Реформа инклюзивного образования: обновлены правила психолого-медико-педагогической консультации
Согласно новому положению:
«Теперь заключение ПМПК будет выдаваться исключительно родителям, и передача этого документа образовательным учреждениям возможна только с их письменного согласия. Рекомендации ПМПК относительно условий обучения разрабатываются с учетом предпочтений семьи, которая имеет полный право выбора школы.»
Родители вправе присутствовать на обследованиях и участвовать в обсуждении рекомендаций. Если семья дает согласие, рекомендации становятся обязательными для исполнения образовательными учреждениями.
Реформа основана на междисциплинарном подходе, в рамках которого психологи, дефектологи, логопеды и медицинские специалисты совместно проводят всестороннюю диагностику, выявляя нужды ребенка и условия, необходимые для его обучения. Деятельность консультаций будет переведена в цифровой формат с использованием платформы «Э-Күндөлүк» и интеграцией с системой электронного здравоохранения, что позволит избежать дублирования процедур и улучшить доступ к услугам, особенно в удаленных регионах. Новая модель направлена на раннее выявление детей с особыми образовательными потребностями и развитие инклюзивного образования по всей стране.
Обновление ПМПК стало частью реализации указа президента от 10 марта 2025 года «О дополнительных мерах по повышению эффективности и дебюрократизации системы государственной службы» (УП №83). Новое положение, утвержденное постановлением Кабинета министров от 17 октября 2025 года № 680, соответствует законодательству «Об образовании», «О правах и гарантиях лиц с инвалидностью» и международным нормам.
Инициатива по внесению изменений исходила от Министерства юстиции и Национального института стратегических инициатив, которые 23 июня представили пакет мер по реформированию инклюзивного образования и молодежной политики. Эти предложения отражают растущий общественный запрос на справедливые и устойчивые механизмы поддержки детей с особыми образовательными потребностями.
По данным НИСИ, закон «Об образовании» был обновлен в 2023 году с учетом инклюзии, однако многие учреждения продолжали работать по устаревшим документам 1995 и 2004 годов. Для устранения несоответствий НИСИ и Минюст провели анализ нормативной базы, организовали консультации с государственными органами и встречи с родителями детей с особенностями развития. На основе выявленных вопросов Министерство просвещения отменило более полутора тысяч устаревших приказов и начало разработку новых правил, соответствующих современным требованиям.
Минюст и НИСИ намерены продолжить работу над совершенствованием нормативной базы, чтобы повысить качество услуг и доступность образования для всех детей.
ПМПК является важным элементом в развитии инклюзивного образования, так как представляет собой формат профессионального обследования, в ходе которого специалисты совместно определяют образовательные потребности ребенка и необходимые условия для его обучения. Через ПМПК формируются рекомендации по адаптации программ, применению специальных методик и разработке индивидуальной траектории. Качество этой работы напрямую влияет на возможность обучения ребенка с особыми образовательными потребностями в обычной школе и получения необходимой поддержки. Поэтому обновление правил ПМПК является ключевым аспектом реформы инклюзивного образования и влияет на доступность обучения для детей по всей стране.
Обсудим?
Смотрите также:
