КЫР
Главные новости » Общество » «Манасчынын тарыхы»: История манасчы Сопу уулу Кайдуу
Общество

«Манасчынын тарыхы»: История манасчы Сопу уулу Кайдуу

119
18 февраля в Национальном театре «Манас» состоялась презентация книги «Манасчылар», в которой собраны биографии и истории жизни 150 манасчы, охватывающие последние 500 лет. Автором данной работы является манасчы и директор театра Нурбек Талантбеков.

Книга организована в хронологическом порядке, а стихи, дополняющие истории манасчы, были написаны Рысбаем Исаковым, который заработал место в Книге рекордов Гиннесса за 124-часовое пересказ эпоса «Манас».

По словам Нурбека Талантбекова, манасчы представляют собой нечто большее, чем просто развлечение, это глубокая форма искусства, которая требует понимания и изучения.

«Искусство манасчы и эпос «Манас» обладают уникальными характеристиками, которые до сих пор не полностью исследованы. Это видно из мифов, запечатленных в истории, и из тех событий, свидетелями которых мы стали. Более того, «Манас» вдохновлял народ на подвиги и защиту своей земли. Слова манасчы имели мощное влияние, и такие личности, как Байтик, а также люди с сильным духом, как Кыдыр Аке, считали своим долгом поддерживать это искусство», - отметил он.

Вопрос о том, сколько манасчы дошло до нашего времени, а сколько осталось забытыми, остается открытым. Даже современное общество не может точно определить количество манасчы, существующих сегодня.

Автор книги выразил надежду, что их задача — возвратить имена всех манасчы в народную память. Список будет обновляться в следующих изданиях.

В рамках новой рубрики АКИpress «Манасчынын тарыхы» мы будем рассказывать о жизни и творчестве каждого из 150 манасчы.

Сопу уулу Кайдуу (1865-1950)

Кайдуу Сопу уулу, известный как сказитель и акын-дастанчы, родился в селе Кайырма-Арык, расположенном в волости Түргөн на территории Иссык-Куля. Он принадлежал к роду арык племени Бугу и был учеником таких величайших манасчы, как Чоюке и Назар Болот уулу, а позже стал учителем для знаменитых сказителей Саякбая Карала уулу и Мамбета Чокмор уулу. Он также был близким соратником Кыдыр аке, с которым делил как дорогу, так и хлеб, выполняя роль советчика и опоры.

Первые упоминания о Кайдуу как о сказителе были зафиксированы известным ученым Кусеиным Карасаевым в 1931 году. Карасаев, путешествуя по Иссык-Кульскому региону в поисках манасчы, встретил Кайдуу: «Я нашел старца по имени Кайдуу, жившего к востоку от Каракола. Он был высоким и словоохотливым человеком», - писал он.

Согласно воспоминаниям его ученика Мамбетаалы Ашымбай уулу, Кайдуу в народе был известен прежде всего как исполнитель «Семетея», но также прекрасно знал и другие части эпоса. Например, эпос «Эр Төштүк» был преподан Саякбаю именно у Кайдуу.

Сельчане Калканбай Ашымбаев, Сыргак Арыкбаев и Бурулуш Ашымбаева вспоминали, как в детстве они часто видели Кайдуу: «Мы все были как братья. Манасчы Мамбетаалы часто приглашал Кайдуу к себе, чтобы слушать его сказания и исполнение «Манаса». В 1946 году Касымаалы Жантөшев привёз нашего Кайдуу ата в Көл-Төр, где два месяца записывал от него дастан «Мендирман». Кайдуу также исполнял другие эпосы, такие как «Эр Табылды», «Эр Төштүк», «Жаныш-Байыш», «Томор мерген», «Жүгөрү» и многие другие. Во время Великой Отечественной войны Саякбай Карала уулу часто навещал нас с беркутом. В один из его визитов аксакалы деревни, включая Кайдуу, попросили его рассказать часть «Манаса», которую, как считалось, не знал Кайдуу. На это Саякбай ответил:

Калп айткан менен болобу,

Калп айтып Сакең оңобу.

Калк агасы Какемден,

Канча жомок үлгү алгам.

«Какемден артык билем», – деп,

Кантип эми айта алам?».

Такое признание подчеркивает важность Кайдуу в истории кыргызского устного народного творчества.

Манасчы Рысбай Исаков так описывал творчество Кайдуу Сопу уулу:

Аяндан болуп жарлыгы,

Атадан мурас алдыбы?

Арбындай келип акыры,

Аягы бүтпөй калдыбы?

Айлана берет турбайбы,

Ааламдын бүтпөй ай-жылы.

Алп кара куштай түштөгү,

Асманды жапкан чалгыны.

Асырап ойдун үлкөнүн,

Асылдык болгон байлыгы.

Ыр менен курган дүйнөнүн,

Ырыскы болгон кайрымы.

Назардын алып үлгүсүн,

Нар буура болгон кайрыгы.

Созулган ырчы болгон дейт,

Сопунун уулу Кайдууну.
0 комментариев
Обсудим?
Смотрите также:
Продолжая просматривать сайт report.kg вы принимаете политику конфидициальности.
ОК