Чтение людей: что значит по-настоящему понимать окружающих
Что подразумевается под выражением «разбираться в людях»? Это биологически предопределенная способность или результат жизненного опыта? Как мы можем оценить свою способность к пониманию окружающих? И возможно ли развить этот навык в зрелом возрасте? Об этом говорит бизнесмен и специалист по нетворкингу Максим Фельдман, автор книги «Homo Amicus: Деловой человек в поисках друга».
Что, если способность разбираться в людях — это не просто умение оценить их умственные и моральные качества, но также способность отвечать на более глубокие вопросы, такие как: «Что он хочет?» или «Каковы его истинные чувства?»
Важно отметить, что существует прямая связь между тем, как мы понимаем окружающих, и тем, насколько мы разобрались сами в себе.
Томас Гоббс, английский философ XVII века, отмечал:
…Совсем недавно стало популярным утверждение, что мудрость приходит не от чтения книг, а от общения с людьми… Однако есть и другая мудрость, которая потерялась: если бы люди больше задумывались о себе, они могли бы лучше понимать друг друга. Это афоризм nosce te ipsum (познай самого себя). Он подчеркивает, что тот, кто будет анализировать свои мысли и эмоции, сможет понять, что испытывают другие.
В конце 1980-х годов психолог Питер Фонаги ввел понятие «ментализация», которое стало основополагающим для понимания межличностного взаимодействия. В России это явление также называется «модель психического развития». Я предпочитаю использовать термин «ментализация» из-за его интуитивной ясности.
В кратком изложении, ментализация — это способность предсказывать и объяснять поведение людей, основываясь на их мнениях, чувствах и намерениях.
Когда мы общаемся с кем-то, мы невольно создаем в своем сознании модель его разума, что приводит к терминам «теория разума» и «модель психического».
Очевидно, что чем ближе наши отношения с человеком, тем точнее и более детализировано наше понимание его мышления. В противном случае наше восприятие остается поверхностным и ограничивается лишь догадками.
Каждая социальная связь требует от нас определенных усилий для понимания другого человека. Именно поэтому в среднем мы можем поддерживать связь только с 150 людьми.
Недавно мой знакомый Роман поделился со мной своей попыткой наладить дружеские отношения с Андреем, который также является моим знакомым. Они оба предприниматели и работают над совместным проектом. Роман начал проявлять инициативу, приглашая Андрея на различные мероприятия, но тот постоянно отказывался по причине занятости.
— Почему он так себя ведет? — спросил меня Роман, будучи озадаченным.
Я знал обоих и предположил, что причина может быть связана с религиозностью Андрея. На следующей встрече я спросил Романа, знает ли он, что Андрей — глубоко верующий человек.
— Нет, не знал! Мы никогда не обсуждали это, — удивился Роман.
Я объяснил ему, что Андрей не демонстрирует свою религиозность, особенно в среде, где распространены алкоголь и вольные шутки. Роман начал осознавать, что его манера общения может не подходить для человека с другими ценностями.
Различия в взглядах на мораль и религию могут серьезно повлиять на наши отношения. Если эти различия становятся слишком значительными, близкая дружба вряд ли возможна, даже если у нас есть общие интересы.
Вернемся к Роману. Его удивление было понятным, поскольку он никогда не задумывался о религиозных убеждениях Андрея. Возможно, он сам не раз избегал обсуждать свои взгляды с теми, кто обладает кардинально иными убеждениями. Это ограниченное понимание может мешать нам правильно интерпретировать поведение других людей.
К сожалению, иногда мы не понимаем, почему наше предложение о дружбе остается без ответа, что приводит к раздражению или обиде.
Тест Салли и Энн: основные аспекты ментализации
Изучение способности к пониманию чужих мыслей и чувств стало актуально, когда психиатры начали исследовать аутизм. Ученые обнаружили, что дети с аутичными чертами испытывают трудности с ментализацией, что повлияло на разработку методик обучения и поддержки таких людей.
Ментализация критически важна для любого социального взаимодействия и формируется у детей в раннем возрасте. Базовая способность различать свое знание и знания других формируется примерно к 4–4,5 годам. Для оценки этой способности используется тест «Салли и Энн». Если у вас есть дети в возрасте от трех до пяти лет, попробуйте провести этот тест.
Необходимы две куклы — Салли и Энн. Покажите ребенку, как они играют с мячом и двумя коробками. Салли кладет мяч в черную коробку, а затем выходит из комнаты. Энн перекладывает мяч в белую коробку. Когда Салли возвращается, спросите: «Где Салли будет искать мяч?»
Трехлетний ребенок, скорее всего, укажет на белую коробку, поскольку знает, где находится мяч. Ребенок старше 4–4,5 лет укажет на черную коробку, так как понимает, что Салли не знает о перемещении мяча. Это осознание, что у других могут быть отличные от твоих мысли и убеждения — важный шаг в развитии интеллекта.
Кто твой друг?
Ментализация — это не просто игра ума, а основа нашего социального интеллекта. Она позволяет нам не только слышать слова, но и чувствовать скрытые смыслы, учитывая выражения лиц, интонации и эмоциональные состояния. Это ключ к пониманию человеческих отношений: без этого навыка невозможно сопереживание и взаимодействие с окружающими.
Российские психологи Сергиенко, Уланова и Лебедева отмечают:
Модель психического — основа социального познания. Понимание психического состояния другого человека (мыслей, убеждений, желаний) необходимо для успешного взаимодействия. Умение интерпретировать психические состояния других помогает людям лучше взаимодействовать с миром.
Эта способность может быть названа рефлексией. Хотя рефлексия в первую очередь относится к самопознанию, она также необходима для анализа взаимодействий с другими.
Несмотря на то, что изучение ментализации началось сравнительно недавно, философы задавались этими вопросами задолго до появления психологии. Например, знаменитая фраза Рене Декарта «Cogito ergo sum» подразумевает не только мыслительные процессы, но и способность осознавать свои чувства и мысли в контексте общения с другими.
Можно ли развить навык ментализации в зрелом возрасте? Да, однако это потребует значительных усилий.
В фильме «Расплата» с Беном Аффлеком есть интересный момент. Главный герой, математический гений с аутизмом, попадает в тюрьму, где находит наставника, который помогает ему развивать социальные навыки. В одной из сцен наставник объясняет, как важно обращать внимание на эмоциональный контекст общения.
Эта сцена демонстрирует, что ментализация включает в себя понимание не только эмоций, но и намерений и желаний других людей. Для этого необходимо учитывать социальный контекст взаимодействия, что приходит с опытом.
Маскинг и компенсация
Почему я упоминаю людей с аутическими чертами? Потому что именно с этой темой связано много исследований ментализации. Многие из нас могут иметь аутичные черты, которые не были диагностированы, и даже незначительные трудности в социальном взаимодействии могут быть связаны с этим.
Примером может служить Владимир, успешный управленец, который заметил, что ему сложно понимать сложные социальные ситуации. Он пытался компенсировать это другими навыками, но вскоре осознал, что давление возрастает.
Владимир понял, что его проблемы похожи на те, что испытывают люди с аутизмом, которые используют маскинг — накладывание «масок» для успешного общения. Однако это требует значительных усилий и истощает ресурсы.
По рекомендации коуча Владимир прошел диагностику и обнаружил, что его трудности связаны с низким уровнем ментализации. Он неплохо считывал намерения одного человека, но терялся в сложных социальных ситуациях.
Эта диагностика стала откровением для Владимира, и он решил работать над собой, поняв, что у него есть системные ограничения в межличностном взаимодействии. С помощью специалистов и регулярных тренировок он начал развивать свои навыки, включая составление библиотеки социальных сценариев и упражнения на эмоциональный интеллект.
Обсудим?
Смотрите также: