«Стройка века» или флагманский проект с 30-летней историей. Все о железной дороге Китай—Кыргызстан—Узбекистан (интервью)
По словам главы государства, реализация этого проекта значительно увеличит грузопоток в Кыргызстан, что в свою очередь приведет к росту торговли, туризма и промышленности, а также улучшит доступ к удаленным районам страны.
Издание Tazabek опубликовало интервью с Алмазом Тургунбаевым, заместителем министра транспорта и коммуникаций Кыргызской Республики. В ходе беседы он рассказал о событиях, предшествующих этому знаковому начинанию, которому предшествовала тридцатилетняя история.
Заместитель министра акцентировал внимание на трудностях и вызовах, с которыми столкнулись разработчики проекта на всех его этапах.
- В конце прошлого года в Кыргызстане началась реализация самого масштабного проекта по строительству железной дороги Китай—Кыргызстан—Узбекистан. Идея этого проекта возникла в начале 90-х, когда Китай активизировал свою железнодорожную и автомобильную инфраструктуру. Можете рассказать о том, как все начиналось?
- Концепция создания железнодорожной магистрали, соединяющей Китай, Кыргызстан и Узбекистан, возникла в 1996 году после того, как китайское правительство объявило о начале строительства Южно-Синьцзянской железной дороги.
Для завершения нового транспортного коридора, который соединит тихоокеанские порты с Персидским заливом и Средиземным морем, требовалось соединить существующие железнодорожные линии Узбекистана и Китая, построив небольшой участок на территории Кыргызстана.
Первым шагом к исследованию этого проекта стал меморандум, подписанный в апреле 1997 года в Ташкенте между Министерством железных дорог КНР, Министерством транспорта и коммуникаций Кыргызстана и ГАК «Узбекистон темир йуллари», который стал основой для последующих изысканий и предпроектных работ.
Для осуществления первоначальных исследований по жизнеспособности проекта была создана совместная экспертная группа и рабочая комиссия, которые проанализировали несколько возможных маршрутов новой железной дороги.
В 2002 году китайское правительство предоставило Кыргызстану технический грант, что позволило разработать предварительное технико-экономическое обоснование (ТЭО) строительства этой магистрали.
В ходе предварительного ТЭО, подготовленного первым проектно-изыскательским институтом Министерства железных дорог Китая, были установлены целесообразность и преимущества новой магистрали по сравнению с существующими транспортными коридорами.
На основе полученного ТЭО были согласованы технические решения и достигнуто соглашение по модели финансирования проекта. Эти договоренности легли в основу соглашения о сотрудничестве между правительством КНР, Кабинетом министров Кыргызстана и правительством Узбекистана, подписанного 6 июня 2024 года.
С целью реализации этого соглашения, 26 июля 2024 года в Бишкеке была зарегистрирована ОсОО «Железнодорожная компания «Китай—Кыргызстан—Узбекистан».
20 декабря 2024 года в здании Администрации президента «Ынтымак-Ордо» состоялась церемония подписания Инвестиционного соглашения между Кабинетом министров и ОсОО «Железнодорожная компания «Китай—Кыргызстан—Узбекистан».
Документ был подписан министром транспорта и коммуникаций Кыргызстана Абсаттаром Сыргабаевым и председателем совета директоров компании Чжун Шэнгуем. А уже 27 декабря 2024 года состоялась церемония начала строительства железной дороги.
- Вы упомянули о восьми вариантах маршрута, какие из них были выбраны для реализации проекта?
- На протяжении всех переговоров рассматривались различные варианты маршрута и ширины колеи.
Стороны обсуждали технические и финансовые аспекты, но в итоге в 2022 году было принято решение выбрать так называемый «комбинированный» маршрут через Торугарт—Арпа—Кош-Добо—Макмал—Жалал-Абад, по которому к середине 2023 года завершились работы по разработке ТЭО.
- Почему был выбран именно этот маршрут?
- Этот маршрут отвечает всем требованиям для создания кратчайшего пути для быстрого транзита грузов, а также оставляет возможность для дальнейшего развития местных железнодорожных линий. Кроме того, в районе Макмала планируется создание логистического центра, так как он пересекается с автомобильной дорогой Север—Юг.
Переходная станция будет размещена в Макмале, так как природно-климатические условия здесь более благоприятные по сравнению с Торугартом, высота которого достигает 3600 метров над уровнем моря, что создает сложности для логистических операций. В Макмале же предполагается расположить станцию на высоте около 1900 метров, что обеспечит комфортные условия для работы и жизни, а также даст возможность использовать имеющиеся земельные ресурсы.
- Известно, что выбор ширины колеи стал предметом долгих дискуссий. Какое решение было принято?
- В рамках комбинированного варианта на участке от Торугарта до Макмала будет применяться колея 1435 мм, а от Макмала до Жалал-Абад — 1520 мм.
- Каковы преимущества этого проекта для Кыргызстана и чего страна может ожидать от этой железной дороги?
- Проект строительства железной дороги Китай—Кыргызстан—Узбекистан является одним из ключевых для развития инфраструктуры в Кыргызстане. Новый коридор станет важным соединением для доступа к рынкам Юго-Восточной и Западной Азии, а также Ближнего Востока.
Этот маршрут обеспечит доставку грузов из Китая в Кыргызстан и далее в Центральную Азию, включая Турцию и страны Евросоюза.
Проект повысит конкурентоспособность Кыргызстана на международном рынке транзитных перевозок, сокращая время и расстояние доставки.
Реализация данного проекта окажет положительное влияние на социально-экономическое развитие экономики страны, улучшая транспортные услуги и инфраструктуру. Он также укрепит межрегиональные связи и поможет достичь целей по диверсификации транспортных маршрутов в Центральной Азии.
По предварительным оценкам, сокращение расстояния между Восточной Азией и Ближним Востоком составит около 900 км, а время в пути сократится до 10 суток.
- Реализация проекта осуществляется тремя сторонами - Китаем, Кыргызстаном и Узбекистаном. Как обстоят дела с его реализацией в каждой из стран?
- Строительство железной дороги рассматривается как отдельный компонент общего железнодорожного коридора.
Проектирование и строительство участков на территории Китая и реконструкция узбекского участка возлагается на эти страны.
Согласно соглашению о сотрудничестве, подписанному 6 июня 2024 года, Китай и Узбекистан завершат строительные работы на своей территории параллельно с окончанием строительства в Кыргызстане.
- Какова общая стоимость проекта и источники его финансирования? Какова стоимость строительства для Кыргызстана?
- Согласно инвестиционному соглашению, Совместная проектная компания (СПК) отвечает за строительство и финансирование железной дороги, включая все связанные с этим риски.
Вклад Кыргызстана в капитал СПК составляет 24,5%. После завершения инвестиционного периода железная дорога полностью перейдет в собственность Кыргызстана.
Ориентировочная стоимость проекта по предварительным расчетам составляет около 4,7 миллиарда долларов США.
- Какие работы в настоящее время проводятся в Кыргызстане?
- В настоящее время ведется работа по проектированию временных технических дорог, организации временного электроснабжения, установлению границ полосы отвода железной дороги и разработке детальной проектно-сметной документации.
- Этот проект сложный, так как дорога проходит через труднодоступные районы. С какими трудностями уже столкнулись участники проекта?
- Проект сталкивается с множеством сложностей, таких как горные хребты, высокогорные условия, низкие температуры и геологические риски, что делает строительство чрезвычайно сложным.
Одной из основных проблем является необходимость проходить через высокогорные районы, что сравнимо с проектом железной дороги Цинхай—Тибет.
Участие Китайской государственной железнодорожной корпорации также вселяет уверенность, так как у них есть опыт в строительстве дорог в сложных природных условиях.
- Многочисленные эксперты предполагают, что проект будет реализован в течение 5-6 лет. Каковы ваши прогнозы по времени реализации?
- В инвестиционном соглашении указано, что СПК должна начать строительство как можно скорее и соблюдать график работ, указанный в ТЭО.
По данным ТЭО, срок строительства составит 6 лет.
СПК обязуется соблюдать стандарты охраны здоровья, безопасности и защиты окружающей среды, а также придавать приоритет трудоустройству местных жителей и использованию местных товаров и услуг.
Справочно:
Строительство железнодорожной ветки Китай—Кыргызстан—Узбекистан позволит сократить расстояние в коридоре «Восток—Запад» на 900 км и существенно сэкономить время и средства.
Соглашение по проекту было подписано 6 июня 2024 года в Пекине представителями транспортных ведомств трех стран.
По данным Первого проектно-изыскательского института железных дорог Китая, протяженность участка железной дороги на территории Кыргызстана составит 311,76 км. В рамках проекта планируется построить 18 станций, 81 мост общей длиной 26,1 км и 41 тоннель общей протяженностью 120,39 км.
Длина мостов и тоннелей составит 146,49 км, что составляет 47% от общей длины участка в Кыргызстане.
На станции «Макмал» будет осуществляться смена колеи с 1435 мм на 1520 мм. Протяженность участка с шириной колеи 1520 мм (Макмал—Жалал-Абад) составит 142 км, а с шириной колеи 1435 мм (Торугарт—Макмал) — 169,6 км.
Максимальная скорость по данному маршруту составит до 120 км/ч.
Ранее, на заседании Жогорку Кенеша 19 июня, Минтранс КР представил схему финансирования проекта.
Общий объем инвестиций составляет 4 млрд 665 млн долларов, из которых:
- 50% или 2 млрд 332 млн долларов — собственные средства, в том числе от Китая — 1 млрд 187 млн долларов, от Кыргызстана — 573 млн долларов, от Узбекистана — 573 млн долларов.
- Остальная половина (2 млрд 332 млн долларов) будет обеспечена долговым финансированием от финансирующего банка.
Соглашение было подписано 6 июня 2024 года в Пекине руководителями транспортных ведомств трех стран.
Уполномоченные организации для строительства выбраны следующим образом:
- от Китая — China Railway International при государственной корпорации «Китайские железные дороги»;
- от Кыргызстана — государственное предприятие «НК «Кыргыз темир жолу»;
- от Узбекистана — акционерное общество «Узбекистон темир йуллари».
Для строительства участка на территории Кыргызстана три организации создадут Совместную проектную компанию с распределением долей:
- уполномоченная организация от китайской стороны или её дочерняя компания — 51%;
- уполномоченная организация от Кыргызстана — 24,5%;
- уполномоченная организация от Узбекистана — 24,5%.
China Railway International, «Кыргыз темир жолу» и «Узбекистон темир йуллари» будут вносить капитал для формирования уставного капитала проектной компании в указанных долях.
Обсудим?
Смотрите также: