Инклюзивное образование в КР: как мама ребенка пытается сломать систему
«Отсутствие программы для особенных детей»
Вопрос инклюзивного образования в Кыргызстане становится все более актуальным. Несмотря на множество заявлений и планов, система образования сталкивается с серьезными трудностями в обучении детей с особыми образовательными потребностями. Родители таких детей готовы не только заботиться о своих детях, но и вносить предложения по улучшению ситуации. Бермет Асанкулова, одна из активных матерей, уже два года пытается изменить сложившуюся систему, которая, по ее словам, напоминает трясину.
Она рассказала Vesti.kg о своем опыте, когда отсутствуют специализированные программы в школах Кыргызстана. В таких условиях родителям приходится самостоятельно искать подходящие методики и материалы. Бермет недоумевает, почему Министерство просвещения игнорирует эту важную социальную проблему, а учителя не проявляют заинтересованности в сотрудничестве.
«Мой сын закончил второй класс в этом году. Он обучается дома, но посещает школу. Учительница, похоже, не хочет приходить к нам, и проводит занятия в школе. Я не против, даже наоборот, это удобно для нас, и ему нравится. Но проблема в том, что отсутствует программа для детей с особыми потребностями. Мне приходится самой искать учебные материалы. Я изучила много методик за 10 лет, и предлагаю учительнице свои находки, зная, что они будут полезны. К сожалению, она отказывается. Неясно, в чем причина: возможно, это лень или нежелание изучать, как работать с детьми с особыми потребностями», - делится Бермет.
Тем не менее, когда мать занимается с сыном математикой или чтением дома, они достигают хороших результатов.
«Я предлагаю педагогам использовать методики, которые проверила у него дома, и он с удовольствием воспринимает материал. Я говорю: «Давайте не путать ребенка. У меня есть ресурсы, я распечатаю вам, как работать по этой методике», но учительница отказывается и продолжает обучать его так же, как обычных детей. Это приводит к путанице в его голове. Я задаюсь вопросом, зачем еще больше сбивать его с толку и подчиняюсь требованиям учителя», - отметила она.
Похожие проблемы возникают и в процессе обучения чтению.
«Для особенного ребенка выучить буквы и научиться читать гораздо сложнее. Мы занимаемся дома, он начинает запоминать и повторять. Когда я предлагаю учителю использовать этот метод, опять получаю отказ. Мы, как родители, часто слышим, что есть «необучаемые» дети, но на самом деле они обучаемы, если найти к ним подход. Мы просим учителей оказать нам помощь», - добавила Бермет.
«Возможно, учителям это невыгодно, так как требуется больше ресурсов для работы с такими детьми. Я это понимаю, поэтому нам нужна поддержка со стороны государства. Учителя должны получать достойную оплату, ведь обучать наших детей действительно непросто. В первом классе у моего сына была старая учительница, которую забрали в Россию. Новая старается, но не идет на сотрудничество. Она не понимает, что без совместных усилий ничего не получится. Возможно, нужны дополнительные курсы по инклюзивному образованию для наших педагогов. Я подумываю обратиться в Кыргызскую академию образования, чтобы они изучили методы и составили план обучения. Учителя должны быть осведомлены о различных подходах и применять их в зависимости от ребенка», - предлагает Бермет.
По ее словам, претензии родителей особенных детей направлены не на учителей, а на саму систему образования.
«Эта проблема распространена повсеместно, даже в Академии наук. У нас нет информации по инклюзивному образованию. Мы, родители, ищем решения, участвуем в курсах, смотрим онлайн-лекции из России и Америки, покупаем обучающие материалы, чтобы понять, как обучают детей. Мы готовим документы, но Министерство просвещения не идет навстречу, утверждая, что не выделит деньги. Мы хотим донести до них, что детей можно обучить, пока они маленькие. Их следует подготовить сейчас, чтобы они не стали зависимыми от пособий в будущем. Это вопрос: либо министерство не понимает наши потребности, либо мы не можем донести свои мысли», - выражает свое недовольство Бермет Асанкулова.
«В первый год обучения моего сына я обращалась к завучам и директору за помощью, но они перекладывали ответственность на министерство, утверждая, что выполняют указания. После этого я перестала обращаться и сама начала изучать различные проекты, оформлять презентации и предлагать министерству сотрудничество. Это не только для меня, но и для других родителей.
Мой ребенок, да, он невербальный и требует особого подхода. Но ему нравится общаться со сверстниками. А есть вербальные дети, которые не могут находиться среди других. Когда мы обращаемся в министерство, нам говорят: «Это здорово, ваша презентация замечательная», но на деле ничего не меняется», - подводит итог она.
Бермет также рассказала, что переехала в Балыкчи специально ради школы.
«В регионах легче устроить ребенка в школу, чем в столице. Я родом из Бишкека и живу в Иссык-Кульской области два года. Я здесь мало кого знаю. Родители детей с особыми потребностями заняты своими делами, не у всех есть время изучать документы или бороться с системой. Но такие родители есть, и мы общаемся онлайн, например, с Джалал-Абадом, делимся опытом и советами. Мы пытаемся что-то сделать, но нам нужна поддержка от государства. Мы уже два года мучаемся, думаем, может, стоит обратиться к Байсалову (заместитель председателя кабинета министров по социальным вопросам - прим. ред.) или к президенту напрямую», - размышляет мать.
Она призывает Министерство просвещения принять меры для улучшения ситуации с инклюзивным образованием в школах.
«Необходимо разработать индивидуальные образовательные программы для таких детей, учитывающие их особенности. Например, подходы к обучению детей с аутизмом и детей с ДЦП различаются. Первым шагом должна стать разработка индивидуальных программ, затем создание инклюзии в школах. Особенные дети должны находиться среди своих сверстников. Я предложила создать ресурсные классы в нашей и других школах. Министерство образования поддержало эту идею и попросило предоставить материалы для изучения. Они согласны с тем, что вместо создания отдельной школы, что требует больших затрат и времени, лучше оборудовать классы в каждой школе для особых детей. Есть дети, которые могут учиться среди обычных учеников, но если ребенок требует особого внимания, ресурсный класс может служить продленкой. В этом классе он будет изучать академические предметы, а другие занятия, такие как рисование или музыка, проводить среди обычных детей. Главное, чтобы дети находились в окружении своих сверстников. Ресурсные классы звучат более привлекательно, чем коррекционные, ведь в них нет дискриминации», - предлагает Бермет Асанкулова.
На сегодняшний день инклюзивное образование в Кыргызстане — это не просто тренд, а необходимость. Создание условий, при которых каждый ребенок, независимо от своих особенностей, сможет получить качественное образование и развиваться в соответствии со своими способностями, позволит в будущем воспитать достойное поколение. Только совместные усилия родителей, учителей и государства могут привести к успеху. Родители готовы, теперь слово за государством.
Фото www
Обсудим?
Смотрите также: