Активисты просят президента сохранить Наццентр по предупреждению пыток
Этот законопроект предполагает ликвидацию Национального центра по предупреждению пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (НЦПП).
Активисты подчеркивают, что речь идет не только о судьбе этой организации, но и о судьбах тысяч людей, находящихся в местах лишения свободы. Его работа имеет жизненно важное значение для того, чтобы государство могло слышать голоса тех, кто страдает и чьи призывы о помощи часто остаются без ответа.
В обращении отмечается, что за 12 лет своего существования НЦПП провел более 12 000 визитов в места лишения свободы, из которых большинство были внезапными. Центр задокументировал более 1 700 случаев пыток и жестокого обращения, подготовил свыше 700 рекомендаций, из которых около 60% были исполнены государственными органами. Благодаря системной работе центра в десятках учреждений произошли значительные улучшения.
Авторы обращения напоминают, что с момента создания Наццентра тюремное население страны сократилось с 18 000 до 6 200 человек, а число женщин в местах лишения свободы уменьшилось с 800 до 200. Закрыты четыре колонии-поселения с тяжелыми условиями содержания, а модернизация началась в трех оставшихся. Также были построены новые учреждения: СИЗО в Джалал-Абаде и колония-поселение в Базар-Коргоне. В колонии в селе Беловодском завершен капитальный ремонт, и условия содержания теперь соответствуют стандартам, исключающим жестокое обращение. Также планируется закрытие детской колонии, и дети будут переведены в условия, соответствующие международным стандартам.
Нельзя недооценивать вклад НЦПП в координацию работы Генеральной прокуратуры, Государственной регистрационной службы КР и Центрального административного суда при Министерстве юстиции, Министерства труда, социальной защиты и миграции, Министерства здравоохранения. Это важно для проверки фактов получения лицами, содержащимися в следственных изоляторах и исправительных колониях, социальных выплат, пособий, пенсий и других льгот, предусмотренных программой государственных гарантий. Эти усилия отражены в годовых отчетах за 2020-2022 годы.
Центр также улучшил доступ к медицинской помощи за счет ресурсов гражданского здравоохранения, построив новую больницу в системе ГСИН и расширив возможности получения медицинской помощи внутри пенитенциарной системы. НЦПП внедрил международные стандарты медицинского документирования пыток и насилия (на основе Стамбульского протокола), которые были утверждены Министерством здравоохранения в 2014 году и кабинетом министров в 2024 году для обязательного применения всеми медицинскими службами. Этот подход привлекает внимание соседних стран Центральной Азии, которые изучают опыт Кыргызстана как успешную модель.
Все эти достижения представляют собой реальные изменения в жизни людей и стали возможными благодаря независимому мандату НЦПП, его системной работе и поддержке государства, которое демонстрировало политическую волю к нулевой терпимости к пыткам. Упразднение НЦПП может свести на нет эти усилия и обесценить международно признанный вклад Кыргызстана в борьбу с жестоким обращением.
В 2024 году было зафиксировано 151 обращение по фактам пыток, но в 95% случаев было отказано в возбуждении уголовных дел, а только два дела дошли до суда. Тем не менее, именно благодаря независимым проверкам НЦПП выявлено более 300 случаев жестокого обращения. Зафиксированы случаи смертей в СИЗО, несоответствия медицинских заключений, рост насилия в отношении женщин, детей и уязвимых групп. Все это подчеркивает необходимость эффективного мониторинга, который в данный момент выполняет только НЦПП.
При принятии закона имели место грубые нарушения процедурных норм. Положение о ликвидации НЦПП было добавлено лишь ко второму чтению законопроекта, без предварительного обсуждения с профильными комитетами, гражданским обществом или самим центром. Законопроект не содержит переходных положений, не определяет судьбу текущих дел и мониторинга. Это создает риск системного провала: мониторинг может остановиться на месяцы, оставляя людей в СИЗО и колониях без посещений и без ответа на жалобы. Это может привести к правовому и институциональному вакууму в одной из самых чувствительных сфер. Нельзя разрушать действующий механизм без четкого плана перехода.
Международное признание вклада Кыргызстана в борьбу с пытками подчеркивает важность сохранения НЦПП. Ликвидация этой структуры обесценит многолетние усилия государства. Уважаемый Садыр Нургожоевич, как глава государства, вы обладаете полномочиями принять верное решение в сложившейся ситуации.
Активисты призвали президента наложить вето на законопроект, который подписали более 70 человек.
К обращению прилагается сравнение сильных и слабых сторон двух моделей правозащитных институтов, предотвращающих пытки.
Юридическая независимость | Закреплена в отдельном законе; прямой мандат в рамках ФПКПП | Подчиненность парламенту (Жогорку Кенешу); риск политического влияния |
Функциональная независимость | Отдельная структура с собственным штатом и управлением | Мандат встраивается в более широкий орган с другими задачами и приоритетами |
Фокус и специализация | Узкоспециализирован на предотвращении пыток и жестокого обращения | Широкий мандат по правам человека; превентивная работа будет лишь одной из функций по остаточному принципу |
Право на внезапные визиты | Закреплено законом и реализуется на практике | В настоящий момент отсутствует; омбудсмен действует преимущественно по жалобам и заходит с предварительным предупреждением о визите |
Эффективность на практике | Проведено >12 000 визитов, задокументировано >1 700 случаев пыток, более 700 рекомендаций | Нет опыта и практики систематического мониторинга закрытых учреждений |
Международное признание | Признан одной из лучших моделей НПМ в регионе (ООН, SPT); рекомендации УПО и CAT поддерживают модель | Закон об омбудсмене не соответствовал Парижским принципам и не соответствует в новой редакции |
Исполнение рекомендаций | ~60% НЦПП исполнены государственными органами, доказанная результативность | Неизвестно, как превентивные рекомендации будут реализовываться в смешанной модели |
Финансирование | Отдельная бюджетная строка, целевое использование | Финансовые гарантии и объем бюджета не прописаны; риск сокращения ресурсов для исполнения мандата в полном объеме |
Статус и защита персонала | Специализированный штат с опытом и защитой от давления в соответствии со статьей в законе (иммунитет от воспрепятствования) | Судьба текущего штата неясна; возможна потеря компетентных специалистов, нет иммунитета |
Прозрачность и подотчетность | Публикации отчетов с участием гражданского общества, работа координационного совета | Неясно, как будет обеспечена прозрачность в новой модели |
Обсудим?
Смотрите также: