Нейросети меняют то, как мы думаем и говорим: выводы ученых

По мнению исследователей, искусственный интеллект способен изменить не только наш образ жизни, но и способность человека к мышлению и креативному использованию языка. Такой вывод основан на изучении влияния современных технологий на когнитивные функции, сообщает Hi-Tech Mail.
История показывает, что технологии уже ранее оказывали влияние на работу нашего мозга. Например, таксисты, прежде чем появились системы спутниковой навигации, запоминали множество улиц, что способствовало увеличению гиппокампа — области мозга, отвечающей за пространственную память. Однако с внедрением GPS люди начинают терять навыки ориентирования без навигатора, и активность гиппокампа у них снижается.
Аналогичные изменения могут происходить и в сфере языка. Психолог Лев Выготский еще в начале XX века подчеркивал, что речь и мышление развиваются параллельно, и между ними существует неразрывная связь. Язык не просто выражает уже имеющиеся мысли, он содействует их возникновению.
Когда мы получаем слова от нейросети «в готовом виде», связь между словом и его смыслом начинает ослабевать. В результате мы утрачиваем стремление к выражению собственных мыслей и становимся скорее наблюдателями, чем создателями. В образовательной сфере студенты всё чаще прибегают к генеративному ИИ для написания эссе, резюмирования книг и быстрого решения задач. Преподаватели замечают, что такие студенты создают грамматически корректные тексты, но не понимают их содержание.
Систематический обзор 2024 года продемонстрировал, что чрезмерная зависимость от ИИ негативно сказывается на когнитивных функциях людей, которые предпочитают быстрые решения медленному осмыслению. В исследовании, проведенном с участием 285 студентов из Пакистана и Китая, было выявлено, что использование ИИ приводит к нерешительности и лени. Эксперты отмечают: «ИИ автоматически выполняет рутинные задачи, не позволяя людям развивать свои аналитические и когнитивные способности».
Когда мы перекладываем на ИИ мыслительные задачи, мы не стимулируем работу собственного мозга, что может негативно сказаться на наших языковых навыках и когнитивных способностях.
Нейролингвист Мишель Парадис утверждает, что потеря языковых навыков возникает из-за длительного отсутствия стимуляции. Согласно теории Выготского, язык — это не просто средство передачи идей, а среда, в которой эти идеи формируются. Ребенок приходит в мир, полный впечатлений, но без слов для их описания. Именно через язык он начинает осмысливать этот хаотичный мир.
Влияние широкого распространения ИИ выходит за рамки образовательной сферы. Тот, кто управляет цифровой инфраструктурой языка, контролирует границы воображения и ведения дискуссий. Доверяя алгоритмам управление языком, мы рискуем утратить не только возможность общения, но и личный суверенитет, право на определение окружающей действительности.
Это не означает, что следует отвергать ИИ. Для тех, кто уже имеет прочные отношения с языком, такие инструменты могут служить полезными помощниками. Однако важно сохранить возможность самостоятельно искать слова и формировать смыслы.
Обсудим?
Смотрите также:
