КЫР
Главные новости » Эксклюзив » «Стройка века» или флагманский проект с 30-летней историей. Все о железной дороге Китай—Кыргызстан—Узбекистан (интервью)
Эксклюзив

«Стройка века» или флагманский проект с 30-летней историей. Все о железной дороге Китай—Кыргызстан—Узбекистан (интервью)

422
В конце 2024 года Кыргызстан стал свидетелем начала грандиозного строительного проекта, который стал самым крупным за всю историю независимости страны. 27 декабря Садыр Жапаров, президент страны, официально открыл строительство железной дороги, соединяющей Китай, Кыргызстан и Узбекистан.

По словам главы государства, реализация этого проекта значительно увеличит грузопоток в Кыргызстан, что в свою очередь приведет к росту торговли, туризма и промышленности, а также улучшит доступ к удаленным районам страны.

Издание Tazabek опубликовало интервью с Алмазом Тургунбаевым, заместителем министра транспорта и коммуникаций Кыргызской Республики. В ходе беседы он рассказал о событиях, предшествующих этому знаковому начинанию, которому предшествовала тридцатилетняя история.

Заместитель министра акцентировал внимание на трудностях и вызовах, с которыми столкнулись разработчики проекта на всех его этапах.

- В конце прошлого года в Кыргызстане началась реализация самого масштабного проекта по строительству железной дороги Китай—Кыргызстан—Узбекистан. Идея этого проекта возникла в начале 90-х, когда Китай активизировал свою железнодорожную и автомобильную инфраструктуру. Можете рассказать о том, как все начиналось?

- Концепция создания железнодорожной магистрали, соединяющей Китай, Кыргызстан и Узбекистан, возникла в 1996 году после того, как китайское правительство объявило о начале строительства Южно-Синьцзянской железной дороги.

Для завершения нового транспортного коридора, который соединит тихоокеанские порты с Персидским заливом и Средиземным морем, требовалось соединить существующие железнодорожные линии Узбекистана и Китая, построив небольшой участок на территории Кыргызстана.

Первым шагом к исследованию этого проекта стал меморандум, подписанный в апреле 1997 года в Ташкенте между Министерством железных дорог КНР, Министерством транспорта и коммуникаций Кыргызстана и ГАК «Узбекистон темир йуллари», который стал основой для последующих изысканий и предпроектных работ.

Для осуществления первоначальных исследований по жизнеспособности проекта была создана совместная экспертная группа и рабочая комиссия, которые проанализировали несколько возможных маршрутов новой железной дороги.

В 2002 году китайское правительство предоставило Кыргызстану технический грант, что позволило разработать предварительное технико-экономическое обоснование (ТЭО) строительства этой магистрали.

В ходе предварительного ТЭО, подготовленного первым проектно-изыскательским институтом Министерства железных дорог Китая, были установлены целесообразность и преимущества новой магистрали по сравнению с существующими транспортными коридорами.
На основе полученного ТЭО были согласованы технические решения и достигнуто соглашение по модели финансирования проекта. Эти договоренности легли в основу соглашения о сотрудничестве между правительством КНР, Кабинетом министров Кыргызстана и правительством Узбекистана, подписанного 6 июня 2024 года.

С целью реализации этого соглашения, 26 июля 2024 года в Бишкеке была зарегистрирована ОсОО «Железнодорожная компания «Китай—Кыргызстан—Узбекистан».

20 декабря 2024 года в здании Администрации президента «Ынтымак-Ордо» состоялась церемония подписания Инвестиционного соглашения между Кабинетом министров и ОсОО «Железнодорожная компания «Китай—Кыргызстан—Узбекистан».

Документ был подписан министром транспорта и коммуникаций Кыргызстана Абсаттаром Сыргабаевым и председателем совета директоров компании Чжун Шэнгуем. А уже 27 декабря 2024 года состоялась церемония начала строительства железной дороги.

- Вы упомянули о восьми вариантах маршрута, какие из них были выбраны для реализации проекта?

- На протяжении всех переговоров рассматривались различные варианты маршрута и ширины колеи.

Стороны обсуждали технические и финансовые аспекты, но в итоге в 2022 году было принято решение выбрать так называемый «комбинированный» маршрут через Торугарт—Арпа—Кош-Добо—Макмал—Жалал-Абад, по которому к середине 2023 года завершились работы по разработке ТЭО.

- Почему был выбран именно этот маршрут?

- Этот маршрут отвечает всем требованиям для создания кратчайшего пути для быстрого транзита грузов, а также оставляет возможность для дальнейшего развития местных железнодорожных линий. Кроме того, в районе Макмала планируется создание логистического центра, так как он пересекается с автомобильной дорогой Север—Юг.

Переходная станция будет размещена в Макмале, так как природно-климатические условия здесь более благоприятные по сравнению с Торугартом, высота которого достигает 3600 метров над уровнем моря, что создает сложности для логистических операций. В Макмале же предполагается расположить станцию на высоте около 1900 метров, что обеспечит комфортные условия для работы и жизни, а также даст возможность использовать имеющиеся земельные ресурсы.

- Известно, что выбор ширины колеи стал предметом долгих дискуссий. Какое решение было принято?

- В рамках комбинированного варианта на участке от Торугарта до Макмала будет применяться колея 1435 мм, а от Макмала до Жалал-Абад — 1520 мм.

- Каковы преимущества этого проекта для Кыргызстана и чего страна может ожидать от этой железной дороги?

- Проект строительства железной дороги Китай—Кыргызстан—Узбекистан является одним из ключевых для развития инфраструктуры в Кыргызстане. Новый коридор станет важным соединением для доступа к рынкам Юго-Восточной и Западной Азии, а также Ближнего Востока.

Этот маршрут обеспечит доставку грузов из Китая в Кыргызстан и далее в Центральную Азию, включая Турцию и страны Евросоюза.

Проект повысит конкурентоспособность Кыргызстана на международном рынке транзитных перевозок, сокращая время и расстояние доставки.

Реализация данного проекта окажет положительное влияние на социально-экономическое развитие экономики страны, улучшая транспортные услуги и инфраструктуру. Он также укрепит межрегиональные связи и поможет достичь целей по диверсификации транспортных маршрутов в Центральной Азии.

По предварительным оценкам, сокращение расстояния между Восточной Азией и Ближним Востоком составит около 900 км, а время в пути сократится до 10 суток.

- Реализация проекта осуществляется тремя сторонами - Китаем, Кыргызстаном и Узбекистаном. Как обстоят дела с его реализацией в каждой из стран?

- Строительство железной дороги рассматривается как отдельный компонент общего железнодорожного коридора.

Проектирование и строительство участков на территории Китая и реконструкция узбекского участка возлагается на эти страны.

Согласно соглашению о сотрудничестве, подписанному 6 июня 2024 года, Китай и Узбекистан завершат строительные работы на своей территории параллельно с окончанием строительства в Кыргызстане.

- Какова общая стоимость проекта и источники его финансирования? Какова стоимость строительства для Кыргызстана?

- Согласно инвестиционному соглашению, Совместная проектная компания (СПК) отвечает за строительство и финансирование железной дороги, включая все связанные с этим риски.

Вклад Кыргызстана в капитал СПК составляет 24,5%. После завершения инвестиционного периода железная дорога полностью перейдет в собственность Кыргызстана.

Ориентировочная стоимость проекта по предварительным расчетам составляет около 4,7 миллиарда долларов США.

- Какие работы в настоящее время проводятся в Кыргызстане?

- В настоящее время ведется работа по проектированию временных технических дорог, организации временного электроснабжения, установлению границ полосы отвода железной дороги и разработке детальной проектно-сметной документации.

- Этот проект сложный, так как дорога проходит через труднодоступные районы. С какими трудностями уже столкнулись участники проекта?

- Проект сталкивается с множеством сложностей, таких как горные хребты, высокогорные условия, низкие температуры и геологические риски, что делает строительство чрезвычайно сложным.

Одной из основных проблем является необходимость проходить через высокогорные районы, что сравнимо с проектом железной дороги Цинхай—Тибет.

Участие Китайской государственной железнодорожной корпорации также вселяет уверенность, так как у них есть опыт в строительстве дорог в сложных природных условиях.

- Многочисленные эксперты предполагают, что проект будет реализован в течение 5-6 лет. Каковы ваши прогнозы по времени реализации?

- В инвестиционном соглашении указано, что СПК должна начать строительство как можно скорее и соблюдать график работ, указанный в ТЭО.

По данным ТЭО, срок строительства составит 6 лет.

СПК обязуется соблюдать стандарты охраны здоровья, безопасности и защиты окружающей среды, а также придавать приоритет трудоустройству местных жителей и использованию местных товаров и услуг.

Справочно:

Строительство железнодорожной ветки Китай—Кыргызстан—Узбекистан позволит сократить расстояние в коридоре «Восток—Запад» на 900 км и существенно сэкономить время и средства.

Соглашение по проекту было подписано 6 июня 2024 года в Пекине представителями транспортных ведомств трех стран.

По данным Первого проектно-изыскательского института железных дорог Китая, протяженность участка железной дороги на территории Кыргызстана составит 311,76 км. В рамках проекта планируется построить 18 станций, 81 мост общей длиной 26,1 км и 41 тоннель общей протяженностью 120,39 км.

Длина мостов и тоннелей составит 146,49 км, что составляет 47% от общей длины участка в Кыргызстане.

На станции «Макмал» будет осуществляться смена колеи с 1435 мм на 1520 мм. Протяженность участка с шириной колеи 1520 мм (Макмал—Жалал-Абад) составит 142 км, а с шириной колеи 1435 мм (Торугарт—Макмал) — 169,6 км.

Максимальная скорость по данному маршруту составит до 120 км/ч.

Ранее, на заседании Жогорку Кенеша 19 июня, Минтранс КР представил схему финансирования проекта.

Общий объем инвестиций составляет 4 млрд 665 млн долларов, из которых:

- 50% или 2 млрд 332 млн долларов — собственные средства, в том числе от Китая — 1 млрд 187 млн долларов, от Кыргызстана — 573 млн долларов, от Узбекистана — 573 млн долларов.

- Остальная половина (2 млрд 332 млн долларов) будет обеспечена долговым финансированием от финансирующего банка.

Соглашение было подписано 6 июня 2024 года в Пекине руководителями транспортных ведомств трех стран.

Уполномоченные организации для строительства выбраны следующим образом:

- от Китая — China Railway International при государственной корпорации «Китайские железные дороги»;

- от Кыргызстана — государственное предприятие «НК «Кыргыз темир жолу»;

- от Узбекистана — акционерное общество «Узбекистон темир йуллари».

Для строительства участка на территории Кыргызстана три организации создадут Совместную проектную компанию с распределением долей:

- уполномоченная организация от китайской стороны или её дочерняя компания — 51%;

- уполномоченная организация от Кыргызстана — 24,5%;

- уполномоченная организация от Узбекистана — 24,5%.

China Railway International, «Кыргыз темир жолу» и «Узбекистон темир йуллари» будут вносить капитал для формирования уставного капитала проектной компании в указанных долях.
0 комментариев
Обсудим?
Смотрите также:
Продолжая просматривать сайт report.kg вы принимаете политику конфидициальности.
ОК