«Манасчынын тарыхы»: История манасчы Эркебая Бердибай уулу
Собранные материалы представлены в хронологическом порядке, а поэтические дополнения к историям каждого манасчы были написаны Рысбаем Исаковым, который вошел в Книгу рекордов Гиннесса за 124-часовое пересказание эпоса «Манас».
По словам Нурбека Талантбекова, манасчы — это не просто развлечение, а искусство, обладающее уникальными чертами, которые до сих пор не до конца поняты наукой. Это искусство оставило след в мифах и событиях, которые мы наблюдаем. Эпос «Манас» вдохновлял людей на великие свершения и защиту своего народа и земли, и слова манасчы были неоспоримо мощными. Именно поэтому такие личности, как Байтик и Кыдыр Аке, высоко ценили традицию сказительства и стремились поддерживать её», — отметил он.
Как много имен манасчы сохранилось до наших дней, а сколько осталось неизвестным? Общество до сих пор не знает точного количества манасчы, существующих сегодня.
Автор книги подчеркнул, что их главная задача — донести имена всех манасчы до широкого круга. Списки будут обновляться в следующих изданиях.
В рамках новой рубрики АКИpress «Манасчынын тарыхы» мы предлагаем рассказ о жизни и творчестве каждого из 150 манасчы.
Бердибай уулу Эркебай (1874(76)-1930)
Эркебай Бердибай уулу родился в зимовье Кереге-Таш, в селе Арал, находящемся на территории современного Манасского района. В 1929 году он стал жертвой репрессий по ложному обвинению в том, что «был бийем», и в следующем году был расстрелян в тюрьме Молдованова в Чуйской области. Его корни уходят в род акбай племени Саруу.
С детства Эркебай проявлял интерес к словесному искусству, с удовольствием слушал ораторов и впитывал их речь. Существенное влияние на его становление как манасчы оказал его дальний родственник, певец Мейман, сын Кайназара. По воспоминаниям манасчы Ынаша, Эркебай часто говорил: «Моя популярность среди народа и выбор в бийем во многом благодаря моему дяде Мейману, который был уважаемым мастером слова и манасчы. Я ему безмерно обязан».
Среди народа Эркебай получил прозвище «Эркебай чечен» — красноречивый Эркебай. Существует несколько легенд о происхождении этого прозвища. Одна из них гласит, что он заслужил его, примирив Кыдыралы и Байбола, которые поссорились из-за власти. Другая версия рассказывает о том, как Эркебай предотвратил конфликт между кыргызами и казахами на большом аше у Калабая, за что его стали звать «бала чечен» — юный оратор.
Его выбрали бием за честность и мастерство в нахождении подходящих слов, которые помогали разрешать споры как судебного, так и житейского характера. Благодаря своему красноречию и способности говорить в стихах с пословицами, он всегда находился в центре внимания.
Шакирти Ынаш вспоминал: «Когда Эркебай начинал говорить, все вокруг замирали. Его слова словно завораживали, и ты сам не замечал, как следовал за ними».
О своем первом выступлении он говорил так:
«Кара кийик туулган жылым
Кыйын болду ушул кылым.
Келишкен тээ алыстан каапырларың,
Катарды бузуп койду билдим бүгүн».
Эркебай обладал множеством талантов, был не только оратором, но и человеком с проницательным умом, предвидевшим изменения. Жумабай уулу Бейшебай оставил о нем воспоминание:
«Когда я был молод, я пас овец у Жапакбая Жаманак уулу. Однажды он отправил меня за десятью овцами и козами к своему брату Саке. На обратном пути я наткнулся на белую юрту Эркебая. Он позвал меня и пригласил внутрь. Мы долго беседовали, и его слова запомнились надолго:
«Настанет хорошее время. Народ окрепнет. Исчезнут кочующие по оврагам, повсюду построят дома из самана и глины, ровными рядами. Хорошее и дурное перемешается. Девушки сами будут выбирать себе женихов, а женщины возьмут на себя управление семьей и обществом. Появится много заносчивых, и это обернётся бедой для народа. Старики не будут выходить из домов, никто не будет слушать ни сыновей, ни дочерей. Сноха станет главной, а муж будет следовать за женой, будто без узды. Я боюсь этого. Но всё же наступят хорошие дни... Увижу ли я их, не знаю. Моя судьба туманна. Помню тревожный сон с матерью, после которого долго не мог уснуть. Бейшебай, я верю: ты доживёшь до тех времён. Если они наступят, вспомни: «Эркебай айткан эле» — «Об этом говорил Эркебай».
Старожилы утверждают, что Эркебай щедро делился знаниями, направляя молодых людей в соответствии с их способностями. Благодаря его наставничеству, такие мастера, как знаменитый на весь Советский Союз Алымкул Үсөнбаев, известный в Таласе Ынаш, сын Кумаша, и Сыдык уулу Ысмайыл, стали известными манасчы и акынами.
Когда Алымкул стал популярным импровизатором и исполнителем, Эркебай сказал ему: «Алымкул, у тебя есть дар в песне и сказительстве, но ты трусоват. У тебя есть огромное преимущество: ты играешь на комузе, у тебя приятный голос, и ты запоминаешь каждую песню, как бы длинной она ни была. За это у тебя открыты все четыре стороны света. Не теряй этот дар. Это и есть мое бата — благословение тебе».
Эти слова сбылись: Алымкул стал любимцем двух эпох. Однако он никогда открыто не признавался, что его первым учителем был Эркебай, боясь осуждения, ведь в то время говорили: «эски бийди, кулакты мактаба» — «не хвали старого бия и кулака». Время было непростое.
Согласно воспоминаниям, Эркебай начал рассказывать «Манас» только в возрасте двадцати лет. Его ученики Ынаш и Ысмайыл гордо заявляли: «Мы учились у Эркебая». Позже их учеником стал известный фольклорист Асанкан Жуманалиев.
В 1923 году в село Арал приехал собиратель фольклора Каюм Мифтаков, который записал из уст Эркебая фрагменты эпоса «Манас», назидательные песни, мудрые басни, пословицы, поговорки, загадки и скороговорки. Эти записи до сих пор хранятся в фонде рукописей Национальной академии наук Кыргызстана.
Обсудим?
Смотрите также: