Обязательная отработка в госбольницах. Плюсы и минусы инициативы
Редакция Kaktus.media обратилась за комментарием к Бермет Барыктабасовой, руководителю Независимого медицинского профсоюза и эксперту по доказательной медицине.
По её словам, обязательная отработка сталкивается с двумя основными принципами:
- право на свободный выбор профессии и места работы;
- обязанность государства заботиться о благополучии граждан, что включает доступ к медицинским услугам, особенно в удалённых регионах.
Однако, как напомнила Барыктабасова, государство обязано обеспечивать социальное и экономическое благополучие граждан, что включает доступ к качественной медицинской помощи. Для реализации этих обязанностей государство может применять различные меры, включая регулирование трудового рынка в социально значимых сферах, таких как здравоохранение.
"Существует ли юридический конфликт? Законодательное требование об обязательной отработке в государственных учреждениях ограничивает право на свободный выбор места работы. С юридической точки зрения такие ограничения должны быть оправданы и соразмерны. Государство должно обосновать, что без подобных мер оно не сможет выполнить свои обязательства по обеспечению медицинскими кадрами, особенно в удалённых регионах. Поэтому необходимо учитывать политику государства в этой сфере. Кроме того, следует пересмотреть недостаточно эффективную кадровую политику, которая привела к дефициту врачей", - отметила эксперт.
"Согласно Конвенциям МОТ и Конституции, принудительный труд запрещен. Однако обязательная отработка для выпускников, обучавшихся за счёт бюджета, не является принуждением, если это условие было заранее согласовано в договоре. Таким образом, государство может потребовать от врачей отработать пять лет в госучреждениях, если они согласились на это условие при поступлении", - пояснила Барыктабасова.
В некоторых странах существуют схожие программы, однако они часто имеют более мягкие условия. Например, в США студенты, получающие государственные стипендии, могут быть обязаны отработать определённый срок в государственных учреждениях.
"Но это условие является частью добровольного соглашения, а не обязательным требованием для всех выпускников", - акцентировала она.
Положение обязательной отработки: плюсы и минусы по мнению Барыктабасовой
Положительные аспекты:- Обеспечение кадров. Государство инвестирует бюджетные средства в подготовку специалистов и вправе ожидать, что они внесут свой вклад в систему здравоохранения, которая обслуживает большинство граждан.
- Снижение кадрового дефицита. Это помогает заполнить вакансии в государственных учреждениях, особенно в удалённых и малонаселённых районах.
- Гарантированное трудоустройство. Выпускники получают возможность трудоустройства сразу после окончания обучения, что снижает их стресс и неопределённость.
- Увеличение доступности медицинских услуг. Жители регионов получают доступ к квалифицированной медицинской помощи.
- Окупаемость инвестиций. Государство возмещает затраты на обучение, получая от врача отработку в своей системе. Подготовка специалистов стоит значительно дороже, чем обучение, и когда молодые специалисты, обученные за счёт бюджета, уезжают за границу или переходят в частную медицину, государство несёт убытки и не достигает поставленных целей в госсекторе здравоохранения.
- Нарушение прав. Такое требование ограничивает конституционное право на свободный труд.
- Ограничение выбора. Врачи не могут свободно выбирать место работы и специализацию, что может негативно повлиять на их профессиональное развитие.
- Снижение мотивации. Принудительная отработка может привести к выгоранию и низкой мотивации у специалистов, которые планировали работать в частном секторе.
- Упадок качества услуг. Невостребованный персонал может предоставлять услуги низкого качества.
Положительные стороны:
- Накопление опыта. Молодые специалисты получают опыт работы в государственной системе, сталкиваясь с разнообразными случаями и пациентами, прежде чем перейти в частный сектор.
- Обеспечение госсектора специалистами. В течение пяти лет государство удерживает ценных специалистов, которые могли бы сразу перейти в частную практику.
- Стимулирование отработки. Это условие делает отработку более привлекательной, так как это обязательный этап для дальнейшей карьеры в частной медицине.
- Создание искусственного барьера. Запрет может помешать карьерному росту и конкурентоспособности.
- Сдерживание инноваций. Частный сектор быстрее внедряет новые технологии и методы лечения, и молодые врачи, лишённые возможности работать в нём, могут отстать от современных тенденций.
- Эмиграция специалистов. Вместо закрепления кадров, такая мера может привести к тому, что выпускники будут стремиться уехать в страны, где подобных ограничений нет.
"Таким образом, однозначного ответа на вопрос, какое право "выше", не существует. Это вопрос баланса между индивидуальными правами и общественными потребностями в стране", - заключила она.
"Вместо введения жестких ограничений, которые могут вызвать сопротивление, стоит рассмотреть возможность создания сочетания добровольных, но выгодных условий и финансовых стимулов для привлечения и удержания молодых врачей в государственных учреждениях", - предложила эксперт.
По её мнению, для решения проблемы нехватки врачей, особенно в сельской местности, Министерству здравоохранения следует рассмотреть комплексный подход, который объединяет как стимулы, так и определенные обязательства.
- Финансовые стимулы. Предоставление значительных бонусов и субсидий для врачей, работающих в отдалённых районах. Это могут быть "подъемные", ежемесячные надбавки, субсидирование жилья или льготные кредиты.
- Улучшение условий труда. Обеспечение современных технологий и нормальных условий работы в государственных учреждениях. Молодые специалисты должны видеть возможность профессионального роста, а не "застревать" на устаревшем оборудовании. Необходимо создать условия для карьерного продвижения.
- Целевое обучение. Расширение программ целевого обучения, в которых студенты из определённых регионов учатся за счёт бюджета с обязательством вернуться и работать в своём регионе. Это способствует привязанности к месту и притоку кадров.
- Повышение престижа профессии. Проведение информационных кампаний, направленных на повышение престижа работы в госсекторе, особенно в сельских и удалённых районах.
- Развитие телемедицины. Использование современных технологий, чтобы врачи в сельских районах могли консультироваться со специалистами из городов и повышать свою квалификацию, не покидая рабочего места.
Обсудим?
Смотрите также: