«Манасчынын тарыхы»: История манасчы Абдыкерима Беки уулу
В книге информация о манасчы представлена в хронологическом порядке, а дополнения к их историям в виде стихов подготовил манасчы Рысбай Исаков, который вошел в Книгу рекордов Гиннесса за 124-часовое пересказ эпоса «Манас».
Нурбек Талантбеков отметил, что манасчы и искусство сказительства – это не просто развлечение, а нечто гораздо более глубокое и значимое.
«Искусство манасчы и мир эпоса «Манас» обладают уникальными качествами, которые до сих пор не полностью изучены наукой. Это подтверждается мифами, сохранившимися на страницах истории, и теми событиями, свидетелями которых мы являемся. Эпос «Манас» вдохновлял героев на подвиги и борьбу за народ и землю. Слова манасчы оказывали мощное воздействие, и такие личности, как Байтик и Кыдыр Аке, считали своей честью поддерживать и укреплять традицию сказительства», - сообщил он.
Сколько имен манасчы дошло до наших дней, и сколько осталось неизвестными? Даже сейчас общественность не может точно сказать, сколько манасчы существует.
Автор книги подчеркивает, что их задача – донести имена всех манасчы до народа, и планируется дальнейшее дополнение списка в следующих изданиях.
В новой рубрике АКИpress «Манасчынын тарыхы» мы будем рассказывать о жизни и творчестве каждого из 150 манасчы.
Абдыкерим Беки уулу (1880-?)
Абдыкерим Беки уулу родился в 1880 году в селе Сейдикум, расположенном в Базар-Коргонском районе. Он принадлежал к роду аркалык племени Мундуз и обучался искусству исполнения эпоса «Манас» у своего отца.
С ранних лет Абдыкерим проявлял поэтический талант — он слагал стихи на тоях, народных праздниках и игрищах, а также обладал отличным знанием народных сказаний и устных преданий.
По записям, он исполнил эпизод «Манастын кыз Сайкалды алышы» («Как Манас взял в жёны Сайкал»), который был зафиксирован и передан в фонд рукописей Академии наук Киргизской ССР.
В своей терме «Манасчылар» Рысбай Исаков вспоминает Абдыкерима Беки уулу следующими строками:
Эмгекти кылып кеңири,
Эл үчүн төксөң териңи.
Өлбөскө өмүр айланат,
Өрнөктүн болбой кемиги.
Илгери болуп жүрүшүң,
Ийриңди түздөйт Теңири.
Оңуна салат Жараткан,
Оң кылып кыйшык жериңи.
Ошондой жандын бири экен,
Орошон болгон пейили.
Оёндор жөнүн айтканда,
От ороп алоо демиңи.
«Кайыптын кызы Сайкал» деп,
Каптаткан ырдын селини.
Берметин сөздүн айтчу дейт.
Бекинин Абдыкерими.
Обсудим?
Смотрите также: