хотят именно то, что предлагают китайские бренды».

Китайские инвестиции в регион значительно увеличились за последнее десятилетие в рамках инициативы «Один пояс — один путь», запущенной Си Цзиньпином. Эта стратегия направлена на создание новых торговых маршрутов и упрощение доступа к природным ресурсам Центральной Азии.

В последние годы Китай стал основным торговым партнером и крупнейшим иностранным инвестором в регионе, что совпало с активным расширением китайских компаний в экономике стран Центральной Азии.

Таджикистан внедрил различные меры для поддержки электромобилей из Китая, включая налоговые льготы и субсидии, а также 10-летнее освобождение от налогов на импорт. В сентябре мэр Душанбе подписал указ о переходе на электромобили в городском такси, а правительство поставило цель, чтобы к 2030 году 30% автопарка страны составляли электромобили.

Рустам, автодилер из Душанбе, отметил, что связи с Китаем начали укрепляться в 2020 году на фоне пандемии COVID-19 и после начала войны России против Украины в 2022 году.

Ранее он импортировал автомобили из Европы, но с введением локдаунов и нарушением цепей поставок, а также снижением цен на китайские автомобили, импорт стал ориентироваться на восток.

Санкции против России также сыграли ключевую роль: экономические связи между Таджикистаном и Россией сделали импорт автомобилей из Европы менее выгодным.

Это стало поворотным моментом для китайских автопроизводителей. Ранее они страдали от репутации производителей некачественных автомобилей, но за последние годы смогли преодолеть этот стереотип и занять значительные позиции на глобальном рынке электромобилей.

Хотя некоторые китайские электромобили все еще имеют ограниченный запас хода, их низкая стоимость и технологический прогресс позволили им уверенно войти на рынок Центральной Азии.

«Сейчас китайцы производят качественные автомобили, — утверждает Рустам. — Даже если санкции будут сняты, ситуация на нашем рынке уже не изменится».

Устойчивый рост в автомобильной отрасли


Центральная Азия становится как растущим рынком, так и производственным хабом для китайских брендов в сфере электромобилей.

Даже Туркменистан, известный своей закрытостью, начал импортировать китайские электромобили, хотя и в меньших объемах. В рамках широкой стратегии по внедрению экологически чистых технологий правительство закупает электромобили от JAC Motors для программы городского электротакси и строит зарядные станции.

Китайские автопроизводители быстро укрепляют свои позиции на остальной части рынка региона. В 2024 году Казахстан показал 36-кратный рост продаж китайских электромобилей на фоне мировых продаж, достигнув 11 миллионов единиц, что в значительной мере связано с внутренними продажами в Китае. Казахстан активно развивает собственную электромобильную индустрию с поддержкой китайских производителей, приняв закон о строительстве зарядных станций и модернизации электросетей к 2029 году.

Китайские автомобили также активно завоевывают казахстанский рынок, с началом работы завода по сборке моделей Chery, Haval, Tank и Changan в этом году.

Оксана Черноножкина, главный редактор онлайн-журнала о машинах test-drive.kz, подчеркивает, что китайские бренды, производящие не только электромобили, быстро догоняют и даже опережают своих конкурентов из Европы и США.

«Темпы развития просто молниеносные. Они привлекают лучших дизайнеров и инженеров, и это уже приносит результаты», — добавила Черноножкина в интервью Азаттык Азия.

Алексей Алексеев, главный редактор казахстанского автожурнала «За рулём», утверждает, что китайские компании занимают 5 из 10 позиций среди самых продаваемых брендов в Казахстане, конкурируя с корейскими и японскими производителями.

«С начала пандемии европейские бренды потеряли значительную долю рынка, — отметил Алексеев. — Китайские компании предлагают хорошие цены, передовые технологии и длительную гарантию на 5–7 лет, в отличие от большинства европейских производителей, которые предлагают только 3 года».

В Узбекистане президент Шавкат Мирзиёев в 2024 году открыл завод BYD в Джизаке, который уже создал 1200 рабочих мест и планирует увеличить производство с 50 000 до 500 000 автомобилей в год. Китайская компания Xiaou Group также строит завод электромобилей в стране в рамках инвестпроекта на сумму $1,5 млрд.

Ташкент подписал соглашение с Henan Suda о создании 50 000 зарядных станций к 2033 году и способствовал росту продаж электромобилей, освободив импорт от определенных налогов и пошлин.

С момента введения первых мер в 2019 году, продажи электромобилей в Узбекистане увеличились в 10 раз и продолжают расти. 2024 год стал первым, когда в страну ввезено больше электромобилей и гибридов, чем бензиновых автомобилей, согласно данным узбекской таможни.

Переход на электромобили в Узбекистане также приносит экономические выгоды отдельным гражданам. Кахрамон, 53-летний житель Ташкента, недавно приобрел BYD e2 и рассказывает, что его расходы на топливо сократились с $300 до $10 в месяц.

«Эта машина не предназначена для дальних поездок, и заряжается она довольно долго, — говорит он Азаттык Азия. — Но для городских поездок — это идеальный выбор».

Реэкспорт и внутренний рост


Кыргызстан стал лидером по реэкспорту автомобилей из Китая, включая электромобили, в Россию среди стран Центральной Азии.

В 2023 году Кыргызстан импортировал гибридные автомобили из Китая на сумму $651 миллионов и в 2024 году ввез 7541 электромобиль на сумму $219,8 миллиона.

Рост импорта объясняется не только внутренним спросом. Западные санкции против России после ее вторжения в Украину в 2022 году отрезали страну от поставок автомобилей западного и японского производства, и китайские автомобили частично заполнили этот вакуум благодаря кыргызским предпринимателям.

Данияр Салякаев, автодилер и блогер, подчеркивает, что местные бизнесмены быстро использовали спрос в России и либеральные таможенные правила Кыргызстана для перепродажи китайских автомобилей.

«Санкции стали возможностью, и местные предприниматели оперативно воспользовались этим благодаря своим связям с Россией и Китаем, а также выгодному географическому положению страны», — говорит он Азаттык Азия.

За последние три года в Кыргызстан было официально ввезено почти 150 000 китайских автомобилей, при этом, по официальным данным, лишь одна десятая из них была реэкспортирована в Россию, однако реальные цифры, по оценкам, значительно выше.
0 комментариев
Обсудим?
Смотрите также:
Продолжая просматривать сайт report.kg вы принимаете политику конфидициальности.
ОК