Магазины обяжут отдельно размещать молочную продукцию и продукты с содержанием молока
Внесённые изменения добавляют новый пункт в Правила торговли, согласно которому:
«15 (1). Предприниматели, занимающиеся продажей молочной продукции, обязаны отделять молоко и молочные изделия от остальных продуктов. Эта продукция должна быть размещена в специально отведённых местах, таких как отдельные витрины или полки, с ясным физическим разграничением, что соответствует определению, принятому Коллегией Евразийской экономической комиссии от 9 октября 2013 года № 67 «О техническом регламенте Таможенного союза «О безопасности молока и молочной продукции» (ТР ТС 033/2013)».
Каждый торговый участок, предназначенный для продажи молока и молочных продуктов, должен содержать четкую и правдивую информацию о составе товара, включая обязательное указание наличия молочных компонентов. Это делается для предотвращения введения потребителей в заблуждение относительно характеристик и состава продукции.
Данные изменения вступят в силу через три месяца после их официального опубликования.
Общие правила торговли в Кыргызской Республике
(С учётом изменений, внесённых постановлениями Правительства КР от 18 марта 2016 года № 135, 25 сентября 2017 года № 608, 24 января 2020 года № 26, 26 мая 2020 года № 273, и Кабинетом Министров КР от 7 октября 2024 года № 606)
1. Основные положения
1. Данные Правила определяют порядок ведения торговли на территории Кыргызской Республики и распространяются на всех предпринимателей и граждан, занимающихся торговой деятельностью без регистрации юридического лица.
2. Правила не регулируют торговлю товарами, которые подпадают под действие специальных законодательных актов Кыргызской Республики.
3. В Правилах используются следующие основные термины:
автолавка - автотранспортное средство с торговым оборудованием;
ассортимент товаров - группа товаров, объединённых по определённым критериям;
выездная торговля - розничная торговля вне стационарной сети с использованием специализированных транспортных средств;
выносной прилавок - переносное торговое место;
качество товара - набор потребительских свойств товара;
киоск - переносное торговое строение без торгового зала;
контейнер - торговый объект с одним или двумя рабочими местами;
комиссионная торговля - продажа товаров, принятых на комиссию от населения;
комитент - лицо, передающее товар комиссионеру для продажи;
лоток - переносное место для торговли;
магазин - капитальное строение для торговли, включающее подсобные и административные помещения;
мелкорозничная сеть - часть розничной сети, состоящая из палаток и киосков;
нестационарная торговая сеть - торговля, осуществляемая вне стационарных объектов;
оптовая торговля - продажа товаров для дальнейшей реализации;
палатка - легко возводимое строение для торговли;
павильон - торговое строение с залом и местом для хранения товаров;
покупатель - физическое или юридическое лицо, приобретающее товар;
продавец - субъект торговли, осуществляющий продажу товаров согласно законодательству;
платежная карточка - средство для безналичных расчетов;
объект общественного питания - предприятие, производящее и реализующее пищевую продукцию;
пищевые продукты - продукты, употребляемые человеком в пищу;
продовольственное сырье - сырьё, используемое для производства пищевых продуктов;
разносная торговля - продажа товаров вне стационарных объектов;
розничная торговля - продажа товаров для личного использования;
розничная сеть - совокупность точек розничной продажи;
самообслуживание - метод розничной продажи, основанный на самостоятельном выборе товаров покупателем;
скоропортящиеся продукты - товары, требующие особых условий хранения;
скупка - организация розничной торговли с приёмом товаров от населения;
специализация торгового объекта - направление деятельности в зависимости от реализуемых товаров;
срок годности - время, в течение которого товар пригоден к использованию;
срок хранения - период, в течение которого товар сохраняет свои свойства;
стационарная сеть - сеть торговых объектов, находящихся в постоянных помещениях;
торговый автомат - устройство для автоматизированной продажи товаров;
торговый рынок - обособленный имущественный комплекс для торговли;
товарное соседство - условия, предотвращающие загрязнение и ухудшение качества товаров;
торговый дом - капитальное здание с несколькими торговыми объектами;
торговый зал - основная часть торгового помещения;
торговая информация - сведения о товаре и его производителе;
торговый инвентарь - предметы, используемые в торговле;
услуги субъектов общественного питания - действия, направленные на удовлетворение потребностей потребителей в питании.
2. Требования к торговой деятельности
4. Торговая деятельность в Кыргызстане может осуществляться как физическими, так и юридическими лицами, зарегистрированными согласно законодательству, если иное не предусмотрено международными договорами, участниками которых является Кыргызстан.
(С изменениями, внесенными постановлением Кабинета Министров КР от 7 октября 2024 года № 606)
5. Иностранные граждане и лица без гражданства, зарегистрированные в установленном порядке и занимающиеся торговой деятельностью в Кыргызстане, должны иметь разрешение на работу от уполномоченного органа в сфере миграции.
(С изменениями, внесенными постановлением Кабинета Министров КР от 7 октября 2024 года № 606)
6. Торговый объект должен иметь вывеску с указанием названия на государственном и официальном языках, а также информацию о собственнике и режиме работы.
7. На торговых объектах должны соблюдаться правила работы и товарный профиль.
8. Режим работы государственного или муниципального торгового объекта устанавливается местными органами самоуправления. Частные объекты могут устанавливать режим работы самостоятельно.
9. Местные органы могут устанавливать дополнительные условия для открытия и функционирования торговых объектов.
10. Торговые помещения должны соответствовать требованиям законодательства.
11. Прием товаров по количеству и качеству должен происходить согласно законодательству и сопроводительным документам.
12. Товары проверяются на качество в установленном законом порядке.
13. Принятые товары должны быть учтены в день поступления.
14. При отпуске товаров работники должны использовать поверенные измерительные приборы.
15. Торговый объект обязан предоставлять покупателям необходимую информацию о товарах и их производителях.
15 (1). Субъекты торговли, реализующие молочную продукцию, должны размещать молоко и продукты, содержащие молоко, отдельно в специализированных торговых зонах с соблюдением четкого физического разграничения согласно определениям, установленным решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 9 октября 2013 года № 67 «О техническом регламенте Таможенного союза «О безопасности молока и молочной продукции» (ТР ТС 033/2013)».
На каждом торговом участке, где реализуются молочные продукты, должна быть размещена четкая информация о составе, включая обязательное указание наличия молочных компонентов, чтобы избежать заблуждения потребителей о характеристиках и составе товаров.
16. Если товар был в употреблении или в нём устранялся недостаток, покупателю должна быть предоставлена соответствующая информация.
17. В торговых объектах самообслуживания покупатели должны использовать инвентарь для выбора товаров. Запрещается помещать неоплаченные товары в сумку до расчета.
18. Приобретённые непродовольственные товары могут храниться в торговом объекте по договоренности с администрацией.
19. Крупногабаритные товары могут храниться в торговом объекте на срок не более суток. Срок хранения может быть продлён за плату по согласованию с администрацией.
20. Личные вещи работников должны храниться отдельно от торговых помещений.
21. Для непродовольственных товаров, таких как одежда и обувь, должны быть созданы условия для примерки.
22. Товары должны иметь соответствующие документы, с указанием реквизитов поставщика.
22 (1). В торговых залах свыше 50 квадратных метров должны быть выделены стеллажи для товаров отечественного производства с обозначением страны происхождения. В залах от 100 до 200 квадратных метров должны быть установлены рекламные конструкции для товаров местного производства, а в залах свыше 200 квадратных метров - информационные указатели и баннеры.
(С изменениями, внесёнными постановлением Правительства КР от 24 января 2020 года № 26)
23. Субъекты, реализующие продовольственные товары, должны иметь документы, подтверждающие безопасность этих товаров.
24. При расчете за товары покупатель должен получить товарный чек с указанием цены и даты продажи.
25. Запрещается продажа ядохимикатов несовершеннолетним и алкогольных напитков лицам младше 18 лет. При спорных случаях покупатель должен предъявить документы, подтверждающие возраст.
26. Продажа продуктов с резким запахом должна осуществляться в обособленных помещениях.
27. Непродовольственные товары ненадлежащего качества могут быть обменяны согласно Закону Кыргызской Республики «О защите прав потребителей».
28. Безналичная продажа товаров учреждениям производится в соответствии с законодательством.
29. Продажа товаров должна осуществляться с точным весом и использованием поверенных средств измерений.
30. Субъекты торговли обязаны соблюдать требования, установленные настоящими Правилами.
31. Ассортимент и формы обслуживания определяются торговым объектом самостоятельно.
32. Субъекты торговли должны обеспечить возможность проверки их деятельности уполномоченными органами.
33. Расчеты за товары могут осуществляться наличными или безналично.
331. Цены должны быть указаны за единицу товара в национальной валюте.
(С изменениями, внесёнными постановлениями Правительства КР от 18 марта 2016 года № 135 и Кабинета Министров КР от 7 октября 2024 года № 606)
2.1. Требования к содержанию торгового объекта и его работникам
34. Работники, реализующие продовольственные товары, должны проходить медицинское освидетельствование и обучаться санитарии.
35. Руководитель торгового объекта несет ответственность за его деятельность.
36. Субъект торговли должен иметь необходимые помещения и оборудование для обеспечения качества и безопасности товаров.
37. Если деятельность подлежит лицензированию, необходимо предоставить информацию о лицензии.
38. К продаже не допускаются:
1) товары с нарушением авторских прав;
2) запрещённые товары;
3) подакцизные товары без акцизных марок;
4) ненадлежащие товары;
5) товары с истекшим сроком годности;
6) другие товары, запрещенные законодательством.
39. Покупателю должна быть предоставлена возможность ознакомиться с информацией о безопасности продукции.
40. Покупателю предоставляется возможность проверить качество и цену товаров. Продавец должен предоставить средства для проверки.
41. Продавец обязан иметь чётко оформленные ценники на товары.
42. Цены устанавливаются самостоятельно.
43. Продавец может предлагать покупателю услуги, включённые в стоимость товара.
44. Товар должен передаваться покупателю в упаковке, если это требуется.
45. Если покупатель не явился за товаром в определённый срок, продавец может считать это отказом от покупки.
2.2. Требования к содержанию рынка
46. Рынки должны организовываться в соответствии с законодательством.
47. Пищевые продукты должны соответствовать стандартам безопасности.
48. Рынки должны иметь:
- заасфальтированную торговую площадь;
- въезды и выходы;
- крытые и открытые торговые точки;
- складские помещения;
- пронумерованные места для торговли.
49. Нельзя использовать рынок как жильё.
50. Рынки должны соответствовать санитарным требованиям.
2.3. Требования к дирекции рынков и торговых центров
(С изменениями, внесёнными постановлением Правительства КР от 26 мая 2020 года № 273)
501. Дирекция рынков обязана:
- сдавать в аренду площади субъектам предпринимательства;
- контролировать общественный порядок с органами внутренних дел;
- вести реестр арендаторов.
(С изменениями, внесёнными постановлением Правительства КР от 26 мая 2020 года № 273)
3. Правила комиссионной торговли
51. Субъекты торговли принимают на комиссию непродовольственные товары, годные для использования.
52. Конфискованные товары могут приниматься и продаваться в торговых предприятиях.
(С изменениями, внесёнными постановлением Правительства КР от 25 сентября 2017 года № 608)
53. На комиссию не принимаются:
- товары, запрещенные к продаже;
- лекарства;
- товары без документов о качестве;
- скоропортящиеся продукты;
- товары, изъятые из оборота.
54. На комиссию принимаются товары от граждан с документами.
55. Граждане должны предъявлять документы при сдаче товаров на комиссию.
56. Технически сложные товары принимаются с паспортом и гарантийным талоном.
57. Комитент может забрать свой товар обратно, предъявив соответствующие документы.
58. Субъект торговли несёт ответственность за сохранность товаров на комиссии.
3.1. Оценка принимаемых на комиссию товаров
60. Цена товара устанавливается по согласованию сторон.
61. Работники должны информировать о ценах и спросе.
62. При обнаружении дефектов проводится уценка товара.
63. Администрация несёт ответственность за правильность оценки.
64. Комиссионный сбор устанавливается по согласованию.
65. Срок продажи составляет 30 дней. По истечении срока может взиматься плата за хранение.
66. Оценка имущества, переданного для реализации, проводится в установленном порядке.
(С изменениями, внесёнными постановлением Правительства КР от 25 сентября 2017 года № 608)
3.2. Продажа и возврат товаров
67. Товары должны поступать на продажу на следующий день после приема.
68. При возврате товаров с дефектами, плата за хранение не взимается.
69. Крупногабаритные товары хранятся бесплатно в течение суток.
70. Деньги за проданные товары выплачиваются в сроки, установленные соглашением.
71. Расчет может производится сразу при сдаче товара.
72. При задержке выплаты денег, продавец уплачивает неустойку.
73. Плата за хранение не взимается в течение суток.
Субъект торговли несёт ответственность за утрату или повреждение товаров.
3.3. Оформление комиссионных операций
74. Прием товаров оформляется квитанцией.
75. Квитанции и ярлыки подлежат учету.
76. При приеме составляется реестр товаров.
77. Исправления в квитанциях не допускаются.
78. Принятые товары должны быть учтены на основании реестра.
79. Уценка оформляется актом.
80. Возврат товара осуществляется на основании квитанции.
81. Выплата денег производится согласно соглашению.
82. При утрате справки, выдается дубликат.
3.4. Реализация транспортного средства на условиях комиссионной торговли
84. Цены на транспортные средства устанавливаются по соглашению.
85. Оценка транспортных средств проводится совместно с комитентом.
86. Принимаются технически исправные транспортные средства.
87. Комитент обязан предъявить документы на транспортное средство.
88. Документы должны быть проверены перед приемом.
89. Осмотр транспортных средств осуществляется на специализированной площадке.
90. Комиссия определяет техническое состояние транспортного средства.
91. Субъект торговли несёт ответственность за соответствие характеристикам.
4. Правила торговли отдельными видами товаров
92. Все товары проходят предпродажную подготовку.
93. Продавец предоставляет условия для примерки товаров.
94. Отмеривание тканей производится по стандартам.
95. Не допускается продажа тканей с нарушением отделки.
96. Ткани и одежда передаются покупателю в упакованном виде.
97. Продажа товаров с обязательным подтверждением соответствия только с сертификатами.
98. Продавец осуществляет сборку и установку товаров, если это необходимо.
99. Продавец проверяет состояние товара перед передачей.
100. Продавец предоставляет возможность ознакомиться с товарами.
101. Продавец обязан предоставить информацию о стоимости услуг.
102. В случае, если стоимость услуг не включена в цену товара, информация предоставляется.
103. Покупатель может ознакомиться со свойствами парфюмерно-косметических товаров.
104. Продавец проверяет целостность упаковки перед передачей товара.
5. Правила торговли легковыми автомобилями и мототехникой
105. Правила регламентируют требования по торговле транспортными средствами.
106. Не допускаются к продаже транспортные средства с запрещенной эксплуатацией.
107. Правила распространяются на субъекты торговли.
108. Продажа транспортных средств может осуществляться как через торговые объекты, так и по договоренности.
109. Транспортные средства должны проходить таможенное оформление.
110. Продажа осуществляется через зарегистрированные торговые объекты.
111. Торговые объекты должны соответствовать требованиям для хранения.
112. Новые транспортные средства проходят предпродажную подготовку.
113. Предпродажная подготовка включает контроль и устранение дефектов.
114. При передаче товара покупателю передаются документы на транспортное средство.
115. Продавец проверяет качество работ перед передачей товара.
116. Продавцы-консультанты должны иметь техническую подготовку.
117. Продавец обязан предоставить информацию о товаре и провести демонстрацию.
118. При продаже передаются все необходимые документы.
119. При продаже номерного агрегата выдается соответствующая документация.
120. В случае утраты справки-счета выдается дубликат.
121. Автомагазин может предоставлять дополнительные платные услуги.
122. Бывшие в употреблении транспортные средства реализуются на специализированных авторынках.
123. Обеспечивается свободный доступ к транспортным средствам.
124. Бывшие в употреблении транспортные средства должны быть зарегистрированы.
125. Продавец обязан уведомить покупателя о дефектах транспортных средств.
126. Ответственность продавца за ненадлежащую информацию определяется законодательством.
127. Субъекты торговли, нарушающие правила, несут ответственность.
6. Правила торговли аудиовизуальной продукцией
128. Продажа аудиовизуальных произведений осуществляется с соблюдением авторских прав.
129. Розничная торговля осуществляется в специализированных местах.
130. Продавец обязан предоставить информацию о товаре на упаковке.
131. Продавец осуществляет предпродажную подготовку товара.
132. При передаче товара проверяется целостность упаковки.
133. Продажа осуществляется только в упаковке изготовителя.
134. Товар эротического содержания продаётся только в специализированных магазинах.
135. Продукция с возрастными ограничениями реализуется только лицам, достигшим указанного возраста.
7. Правила производства и торговли продукцией общественного питания
136. Объекты общественного питания работают при наличии разрешительных документов.
137. Объекты в жилых домах должны иметь изолированные входы.
138. Объекты общественного питания делятся на несколько типов.
139. Критерии для объектов устанавливаются государственными стандартами.
140. Измерительные приборы должны быть в исправном состоянии.
141. Объекты могут устанавливать дополнительные условия для потребителей.
142. Объекты обязаны предоставлять информацию о своей деятельности.
143. Режим работы устанавливается собственником.
144. Часы работы объектов в жилых домах учитывают мнение жильцов.
145. Уровни шума и вибрации устанавливаются согласно гигиеническим нормам.
146. Работники должны иметь специальную подготовку.
7.1. Организация обслуживания и взаимоотношения с потребителями
147. Формы обслуживания определяются субъектом предпринимательства.
148. В зале выделяется зона раздачи для самостоятельного подбора продукции.
149. Вход может быть ограничен за 30 минут до закрытия.
150. Различные способы расчетов используются в зависимости от типа обслуживания.
151. При расчетах покупатель получает кассовый чек.
152. Оплата в заведениях с официантами производится по счету.
153. В столовых могут использоваться абонементы.
154. Объекты вправе оказывать дополнительные услуги.
155. Стоимость дополнительных услуг указывается в меню.
156. Посетитель информируется о стоимости блюд и напитков.
157. Ассортимент блюд разрабатывается субъектом предпринимательства.
158. На торговых объектах должны соблюдаться нормы выхода готовой продукции.
159. Объекты обязаны предоставлять возможность проверки веса и меры продукции.
160. При недостатках в качестве продукции субъект обязан устранить их.
161. Предприниматель гарантирует выполнение предварительных заказов.
162. При отказе от обслуживания, заказчик обязан выкупить продукцию.
7.2. Организация производства и реализации продукции
163. При изготовлении продукции соблюдаются санитарные правила.
164. Реализация осуществляется согласно меню или ассортименту.
165. Меню определяет количество наименований блюд.
166. Оплата производится лицу, обслуживающему потребителя.
167. Объект не имеет права устанавливать минимальную стоимость заказа.
168. При отказе от заказа, объект обязан уведомить заказчика.
169. Некачественные блюда заменяются или возвращаются.
170. Объект обеспечивает хранение личных вещей потребителей.
171. Работники могут не обслуживать лиц, нарушающих порядок.
8. Правила работы мелкорозничной торговой сети
172. Запрещается мелкорозничная торговля вблизи государственных учреждений.
(С изменениями, внесёнными постановлением Кабинета Министров КР от 7 октября 2024 года № 606)
173. Режим работы устанавливается субъектом самостоятельно.
174. Торговля осуществляется с применением контрольно-кассовых машин.
(С изменениями, внесёнными постановлением Кабинета Министров КР от 7 октября 2024 года № 606)
175. Пункты должны соответствовать требованиям безопасности.
176. Каждый пункт должен иметь вывеску с информацией о режиме работы.
177. Пункты должны быть обеспечены необходимым инвентарем.
178. Весы должны быть проверены и находиться на видном месте.
179. Продавцы обязаны иметь документы на реализуемые товары.
180. Не допускается продажа товаров без оформления документов.
181. Все товары должны быть снабжены ярлыками цен.
182. Работники должны соблюдать сроки реализации продукции.
183. Продукты, подлежащие подтверждению, реализуются только с сертификатами.
184. Сопроводительные документы на скоропортящиеся продукты должны содержать информацию о сроках.
185. Ответственность за недоброкачественные товары лежит на субъекте торговли.
186. Запрещается продажа товаров, запрещённых законодательством.
187. При расчете за товары, покупатель получает кассовый чек.
188. Работники должны проходить медицинское освидетельствование.
189. В мелкорозничной торговой сети допускается продажа пищевых продуктов только в упаковке.
Продавец обязан предохранять продукты от загрязнения.
190. Продавец должен содержать пункт в чистоте и соблюдать личную гигиену.
191. Мытье посуды должно соответствовать санитарным требованиям.
При отсутствии условий для мытья, используются одноразовые стаканчики. Их повторное использование запрещено.
9. Контроль за соблюдением правил
192. Контроль за соблюдением правил осуществляется уполномоченными органами.
193. Субъекты, не соблюдающие требования, несут ответственность согласно законодательству.
Обсудим?
Смотрите также: