7700 детей вне школы: в Бишкеке обсудили барьеры инклюзивного образования
В обсуждении приняли участие представители различных министерств и ведомств, депутаты Жогорку Кенеша, а также международные организации и представители гражданского общества. Это совещание стало ответом на растущий общественный запрос о необходимости справедливых и устойчивых решений для детей с особыми образовательными потребностями (ООП).
Министерство образования и науки предоставило актуальные данные о ситуации: в Кыргызстане более 1,5 миллиона учеников обучаются в 2 394 школах, среди них 29 728 — дети с ограниченными возможностями здоровья. По информации Национального статистического комитета, число детей с инвалидностью до 18 лет составляет 37 637, что говорит о том, что лишь 79,3% из них получают формальное образование. При этом около 7 700 детей остаются вне образовательной системы по различным административным, инфраструктурным и медицинским причинам.
Как отметил министр юстиции и директор НИСИ, заместитель председателя Кабинета Министров А. Баетов, настало время отказаться от устаревших и дискриминационных подходов в образовании и перейти к конкретным реформам, в которых в центре будет находиться не система, а сам ребёнок.
В ходе обсуждения были выявлены основные системные проблемы, включая бюрократические преграды и недостаточную эффективность процедур психолого-медико-педагогических консультаций (ПМПК), которые часто ограничивают право детей на получение образования.
Основные предложения, вынесенные на обсуждение, включали:
адаптацию образовательных стандартов с учётом инклюзивного подхода и индивидуальных образовательных траекторий;
пересмотр нормативных актов, регулирующих деятельность ПМПК;
создание электронного реестра детей с ООП и развитие межведомственного обмена данными;
ограничение приёма здоровых детей в специализированные дошкольные учреждения;
разработку механизмов поддержки частных организаций, внедряющих инклюзивные практики;
устранение дублирующих функций между государственными органами в сфере молодёжной политики.
По итогам совещания была составлена дорожная карта с предложениями, которая будет направлена на рассмотрение в соответствующие государственные органы.
Обсудим?
Смотрите также: