«Манасчынын тарыхы»: История манасчы Жакшылыка Сарык уулу
Содержание книги организовано в хронологическом порядке, а стихи, дополняющие истории манасчы, были написаны Рысбаем Исаковым, который также вошел в Книгу рекордов Гиннесса за 124-часовое исполнение эпоса «Манас».
По словам Нурбека Талантбекова, манасчы — это не просто форма искусства или развлечение под музыку.
«Искусство манасчы и вселенная «Манаса» обладают уникальными качествами, которые до сих пор недостаточно изучены. Это видно из мифов, сохранившихся в истории, и из событий, свидетелями которых мы стали. Эпос «Манас» вдохновлял героев на подвиги, на защиту народа и земли, и влияние слов манасчы не имело равных. Именно поэтому такие личности, как Байтик, и люди с внутренней силой, как Кыдыр Аке, считали за честь поддерживать и развивать искусство сказительства», - отметил он.
Вопрос о том, сколько имен манасчы сохранилось до настоящего времени и сколько осталось в тени истории, остается открытым. Даже сегодня точное количество манасчы неизвестно.
Автор книги подчеркивает свою миссию — донести до народа имена всех манасчы, и планирует дополнить список в будущих изданиях.
В рамках новой рубрики АКИpress «Манасчынын тарыхы» мы будем знакомить читателей с жизнью и творчеством каждого из 150 манасчы.
Сарык уулу Жакшылык (1880-1934)
Жакшылык родился в живописной Иссык-Кульской долине, в районе Шаты, и принадлежал к роду такабай племени Бугу. В народе его знали как «Кара ырчы».
К сожалению, информации о его жизни крайне мало — не сохранилось ни письменных источников, ни документальных свидетельств. Все, что нам известно, это его родословная и устные предания о себе, переданные в стихах:
Атакем бугу кайыптан,
Энекем марал кайыптан.
Тоо айланып, таш баскан,
Жел кайыптын тукуму.
Асыл, Белек, Арыктан –
Атагым чыккан булбулмун.
Андан берки чоң атам,
Айтылуу асыл Такабай.
Андан берки бир атам,
Асыл Төкөм деп уктум.
Андан кийин чоң атам,
Асыл тууган Байтемир.
Байтемирден Ыйман деп,
Ыймандан туулган Сарык деп.
Асыл Сарык баласы
Жакшылык акын уулу деп,
Өзүм чыктым жашымдан.
С раннего возраста Жакшылык начал погружаться в мир поэзии — в девять лет он уже начал осваивать искусство слова, а в двенадцать стал выступать перед публикой.
Его поэма «Жылдыз» («Звезда») принесла ему широкую популярность. Благодаря захватывающему сюжету и мелодичному исполнению, этот дастан быстро завоевал любовь слушателей.
До достижения 25 лет Жакшылык активно участвовал в народных праздниках, где он исполнял роли глашатая и импровизировал стихи, радуя публику своим талантом:
Сермелип атка мингенден,
Жээлигип үйгө токтобой.
Тогуз жашка чыканча,
Токтолбодум мен шордуу.
Жуманын кадыр түнүндө,
Уйку соонун ортодо,
Он эки жаш чагымда,
Жамак сөз кирди оозума.
Эки сары кыз келип,
Түкүрүп кетти тилиме.
Жамак кир деп диниме.
Жакшыларга жанаштым,
Жаңыртып айтып, мен чыктым.
Ичимде ырдым кени бар,
Ий дедирбейт жаныбар.
Оозумда ырдын кени бар,
Оо дедирбейт жаныбар.
Жамак ырым айтканда,
Жаңылбай кетет жаагым.
Түйүлбөйт менин ичегим.
Канча улук алдында,
Какшатып ырдап турганда,
Комсунбайт менин билегим,
Козголбой менин жүрөгүм.
Он двенадцати лет ему приснились две девушки, которые подошли к нему, плюнули ему на язык и исчезли. С этого момента у Жакшылыка открылся дар, и он начал странствовать по селам, прославившись как жамакчы ырчы — народный певец и импровизатор.
В возрасте 25 лет он пережил откровение, которое длилось три дня и три ночи. После этого он начал исполнять эпос «Сейтек». Этот важный момент в его жизни он описывал так:
Жыйырма беште кезимде,
Күнү-түнү үч күндө:
Аян берип өзүмө,
Түшүмдө келди көзүмө.
Белги берип береним:
«Жамагыңды ташта да.
Акыры мени айткын», – деп.
Түшүмдө сөзүн уккан соң,
Жамакты мындай таштадым.
«Семетей» менен «Сейтекти»,
Ошондо кайра баштадым.
В 1929 году Хусейн Карасаев, вместе с Б. Жаркынбаевым и О. Мамыркановым, отправился на поиски манасчы и семетейчи вокруг озера Иссык-Куль, и именно Жакшылык стал их находкой. У него они записали эпосы «Семетей» и «Сейтек», которые составили 12 томов и были переданы в фонд рукописей Национального центра изучения «Манаса» и художественной культуры.
Сам Кара ырчы Жакшылык так описывал свою жизнь и деятельность, посвященную прославлению героев:
«Семетей» менен «Сейтекти»,
Катар айттым чакылдап.
Акын-ырчы атанып.
Жашымда берген кесипти,
Карыганча таштабай
Айтып жүрдүм какылдап.
Когда записывали его истории о героях, секретари спросили его о биографии. В ответ он спел уже знакомую историю, где есть строчка: «Мне сорок девять лет». Это позволяет предположить, что он родился примерно в 1880 году.
В его варианте эпоса судьба героя, защитника народа и земли, была предначертана задолго до появления Семетея. Перед рассказом о Семетее упоминается мечта Манаса, который сокрушается по поводу отсутствия наследника, а также благословение Кошоя на поминках у Көкөтөя. После рождения Семетея Манас отправляется в большой поход в Пекин.
В интерпретации Жакшылыка Манас одерживает победу над Коңурбаем и допрашивает жителей Орто и Чет Бээжина. В этот момент его скакун Аккула получает ранение, а сам Манас получает травму головы. Узнав об этом, Каныкей переодевается в мужскую одежду и сопровождает Манаса до его усыпальницы. Манас выражает Каныкей свою благодарность, поручая Чыйырды и Семетея Бакаю. Позже он вызывает Абыке и Көбөша, высказывает им недовольство и поручает им заботу о Каныкей. Зная о кознях врагов, Каныкей просит: «После поминок моего мужа кто-то из вас должен позаботиться обо мне и воспитать Семетея».
Хотя варианты Жакшылыка манасчы хранятся в фонде рукописей и отдельные статьи о них были опубликованы, глубокие исследования и детальный анализ пока не проводились. Известно, что в 1924 году в газете «Ак жол», официальном издании Центрального Комитета Туркестанской АССР, была опубликована статья о Жакшылыке как исполнителе эпоса «Семетей».
Рысбай Исаков в своем сборнике «Манасчылар» так описывал Жакшылыка-семетея:
Мурастуу сөздү жактырып,
Муундан муунга тапшырып.
Көөнөдөн келген жомокту,
Көөдөнгө салып бактырып.
Сөөлөтүн багып асырап,
Сөзүнөн тумар тактырып.
Аздектүү ойду күтө албас,
Арсызды деми жапшырып.
Бейчеки сөздүү бечелди,
Белинен бүктөй капшырып.
Өтүптүр далай манасчы,
Өнөрүн жанга маш кылып.
Өтөйүн санап ар бирин,
Өзүмө кылып тапшырык.
Санакка кирсин Кара ырчы,
Сарыктын уулу Жакшылык.
Обсудим?
Смотрите также: